Патент на изобретение №2270037

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2270037 (13) C1
(51) МПК

A61M21/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004119000/14, 22.06.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.06.2004

(45) Опубликовано: 20.02.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2076745 C1, 10.04.1997. RU 2223795 C1, 20.02.2004. RU 2182020 C2, 10.05.2002. RU 2122442 C1, 27.11.1998. US 6554763 A, 29.04.2003. US 6425764 A, 30.07.2002. СМИРНОВ И. и др. Психотехнологии. М., Прогресс, 1995, с.269-293.

Адрес для переписки:

454091, Челябинская обл., г.Челябинск, ул. Труда, 157, каб.28-4, патентный отдел Челябинского ЦНТИ, пат.пов. Н.К.Скрипкиной

(73) Патентообладатель(и):

Пальчик Марк Яковлевич (RU)

(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии. Пациента обучают навыкам концентрации и деконцентрации внимания по отдельности. После этого его обучают распределению внимания, при этом часть внимания пациент концентрирует на объекте тревоги, а другую часть внимания направляет на осознание дискомфортных ощущений в теле. Затем обучают навыку ассоциировать тело с пространственным объемом расширенного размера. После этого пациент одновременно концентрирует часть внимания на объекте тревоги и деконцентрирует другую часть внимания внутри тела для осознания всех болезненных ощущений и их эволюции при одновременном расслаблении всех групп мышц и применяет предварительно созданный навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенном до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема. Далее пациента побуждают, при сохранении деконцентрации части внимания внутри тела концентрировать другую часть внимания на всех дискомфортных ощущениях, одновременно усиливая их до максимально возможного значения и сохраняя состояние расслабленности мышц до появления и распространения по всему телу ощущения тепла или других ощущений комфорта и покоя в сочетании с возникновением устойчиво спокойного отношения к событиям, вызывавшим стресс. Способ расширяет арсенал средств для восстановления физического и психоэмоционального комфорта. 4 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для оздоровления людей. Изобретение позволяет восстанавливать душевное равновесие, избавляться от психологических травм, корректировать физический и психоментальный дискомфорт, управлять психоэмоциональным состоянием.

Известен способ оздоровления организма с помощью выполнения специальных упражнений по системе Хатха-Йога с концентрацией внимания на органах, показанных при выполнении той или иной позы, и воздействием на точки (см. “Йога и здоровье: Практическое руководство”, Иванов Ю.М. М., 1991 г.). Упражнения, выполняемые по системе Хатха-Йога, направлены на регуляцию того или иного органа путем концентрации на нем и/или в месте расположения соответствующих чакр, связанных с работой данного органа, внимания пациента. В ходе выполнения определенных упражнений пациент добивается медитативного устранения физического и психоментального дискомфорта путем сознательной трансформации энергии своих ощущений и эмоций.

Недостатком способа оздоровления по системе Хатха-Йога является сложность и длительность овладения всеми приемами. Кроме того, само учение включает необходимость овладения специальной философией для достижения высшей цели слияния с Духом Вселенной.

Внимание непосредственно связано с восприятием (см. Психологический словарь. Ростов-на-Дону, 2003, изд. “Феникс”, стр.77, статья “Восприятие”). Восприятие имеет три основные модальности: зрительную, слуховую и связанную с телесными ощущениями – осязательную.

Известен способ исследования параметров концентрации и/или ослабления зрительного внимания пациента, включающий регистрацию, анализ и изображение биоэнергетических параметров, преобразуемых в электрические сигналы (см. патент RU №2099007, опубл. 20.12.1997 г.). Особенностью известного способа является исследование биоэнергетических параметров осознаваемой и неосознаваемой пациентом визуальной информации, воспринимаемой как периферийным, так и центральным зрением.

Известен способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта, включающий воспоминание тревожного инцидента и снятие эмоционального напряжения в нем с последующим аналогичным воспоминанием и разряжением всей совокупности тревожных инцидентов (см. патент RU 2076745, М. Кл. 6: А 61 М 21/00, опубл. 10.04.97 г., “Способ восстановления душевного равновесия”), выбранный заявителем в качестве прототипа.

В известном способе для снятия эмоционального напряжения пациенту предлагают мыслеобразно ассоциировать инцидент с объемным пятном. После того как пациент представил пятно, предлагают приводить его в движение, осветлять, затем осветленное пятно мысленно ассоциировать с сюжетным изображением того же инцидента. При снижении эмоционального напряжения в момент его восприятия процедуру прекращают.

Недостатком известного способа является нестойкость результата снятия эмоционального напряжения из-за того, что образ проблемы, выраженной в виде пятна, подвергается произвольному волевому ментальному воздействию во время искусственного движения и высветления, приводящему к неконтролируемым последствиям, в частности к возвращению болезненных и дискомфортных состояний.

Кроме того, ментальный выбор цвета и формы и использование только визуального образа объекта может не совпадать с естественным для данного организма процессом ассоциации, что делает процедуру восстановления душевного равновесия неэкологичной.

В результате снижается эффективность снятия эмоционального напряжения, восстановления физического и психоэмоционального комфорта.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности, стойкости результата снятия эмоционального напряжения, обеспечение возможности саморегуляции, управления собой для независимого решения собственных физических и психоментальных проблем.

Технический результат достигается тем, что в способе восстановления физического и психоэмоционального комфорта, включающем трансформацию энергии стрессовых состояний путем воспоминания тревожного инцидента, последующей чувственно-визуальной ассоциации с объектом тревоги и снятия эмоционального напряжения, согласно изобретению пациента обучают навыкам концентрации и деконцентрации внимания по отдельности, после этого его обучают распределению внимания, при котором часть внимания пациент концентрирует на объект тревоги, а другую часть внимания направляет на осознание дискомфортных ощущений в теле, затем обучают навыку ассоциировать тело с пространственным объемом расширенного размера, после этого пациент одновременно концентрирует часть внимания на объекте тревоги, деконцентрирует другую часть внимания внутри тела для осознания всех болезненных ощущений и их эволюции при одновременном расслаблении всех групп мышц и применяет предварительно созданный навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема, далее пациента побуждают, при сохранении деконцентрации части внимания внутри тела, концентрировать другую часть внимания на всех дискомфортных ощущениях, одновременно усиливая их до максимально возможного значения и сохраняя состояние расслабленности мышц до появления ощущения тепла или других ощущений комфорта и покоя, обусловленного трансформацией негативной эфирной энергии визуального образа объекта эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний симптома болезни в позитивную.

Кроме того, в способе восстановления физического и психоэмоционального комфорта навыкам концентрации внимания обучают, используя центральное внимание и возможность фокусировки зрения на объекте, когда смотрят на объект центральным зрением и кинестетически ощущают зрительную ориентировочную и ассоциативную реакцию.

При этом в способе восстановления физического и психоэмоционального комфорта каждое ощущение сопоставляют с визуальным аналогом, ассоциативно связанным с ним посредством мысленного образа.

Кроме того, в способе восстановления физического и психоэмоционального комфорта навыкам деконцентрации внимания обучают, используя расфокусированное зрение и периферийное внимание, рассматривая одновременно два объекта, не глядя ни на один из них, а глядя между ними или вокруг них, или сквозь них.

Кроме того, в способе восстановления физического и психоэмоционального комфорта при обучении пациента навыкам деконцентрации внимания тренируют периферийное внимание путем рассматривания пациентом множества объектов с максимальной полнотой и без четкости восприятия.

Категорию “восприятие” можно объяснить, если использовать психологические категории “фигура-фон” (см. Психологический словарь. Ростов-на-Дону, 2003, изд. “Феникс”, стр.550, статья “Фигура и фон”). Восприятие может быть организовано таким образом, чтобы внимание пациента было целиком направлено на фигуру, в этом случае можно говорить о концентрации внимания, а может быть организовано так, чтобы внимание было направлено на фон – тогда можно говорить о деконцентрации внимания или о периферийном внимании.

Говоря о визуальной модальности восприятия, можно различать центральное и периферийное зрение. Тогда под концентрацией внимания можно понимать такой тип восприятия, когда акцент ставится на центральном зрении, а под деконцентрацией внимания можно понимать такой тип восприятия, когда акцент ставится на периферийном зрении.

То же самое происходит в модальности, связанной с телесными ощущениями. При восприятии, в частности разглядывании объекта, всегда возникают тонкие телесные ощущения, они есть во всем теле. Но мы можем воспринимать эти ощущения по-разному. В одном случае ощущения можно воспринимать так, как если бы мы смотрели на них периферийным зрением, т.е. замечая тонкие ощущения в разных частях тела, никакие из них не выделяя более других. Периферийное зрение можно сравнить с движением глаз в отсутствии объекта наблюдения, во время представлении отсутствующего, но знакомого объекта. Эти движения могут осуществляться через значительный интервал времени после предъявления объекта и регистрируются обычно после инструкции наблюдателю представить себе тот или иной объект (см. книгу “Образ и деятельность”, В.П.Зинченко, М.-В., 1997 г., стр.180).

Ю.Б.Гиппенрейтер и А.Н.Леонтьев, зарегистрировавшие движения глаз после тахистоскопического предъявления наборов цифр, считают их внешним двигательным выражением некоторого внутреннего протекающего во времени процесса в зрительной системе (см. книгу “Образ и деятельность”, В.П.Зинченко, М.-В., 1997 г., стр.181).

За концентрацию внимания и способность влиять на происходящее во внешнем мире отвечает центральное внимание индивидуума.

Ощущения можно воспринимать, выделяя для себя какую-то наиболее сильную часть из них, как если бы мы смотрели на нее центральным зрением, концентрируя и фокусируя на них как на объектах центральное зрение. Сильная концентрация на одном впечатлении вызывает нечувствительность ко всем прочим впечатлениям.

Анализ функций микродвижений глаз, исследованных Г.Барлоу (см. книгу “Образ и деятельность”, В.П.Зинченко, М. – В., 1997 г., стр.138), показывает, что при концентрации внимания, когда испытуемому предлагается новая зрительная задача или новая точка фиксации, наблюдается увеличение числа микродвижений глаз как необходимый компонент зрительной оринетировочной реакции на новое.

С концентрацией и деконцентрацией внимания связаны две составляющие личной силы человека. С концентрацией – воля и активность, способность к осознанным трансформирующим действиям. С деконцентрацией внимания связаны чувствительность и выдержка, придающие этим действиям адекватность и точность.

Способность концентрировать внимание развивается не сразу, она связана с интеллектом человека.

Способность к деконцентрации внимания свойственна всем людям и является древним свойством человека.

Умения трансформации негативной эфирной энергии стрессовых состояний пациента взаимосвязаны с навыками концентрации и деконцентрации его внимания.

Навыкам концентрации внимания обучают, используя центральное внимание и возможность фокусировки зрения на объекте, когда смотрят на объект центральным зрением и кинестетически ощущают зрительную ориентировочную и ассоциативную реакцию. Каждое ощущение можно сопоставить с ассоциативно связанным с ним образом, например цветовое пятно. Несмотря на то, что процесс такого сопоставления всегда субъективен, полученный таким способом образ, называемый визуальным аналогом ощущения, позволяет визуализировать дискомфортные или болезненные ощущения.

Концентрация внимания, помимо фокусировки зрительного внимания пациента на определенном предмете или объекте тревоги, или дискомфортном, болевом ощущении в теле, и фокусировки волевого усилия, включает, по мнению автора, период последующего наблюдения за зрительными и ассоциативными реакциями, проявляемыми в виде мыслеобразных и телесных ощущений. В данном случае пациент извлекает информацию об ощущениях и мыслит кинестетически, использует кинеститический анализатор (см. “Взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора и психомоторики человека”, эл. адрес в Интернете:

www.voppsyl.ru/4y/ISSSUES/1990/902/902132.php(155KБ).

Ощущаемые пациентом в данном случае мыслеобразы являются эффективным способом коммуникации с физиологическим процессами в плане диагностики и лечения, поскольку болезнь сама визуализируется, особенно, в символических образах.

Для визуализации телесных ощущений предлагают пациенту ассоциировать свое тело с пространственным объемом, образно ощутить расширение объема тела таким образом, чтобы объект тревоги субъективно ощущался внутри расширенного объема тела, и удерживать данные ощущения определенное время.

Деконцентрацию внимания пациент осуществляет в том случае, если нужно повысить чувствительность и воспринимать одновременно все, что происходит: оттенки настроения и звучание голосов присутствующих, осознавать все телесные ощущения и их эволюции в течение определенного периода времени.

Навыкам деконцентрации внимания обучают, используя расфокусированное зрение, когда смотрят одновременно на два объекта, не глядя ни на один из них, а глядя между ними или вокруг них, или сквозь них. Объекты, воспринимаемые периферийным вниманием, пациент видит нечетко, но зато все сразу в максимальной полноте.

Овладение навыками концентрации и деконцентрации внимания по отдельности позволяет пациенту ассоциировать физиологические процессы организма, связанные с эмоциональными переживаниями, дискомфортными ощущениями и переживаниями симптома болезни с символическими образами, визуализировать болезнь в символических образах, трансформировать негативную эфирную энергию визуального образа объекта эмоционального напряжения, физического или психоментального дискомфорта в позитивную энергию. Как правило, трансформация негативной энергии связана у пациента с появлением ощущения тепла или других ощущений комфорта и покоя.

Обучение пациента распределению внимания, при котором часть внимания пациент концентрирует на объекте тревоги, а другую часть внимания деконцентрирует на дискомфортных ощущениях в теле, позволяет пациенту в образной форме извлекать глубоко запрятанную в подсознание информацию о себе. К.Юнг показал, что образы служат компенсацией ограниченных возможностей осознания.

Навык распределения внимания между центральным и периферийным позволяет в дальнейшем справляться с достаточно сложными проблемами, в том числе с острыми и хроническими заболеваниями.

Обучение пациента навыку ассоциировать тело с пространственным объемом расширенного размера позволяет с помощью зрительных образов обнаруживать хранящуюся в памяти информацию об объекте тревоги или болевом ощущении.

Концентрация части внимания пациента на объекте тревоги и деконцентрация другой части внимания на болезненных телесных ощущениях при расслаблении всех групп мышц и ассоциирование тела с пространственным объемом, расширенном до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема, обеспечивает возможность мысле-образного наблюдения за изменениями, которые происходят с объектом тревоги или с болезненными телесными ощущениями и их эволюциями. Тогда периферийное внимание помогает пациенту уловить мгновенные, самые тончайшие изменения, а его концентрация внимания сразу направляется в сторону изменений, поддерживая их.

Побуждение пациента при деконцентрации части внимания внутри тела концентрировать другую часть внимания на всех дискомфортных ощущениях, одновременно усиливая их до максимально возможного значения при расслаблении всех групп мышц, обеспечивает трансформацию эмоциональное напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний симптома болезни в ощущение тепла или другие ощущения комфорта и покоя. В этом случае происходит эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, создается ощущение перемещения по телу образа дискомфорта в разных направлениях, растворения его или превращения в приятное тепло или жар.

В экспериментах, проводимых в 1998-2004 гг., участвовало около 500 пациентов, в возрасте от 17 до 60 лет, в том числе студенты, учащиеся, научные работники. Исследовали восстановление физического и психоэмоционального комфорта как на больных пациентах, так и на практически здоровых людях (контрольные группы).

Заявляемый способ широко применим в психофизиологии и может быть использован для оздоровления людей. Следовательно, способ соответствует критерию “промышленная применимость”.

Наряду с лечебным эффектом, связанным с профилактикой заболеваний, использование предлагаемого способа позволит сэкономить значительные средства на приобретение дорогостоящей аппаратуры.

Способ осуществляется следующим образом.

Обучающемуся предлагается сначала овладеть навыками концентрации внимания во время выполнения упражнений и медитативных техник на концентрацию внимания, используя центральное внимание и фокусировку зрения на объекте. В этом случае предлагают смотреть на объект центральным зрением, фокусировать зрительное внимание и волевое усилие на определенном предмете или объекте тревоги, или дискомфортном, болевом ощущении в теле. Затем предлагают наблюдать за зрительными и ассоциативными реакциями, проявляемыми в виде мыслеобразных и телесных ощущений.

Обучающемуся предлагается затем овладеть навыками деконцентрации внимания во время выполнения упражнений на деконцентрацию внимания. Для этого предлагают расфокусировать зрение и смотреть одновременно на два объекта, глядя как бы сквозь них. Акцентируют на возможности видеть периферийным вниманием максимально полно.

Затем обучающемуся предлагается овладеть навыками распределения внимания, концентрируя одну часть на объекте тревоги, а другую часть – на дискомфортных ощущениях в теле.

Обучают навыку ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема. Обучают концентрировать часть внимания на объекте тревоги и деконцентрировать другую часть внимания внутри тела при одновременном расслаблении всех групп мышц и ассоциировании тела с пространственным объемом.

Затем концентрируют часть внимания на всех дискомфортных ощущениях, одновременно расслабляя мышцы в области дискомфортных ощущений, что усиливает эти ощущения до максимально возможного значения и приводит, при продолжающемся расслаблении мышц в проблемной области, а также во всем теле, к трансформации негативной эфирной энергии эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний симптома болезни в ощущение тепла или другие ощущения комфорта и покоя.

Пример 1 конкретного осуществления

Пример включает медитативные практики по концентрации, деконцентрации внимания, распределению внимания, ассоциации тела с пространственным расширенным объемом, концентрации одной части внимания на объекте тревоги и деконцентрации другой части внимания внутри тела при одновременном расслаблении всех групп мышц и ассоциировании тела с пространственным объемом, трансформации негативной эфирной энергии эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний симптома болезни в ощущение тепла или другие ощущения комфорта и покоя.

Практика концентрации внимания

Практика выполнения упражнения по концентрации внимания включает фокусировку зрительного внимания и волевого усилия, например, на точке в середине груди, для этого необходимо почувствовать ее, не прикасаясь к ней ничем, кроме “лучика” внимания. Следует всматриваться в эту точку как бы изнутри, кинестетически.

Практика деконцентрации внимания

Практика выполнения упражнения по деконцентрации внимания включает расфокусировку внимания, при котором пациенту следует почувствовать одновременно две точки в теле: одну точку на уровне горла, другую на уровне живота. Если сконцентрироваться на верхней точке – нижняя потеряется из виду, и наоборот. Если поставить себе цель почувствовать две точки одновременно, внимание, привыкшее к концентрации, фокусировке, на первых порах будет перемещаться от точки к точке со все возрастающей скоростью. Почувствовать их одновременно можно, только расфокусировав внимание. Периферийным вниманием гораздо легче улавливать все изменения в окружающей среде. Именно периферийным вниманием охотник схватывает знание о перемещениях добычи.

Практика обучения пациента распределению внимания

Практика выполнения упражнения на распределение внимания включает упражнение по расслаблению мышц тела в области между двумя точками тела, на которые направлено расфокусированное внимание. Расслабление всех групп мышц тела проводят до самого конца работы. По мере расслабления обращают внимание пациента на ощущение кажущегося сокращения расстояния между точками расфокусированного внимания и на восприятие их как единого целого.

Обращают внимание пациента на то, что чем больше ему удается расфокусировать внимание и расслабить мышцы, тем больше усиливается ощущение кажущегося объединения точек.

Это упражнение направлено на обучение мысленного перераспределения энергий в теле, в том числе негативной эфирной энергии эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний симптома болезни, мысленного перемещения энергии из одной части тела в другую.

Навык перемещать энергию в теле – это одна из основ практики исцеления, на которой базируется чжень-цзю иглотерапия, когда иглотерапевт побуждает энергию в теле перемещаться, уравновешивая энергии инь и ян. Пациент, осваивая свободные переходы от центрального внимания к периферийному, обучается самостоятельно взаимодействовать со своими энергиями инь и ян, т.к. центральное внимание несет в себе янскую энергию, а периферийное – иньскую.

Медитативная практика обучения пациента мысленной трансформации негативной эфирной энергии эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний болевого симптома болезни в ощущение тепла или другие ощущения комфорта и покоя

Практика выполнения упражнения на трансформацию негативной эфирной энергии эмоционального напряжения, дискомфортных ощущений и переживаний болевого симптома в ощущение тепла, комфорта и покоя включает следующую работу:

– пациенту независимо от диагноза следует найти в теле болезненный симптом, это может быть боль или дискомфортное ощущение тяжести, онемения, зуда и т.д.;

– сконцентрировать центральное внимание на расслаблении мышц в зоне дискомфорта, далее следует мыслеобразно ощутить болезненный блок и тенденцию к его перемещению, помогать перемещению ощущения, расширению его, сопровождать ощущение расслаблением мышц по ходу его расширения;

– кинестетически следить за эволюцией болезненного ощущения: за движением, расширением или сжатием боли, с возможностью концентрации своего мыслеобразного внимания на “подталкивание” ощущения в направлении движения, направляя периферийное внимание на расслабление мышц по ходу движения ощущения;

– отслеживать ощущения, сопровождающие завершение трансформации энергии: перемещение боли по телу, превращение ее в тепло или прохладу, образный выход боли из тела через кожу, дыхание, мурашки, чихание, сжимание боли в точку до ее исчезновения или взрыва с ощущением не боли, а жара;

– отслеживать возможное ощущение потока, проходящего сквозь все тело, с одновременным расслаблением мышц в направлении перемещения потока, расфокусируя энергию, которая была сжата до болезненной плотности, и концентрируя внимание на усилении любых тенденций ее движения. Вы усиливаете ощущение: оно расширяется – и вы его расширяете, и так до самого конца;

– если болевое ощущение ушло, сделать проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного дискомфортно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением;

– работа считается завершенной тогда, когда во всем теле остаются только комфортные ощущения: легкость, тепло, прохлада, приятная наполненность и т.п.

Практика выполнения упражнения на одновременное расслабление мышц и усиление боли

На первый взгляд это кажется парадоксом, потому что у нас есть бесполезный навык – сжиматься навстречу боли и стараться ее не замечать. Это дает кратковременный эффект.

Если же концентрировать на боли внимание, осознавать ее и принимать с расслабленными мышцами, то боль будет усиливаться, наподобие энергии, “загнанной в угол”.

Особенностью выполняемого в этом случае упражнения является работа по мыслеобразному усилению ощущения боли, способствующее преобразованию негативной эфирной энергии боли в ощущение тепла и легкости.

Пример 2 конкретного осуществления предлагаемого способа

Пациенту предлагают найти в своем жизненном опыте несколько эпизодов, близких по ощущениям и эмоциональным проявлениям к стрессовой ситуации. Затем необходимо ассоциированно вспоминать стрессовую ситуацию, мыслеобразно осознавать актуальные для нее неприятные ощущения и эмоции.

Выбирают неприятное ощущение в конкретной точке тела, расслабляют там мышцы и мыслеобразно выводят энергию за пределы тела. Продолжают расслаблять мышцы, мысленно отслеживать показатели и детали энергетического потока: цвет, форму, запах, температуру. Выявленные детали энергетического потока интересны не сами по себе, а важно наблюдение пациента за своими ощущениями, связанными с мысленным изменением энергетического потока.

Следует время от времени пациенту мысленно входить в выбранную стрессовую ситуацию или эпизод и убедиться в том, что как только эмоциональное ощущение усиливается, энергетический поток меняет свои показатели: его цвет становится сильнее или темнее.

Следует работать таким образом до тех пор, пока мысленный энергетический поток не изменит окраску окончательно, например не станет прозрачным. По мере того, как мысленный энергетический поток светлеет и становится прозрачным, эмоциональная реакция пациента на травмирующие эпизоды уменьшается, становится все более спокойной. Работу следует продолжать до тех пор, пока все эмоции и вся негативная энергия в потоке не трансформируется – как в исходной ситуации, так и во всех сопутствующих. Когда энергия в потоке мысленно станет светлой, потом прозрачной и закончится вовсе, то негативная эмоция прекращает существование, а работа по восстановлению физического и психоэмоционального комфорта будет завершена.

Пример 3

Больной К., 20 лет, с детства страдал аллергией на мед, проявляющейся в сильной затрудненности дыхания, усиливающейся в течение 5-10 минут. Были проведены 2 сеанса.

Для обучения навыкам концентрации и деконцентрации внимания и распределению внимания пациенту предлагали найти в своем жизненном опыте несколько эпизодов, близких по ощущениям и эмоциональным проявлением к стрессовой ситуации. Предлагали часть внимания концентрировать на объекте тревоги, а другую часть внимания направлять на осознание дискомфортных ощущений в теле. Пациент вспомнил травмирующие события раннего возраста и стрессовую ситуацию. Он представил связанные с ней неприятные ощущения и эмоции, ассоциируя тело с пространственным объемом расширенного размера. Выбрал неприятное ощущение в конкретной точке тела, расслабляя там мышцы и мысленно отслеживая детали: цвет, форму, запах, температуру. Когда он мысленно входил в выбранную стрессовую ситуацию или эпизод, то убеждался в том, что как только эмоциональное ощущение усиливается, энергетический поток меняет свои показатели: его цвет становится сильнее или темнее. Постепенно пациент приобрел навык концентрации части внимания на объекте тревоги и деконцентрации другой части внимания внутри тела и осознании всех болезненных ощущений и их эволюции. Помещая в выбранную стрессовую ситуацию несколько заранее заготовленных эпизодов из личной истории и работая до тех пор, пока мысленный энергетический поток не изменит окраску, например не станет прозрачным, пациент мысленно наблюдал за изменением цвета энергетического потока: он светлел и становился прозрачным, при этом его эмоциональная реакция на эпизоды уменьшалась, становилась все более спокойной. Пациент работал до тех пор, пока все эмоции и вся негативная энергия исходной ситуации мысленно стала светлой, потом прозрачной и закончилась вовсе. Он наблюдал за одновременным расслаблением всех групп мышц и применял навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема. К концу второго сеанса негативная эмоция прекратила существование и работа по восстановлению физического и психоэмоционального комфорта была завершена. Исчезла затрудненность дыхания, нормализовались артериальное давление и ЧСС, симптомы аллергии исчезли. Тесты подтвердили отсутствие аллергии. Память о травмирующих событиях раннего возраста, выявленных в процессе работы, больше не вызывала эмоционального отклика.

Пример 4

Н., 40 лет, страдала выраженным психоэмоциональным дискомфортом в ряде ситуаций, в том числе перед предстоящем собеседованием по поводу приема на работу. Перед собеседованием по поводу приема на работу жаловалась на головную боль, сонливость, сердцебиение, ухудшение настроения и памяти, чувство страха. Проведен один сеанс (2 часа).

Для обучения навыкам концентрации и деконцентрации внимания и распределению внимания пациентке предложили найти в своем жизненном опыте несколько эпизодов, близких по ощущениям и эмоциональным проявлением к стрессовой ситуации: часть внимания концентрировать на объекте тревоги, а другую часть внимания направлять на осознание дискомфортных ощущений в теле. Пациентка вспомнила стрессовую ситуацию. Она представила неприятные ощущения и эмоции, ассоциируя тело с пространственным объемом расширенного размера. Выбрала неприятное ощущение в конкретной точке тела, расслабляя там мышцы и мысленно отслеживая детали: цвет, форму, запах, температуру. Когда пациентка мысленно входила в выбранную стрессовую ситуацию, то эмоциональное ощущение усиливалось, энергетический поток менял свои показатели: его цвет становится сильнее или темнее. Концентрируя часть внимания на объекте тревоги и деконцентрируя другую часть внимания внутри тела, она осознавала все болезненные ощущения и их эволюции. Помещая в выбранную стрессовую ситуацию заранее заготовленный эпизод из личной истории и работая до тех пор, пока мысленный энергетический поток не изменит окраску, например не станет прозрачным, пациентка мысленно наблюдала за изменением цвета энергетического потока: он светлел и становился прозрачным, при этом ее эмоциональная реакция на эпизоды уменьшалась, становилась все более спокойной. Она работала до тех пор, пока все эмоции и вся негативная энергия исходной ситуации мысленно светлела, становилась прозрачной и закончилась вовсе. Пациентка наблюдала за одновременным расслаблением всех групп мышц и применяла навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывался внутри этого объема. К концу первого сеанса негативная эмоция прекратилась, восстановились физический и психоэмоциональный комфорт. Исчезло эмоциональное напряжение, нормализовались артериальное давление и ЧСС. После собеседования Н. сообщила, что впервые в жизни ехала на собеседование как на приятную прогулку, в процессе собеседования чувствовала себя непринужденно, показала свою компетентность и была принята на работу.

Пример 5

Л., 31 год, жаловалась на несправедливое к себе отношение со стороны руководства. Испытывала обиду на руководителя из-за недооценки ее профессиональных качеств. Проведены 2 сеанса по поводу множества мелких эпизодов и нескольких серьезных случаев противостояния.

Для обучения навыкам концентрации и деконцентрации внимания по отдельности и распределению внимания пациентке предложили найти в своем жизненном опыте эпизод, близкий по ощущениям и эмоциональным проявлением к стрессовой ситуации и концентрировать часть внимания на объекте тревоги, а другую часть внимания направлять на осознание дискомфортных ощущений в теле. Пациентка вспомнила стрессовую ситуацию. Она представила неприятные ощущения и эмоции, ассоциируя тело с пространственным объемом расширенного размера. Выбрала неприятное ощущение в конкретной точке тела, расслабляя там мышцы и мысленно отслеживая детали: цвет, форму, запах, температуру. Когда пациентка мысленно входила в выбранную стрессовую ситуацию, то эмоциональное ощущение усиливалось, энергетический поток менял свои показатели: его цвет становится сильнее или темнее. Концентрируя часть внимания на объекте тревоги и деконцентрируя другую часть внимания внутри тела, она осознавала все болезненные ощущения и их эволюции. Помещая в выбранную стрессовую ситуацию заранее заготовленный эпизод из личной истории и работая до тех пор, пока мысленный энергетический поток не изменит окраску, например не станет прозрачным, пациентка мысленно наблюдала за изменением цвета энергетического потока: он светлел и становился прозрачным, при этом ее эмоциональная реакция на эпизоды уменьшалась, становилась все более спокойной. Она работала до тех пор, пока все эмоции и вся негативная энергия исходной ситуации мысленно посветлела, стала прозрачной, затем закончилась вовсе. Пациентка наблюдала за одновременным расслаблением всех групп мышц и применяла навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывался внутри этого объема. К концу второго сеанса негативная эмоция прекратилась, восстановились физический и психоэмоциональный комфорт. Чувства обиды и раздражения были ликвидированы и отношения с руководством восстановились. Исчезло эмоциональное напряжение, нормализовались артериальное давление и ЧСС.

Пример 6

Больной Р., 32 года. Жалобы на боли в желудке. Десятиминутная сессия полностью сняла обострение, после чего больной был обучен работать с приступами самостоятельно.

Для обучения навыкам концентрации и деконцентрации внимания и распределению внимания пациенту предлагали найти в своем жизненном опыте несколько эпизодов, близких по ощущениям и эмоциональным проявлениям к стрессовой ситуации. Предлагали часть внимания концентрировать на объекте тревоги, а другую часть внимания направлять на осознание дискомфортных ощущений в теле. Пациент вспомнил травмирующие события и стрессовую ситуацию. Он представил связанные с ней неприятные ощущения и эмоции, ассоциируя тело с пространственным объемом расширенного размера. Выбрал неприятное ощущение в конкретной точке тела, расслабляя там мышцы и мысленно отслеживая детали: цвет, форму, запах, температуру. Когда он мысленно входил в стрессовую ситуацию, то убеждался в том, что как только эмоциональное ощущение усиливается, энергетический поток меняет свои показатели: его цвет становится сильнее или темнее. Постепенно пациент приобрел навык концентрации части внимания на объекте тревоги и деконцентрации другой части внимания внутри тела и осознании всех болезненных ощущений и их эволюции. Помещая в выбранную стрессовую ситуацию несколько заранее заготовленных эпизодов из личной истории и работая до тех пор, пока мысленный энергетический поток не изменит окраску, например не станет прозрачным, пациент мысленно наблюдал за изменением цвета энергетического потока: он светлел и становился прозрачным, при этом его эмоциональная реакция на эпизоды уменьшалась, становилась все более спокойной. Пациент работал до тех пор, пока все эмоции и вся негативная энергия исходной ситуации мысленно стала светлой, потом прозрачной и закончилась вовсе. Он наблюдал за одновременным расслаблением всех групп мышц и применял навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема. К концу десятиминутной сессии негативная эмоция прекратила существование, боли в желудке не беспокоили. Десятиминутная сессия полностью сняла обострение, нормализовались артериальное давление и ЧСС, после чего больной был обучен работать с приступами самостоятельно. Память о травмирующем эпизоде, выявленном в процессе работы, больше не вызывала эмоционального отклика.

Больной наблюдался в течение 4 месяцев. В течение этого срока он самостоятельно справлялся с приступами, которые становились все реже и мягче, а затем исчезли полностью.

Формула изобретения

1. Способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта, включающий воспоминание тревожного инцидента с последующей чувственно-визуальной ассоциацией его с объектом тревоги и снятие эмоционального напряжения, отличающийся тем, что пациента обучают навыкам концентрации и деконцентрации внимания по отдельности, после этого его обучают распределению внимания, при этом часть внимания пациент концентрирует на объекте тревоги, а другую часть внимания направляет на осознание дискомфортных ощущений в теле, затем обучают навыку ассоциировать тело с пространственным объемом расширенного размера, после этого пациент одновременно концентрирует часть внимания на объекте тревоги и деконцентрирует другую часть внимания внутри тела для осознания всех болезненных ощущений и их эволюции при одновременном расслаблении всех групп мышц и применяет предварительно созданный навык ассоциировать тело с пространственным объемом, расширенным до размера, при котором визуальный образ объекта тревоги оказывается внутри этого объема, далее пациента побуждают при сохранении деконцентрации части внимания внутри тела концентрировать другую часть внимания на всех дискомфортных ощущениях, одновременно усиливая их до максимально возможного значения и сохраняя состояние расслабленности мышц до появления и распространения по всему телу ощущения тепла или других ощущений комфорта и покоя в сочетании с возникновением устойчиво спокойного отношения к событиям, вызывавшим стресс.

2. Способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта по п.1, отличающийся тем, что навыкам концентрации внимания обучают, используя центральное внимание и возможность фокусировки зрения на объекте, когда смотрят на объект центральным зрением и кинестетически ощущают зрительную ориентировочную и ассоциативную реакцию.

3. Способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта по пп.1 и 2, отличающийся тем, что каждое ощущение сопоставляют с визуальным аналогом, ассоциативно связанным с ним посредством мысленного образа.

4. Способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта по п.1, отличающийся тем, что навыкам деконцентрации внимания обучают, используя расфокусированное зрение и периферийное внимание, рассматривая одновременно два объекта, не глядя ни на один из них, а глядя между ними, или вокруг них, или сквозь них.

5. Способ восстановления физического и психоэмоционального комфорта по пп.1 и 4, отличающийся тем, что при обучении пациента навыкам деконцентрации внимания тренируют периферийное внимание путем рассматривания пациентом множества объектов с максимальной полнотой и без четкости восприятия.

Categories: BD_2270000-2270999