Патент на изобретение №2155200

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2155200 (13) C1
(51) МПК 7
C09D133/10, C09D5/02
C09D133/10, C09D127:24
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99125822/04, 15.12.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.12.1999

(45) Опубликовано: 27.08.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2109786 C1, 27.04.1998. SU 730745 A, 30.04.1980. RU 2067601 C1, 10.10.1996.

Адрес для переписки:

301340, Тульская обл., г. Алексин, пл. Победы 21, ПО “Алексинский химкомбинат”, генеральному директору Воронову А.Ф.

(71) Заявитель(и):

Производственное объединение “Алексинский химический комбинат”

(72) Автор(ы):

Романов Б.С.,
Воронов А.Ф.,
Юдина Г.И.,
Гоголев В.Н.,
Гладышев Ю.А.

(73) Патентообладатель(и):

Производственное объединение “Алексинский химический комбинат”

(54) КРАСКА ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТОЧНАЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к лакокрасочной промышленности. Предлагаемая краска предназначается для разметки проезжей части автомобильных дорог и аэродромов с асфальтовым, бетонным или асфальтобетонным покрытием. Описывается краска дорожная разметочная, включающая акриловый пленкообразователь, пигменты, наполнители, пластификатор, органические растворители, отличается тем, что дополнительно содержит смолу поливинилхлоридную хлорированную ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%: акриловый пленкообразователь 10,0-11,0; смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС 2,5-3,5, пигменты 8,8-11,0; наполнители 47,5-42,7; пластификатор 2,0-3,0; органические растворители остальное до 100%. Технико-экономический результат изобретения заключается в создании новой дорожной разметочной краски с повышенными эксплуатационными характеристиками, в частности с повышенной износостойкостью, солестойкостью и водостойкостью. Сопутствующим экономическим эффектом является расширение сырьевой базы производства за счет разнообразных наполнителей, сокращения расхода дорогостоящего диоксида титана, возможность использования краски для ремонта фасадов зданий. 2 табл.


Изобретение относится к лакокрасочной промышленности, в частности к производству красок для разметки проезжей части автомобильных дорог и аэродромов с асфальтовым, бетонным или асфальтобетонным покрытием.

Известна краска для дорожной разметки, содержащая пигментную суховальцованную пасту, коллоксилин, сополимер бутилакрилата и акриловой кислоты, эфир канифоли глицериновый, хлорпарафин, органические растворители [Патент N 2067601 РФ, заявл. 05.07.93 г.].

Недостатками известной краски являются низкая стойкость получаемого покрытия к статическому воздействию воды и соли, низкая стойкость к абразивному износу, низкое содержание массовой доли нелетучих веществ в краске и связанная с этим малая толщина покрытия.

Известен также состав для дорожной разметки, наиболее близкий по техническому решению и достигаемым результатам к предлагаемой краске, содержащий акриловый пленкообразователь, пластификатор, пигмент, наполнители, органические растворители [Патент РФ N 2109786, заявл. 10.09.1998 г.] – прототип.

Недостатками известной краски являются низкая твердость получаемого покрытия и низкая износостойкость, длительное время высыхания краски.

Задача изобретениям – повышение твердости получаемого покрытия, его износостойкости, сокращение времени высыхания краски до 20 – 30 минут.

Техническое решение задачи достигается тем, что в заявленном составе краски дополнительно содержится смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Акриловый пленкообразователь – 10,0 – 11,0
Смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС – 2,5 – 3,5
Пигменты – 8,8 – 11,0
Наполнители – 47,5 – 42,7
Пластификатор – 2,0 – 3,0
Органические растворители – Остальное до 100%
В качестве акрилового пленкообразователя используется сополимер бутилакрилата с метилметакрилатом и метакриловой кислотой по ТУ 6-02-5757599-116-88 БМС-98 или сополимер бутилметариклата с метилметакрилатом и метакриловой кислоты по ТУ 6-02-5757599-116-88 БМС-86 (50-процентные растворы).

Характеристики остальных ингредиентов:
– смола поливинилхлоридная хлорирования ПСХ-ЛС по ОСТ 6-01-37-88;
– пластификатор – хлорпарафин ХП-470 по ТУ 6-01-568-76 или ТУ 6-01-16-90 или фосфатные (трихлорэтилфосфат по ТУ 6-06-241-92, трибутилфосфат по ТУ 6-02-733-84), фталатные (дибутилфталат, диоктилфталат по ГОСТ 8728-88);
– пигменты – диоксид титана по ГОСТ 9808-84, по ТУ 6-10-1650, пигмент желтый светопрочный по ГОСТ 5691-77;
– наполнители – мел технический дисперсный марки МТД-2 по ТУ 5743-008-05346453-97 или мел природный обогащенный по ГОСТ 12085, глинозем ГП по ТУ 1711-040-00196368-95, микрокальцит по ТУ 6-10-13-45-76, термосульфат кальция по ТУ 301-11-23-93, микробарит отбеленный по ТУ 6-10-943-76, микротальк для лакокрасочной промышленности по ГОСТ 19284-79 и др.;
– органические растворители – ацетон технический по ГОСТ 2768-84, бутилацетат нормальный технический по ГОСТ 8981-78, толуол нефтяной по ГОСТ 14710-78 (в соотношении 50 : 10 : 40 мас.%).

Изготовление краски состоит из следующих операций:
1. приготовление раствора смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС в смеси органических растворителей;
2. приготовление пленкообразующей основы краски смешением раствора смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС с акриловым пленкообразователем;
3. смешение пленкообразующей основы с пигментами и наполнителями с добавкой пластификатора – преддиспергирование полученной суспензии (в диссольвере или другом аппарате);
4. диспергирование состава в бисерной или шаровой мельнице с контролем степени перетира пигментов, наполнителей, массового содержания нелетучих веществ, вязкости;
5. отбор проб и проведение полного анализа, испытаний по техническим характеристикам известными способами.

Полученная краска наносится машинами для разметки дорог отечественного или зарубежного производства или краскораспылителем, валиком, кистью.

Изобретение иллюстрируется примерами конкретного выполнения в сравнении с прототипом (табл.1).

Испытания свойств краски и покрытий из нее проводятся по стандартным методикам: определение массовой доли нелетучих веществ – по ГОСТ 6989, определение скорости высыхания краски – по ГОСТ 19007, условия вязкость краски – по ГОСТ 8420, степени перетира – по ГОСТ 6589, укрывистости высушенной пленки – по ГОСТ 8784, адгезии покрытия – по ГОСТ 15140, стойкости покрытия к статическому воздействию воды – по ГОСТ 9.403, солестойкость (путем погружения) и износостойкость при истирании песком – по методике [Лабораторный практикум по техническому анализу и контролю производств лакокрасочных материалов и покрытий. М, “Химия”, 1989, с. 160, с.128], условной светостойкости и белизны покрытия – фотоэлектрическим прибором ФБ-2 по ГОСТ 21903 и инструкции по его эксплуатации.

Полученные результаты испытаний композиции предлагаемой краски и покрытий в сравнении с прототипом (табл.1, табл.2) свидетельствуют о достижении цели изображения:
– твердость покрытия из новой краски на 30 – 50% выше,
– износостойкость покрытия из новой краски на 30 – 40% выше,
– краска высыхает за 10 – 20 минут быстрее.

Содержание в композициях акрилового пленкообразователя, равное 10,0 – 11,0 мас. %, является оптимальным. При содержании акрилового пленкообразователя более 11,0% увеличивается время высыхания (более 30 минут нежелательно), а при содержании менее 10% ухудшаются физико-механические показатели покрытия (прочность к удару, износостойкость, эластичность).

Оптимальное содержание смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС составляет 2,5 – 3,5 мас.%. Большее содержание приводит к нарастанию структурной вязкости краски, затрудняя процесс нанесения на дорожные покрытия, а меньшее содержание – к ухудшению адгезии, эластичности пленки.

Соответственно оптимальным соотношением акрилового пленкообразователя и смолы поливинилхлоридной хлорированной ПСХ-ЛС подобраны пределы по содержанию в композиции пластификатора, равные 2,0 – 3,0 мас.%. При содержании пластификатора более 3,0 мас.% отмечается худшая твердость покрытия, а при меньшем – низкая прочность при ударе.

Оптимальным содержанием смеси растворителей в краске является 27 – 32 мас.%. При меньшем содержании растворителя отмечена его недостаточная растворяющая способность пленкообразующей основы краски, при большем содержании – резко снижается показатель “условная вязкость”.

Подобранная совокупность компонентов, их оптимальное соотношение обеспечивают гарантированное получение высококачественной краски.

Предприятием-заявителем разработана нормативная и технологическая документация, выполнена техническая подготовка производства и организовано промышленное изготовление предложенной краски.

Формула изобретения


Краска дорожная разметочная, включающая акриловый пленкообразователь, пигменты, наполнители, пластификатор, органические растворители, отличающаяся тем, что дополнительно содержит смолу поливинилхлоридную хлорированную ПСХ-ЛС при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Акриловый пленкообразователь – 10,0 – 11,0
Смола поливинилхлоридная хлорированная ПСХ-ЛС – 2,5 – 3,5
Пигменты – 8,8 – 11,0
Наполнители – 47,5 – 42,7
Пластификатор – 2,0 – 3,0
Органические растворители – Остальное до 100%

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.12.2003

Извещение опубликовано: 20.12.2004 БИ: 35/2004


Categories: BD_2155000-2155999