Патент на изобретение №2155198

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2155198 (13) C2
(51) МПК 7
C08J5/16, B32B7/02, B32B17/12, B32B27/08, B32B27/12, B32B27/20, B32B27/28, F16C33/20
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98101036/04, 13.01.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.01.1998

(45) Опубликовано: 27.08.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 411748 A, 30.11.1988. GB 1228503, 15.04.1971. GB 1321983, 04.07.1973. SU 192556, 29.05.1967.

Адрес для переписки:

310323, Украина, г.Харьков, пр. Московский 199, ОАО “Турбоатом”, ПИО, Вирченко М.А.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Турбоатом” (UA)

(72) Автор(ы):

Бугаец Анатолий Александрович (UA),
Веремеенко Игорь Степанович (UA),
Точилин Иван Лазаревич (UA),
Иосевич Иосиф Семенович (UA),
Устьев Анатолий Давидович (IL),
Вапник Борис Кириллович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Турбоатом” (UA)

(54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИТ


(57) Реферат:

Изобретение относится к антифрикционным материалам и может быть использовано в узлах трения, например в подшипниках рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, гидрозатворов, сервомоторов. Технический результат при осуществлении изобретения – получение материала, повышающего долговечность работы подшипников без смазки при высоких нагрузках и, следовательно, надежность последних и гидроагрегата в целом, также позволяющего применять подшипники для экологически чистых поворотно-лопастных рабочих колес гидротурбин. Антифрикционный композит (полиамидо-молибдено-бронзо-фторопластовая композиция) – материал, содержащий в основе слои кремнеземной ткани, а на рабочей поверхности – насыщенные политетрафторэтиленом слои полиамидной ткани при объемном соотношении тканей 1/1,2, причем слои тканей пропитаны связующим на основе эпоксидиановых смол, при этом в связующее и политетрафторэтилен введены дисульфид молибдена, соответственно, 5-30 и 5-30% от их объема, и мелкодисперсная бронза, соответственно, 0,3 и 0,3% от их объемов, при следующих соотношениях компонентов, об %: полиамидная ткань 30, кремнеземная ткань 25, связующее на основе эпоксидиановых смол 42,4, содержащее: дисульфид молибдена 5-30, мелкодисперсную бронзу 5-30, политетрафторэтилен 2,6, содержащий: дисульфид молибдена 0,3, мелкодисперную бронзу 0,3. 2 табл. 2 ил.


Изобретение относится к антифрикционным самосмазывающимся материалам и может быть использовано в узлах трения, например, в подшипниках рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, гидрозатворов, сервомоторов.

Известен слоистый пластик антифрикционного назначения, у которого первый слой (со стороны поверхности трения) выполнен из тканевого материала на основе неплотно переплетенного жгута из нескрученных полимерных волокон, пропитанных полимерным связующим, а второй слой – из стеклоткани, пропитанной тем же связующим (Патент Швейцарии N 580765, кл. J 16 C 33/20, опублик. 1976).

Недостатком известного антифрикционного материала является его неработоспособность при высоких давлениях в узлах трения.

Наиболее близким из выявленных аналогов к предлагаемому изобретению является слоистый пластик антифрикционного назначения, выполненный в виде чередующихся слоев стеклоткани (кремнеземной ткани), пропитанных эпоксидным связующим, в состав которого введен фторопласт в количестве 5…30 об.% (а. с. СССР N 411748 кл. C 08 L 63/00, 30.11.88).

Недостаток известного пластика – недостаточная износостойкость и долговечность, т. к. антифрикционный слой, состоящий из эпоксидного связующего и вкраплений фторопласта, имеет небольшую толщину и со временем стирается, после чего трение происходит по стеклоткани, которая не является антифрикционным материалом.

Недостатком известного слоистого пластика является недолговечность при применении в подшипниках экологически чистых рабочих колес поворотно-лопастных гидротурбин, т. е. без смазки. При этом у материала вырабатывается заложенная в нем твердая смазка, повышается коэффициент трения и износ, что приводит к необходимости замены подшипников и, соответственно, разборки гидроагрегата.

Заявленный материал – антифркционный композит ПМБФ (полиамидомолибдено-бронзо-фторопластовая композиция) – характеризуется тем, что содержит слои кремнеземной ткани, пропитанные связующим на основе эпоксидиановых смол.

При этом отличительными признаками предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом являются:
– применение дополнительно полиамидной ткани, насыщенной политетрафторэтиленом и пропитанной связующим на основе эпоксидиановых смол;
– выполнение соотношения слоев кремнеземной и полиамидной тканей, как 1/1,2;
– введение дополнительно в связующее и политетрафторэтилен дисульфида молибдена, соответственно, 5. . . 30% и 0,3% от объемов, и мелкодисперсной бронзы, соответственно, 5…30% и 0,3% от объемов;
– выполнение следующего соотношения компонентов, в об.%:
Полиамидная ткань – 30,0
Кремнеземная ткань – 25,0
Связующее на основе эпоксидиановых смол – 42,4
содержащее:
Дисульфид молибдена – 5-30
Мелкодисперсную бронзу – 5-30
Политетрафторэтилен – 2,6
содержащий:
Дисульфид молибдена – 0,3
Мелкодисперсную бронзу – 0,3
Выполнение материала по ограничительным признакам позволяет использовать его в качестве подшипникового материала.

Применение в материале полиамидной ткани позволяет повысить износостойкость и долговечность композита.

Выполнение соотношения кремнеземной и полиамидной тканей, как 1/1,2, позволяет получить оптимальную структуру материала. Относительное уменьшение объема кремнеземной ткани приводит к снижению прочности материала, а относительное уменьшение объема полиамидной ткани приводит к снижению износостойкости и долговечности материала.

Введение в связующее и в политетрафторэтилен дисульфида молибдена и мелкодисперсной бронзы позволяет обеспечить равномерное распределение последних по объему материала.

Введение дополнительно дисульфида молибдена позволяет уменьшить коэффициент трения и износ материала. При этом содержание дисульфида молибдена, например, в связующем менее 5% от объема приводит к увеличению коэффициента трения, а содержание более 30% от объема приводит к увеличению износа.

Введение дополнительно мелкодисперсной бронзы позволяет выполнить структуру материала более плотной и стабильной, а также улучшить теплопроводность. При этом, содержание мелкодисперсной бронзы, например, в связующем, менее 5% от объема приводит к увеличению коэффициента трения и износа, а содержание более 30% приводит к более значительному увеличению коэффициента трения и износа.

Оптимальное сочетание дисульфида молибдена и мелкодисперсной бронзы – равное объемное содержание последних.

Сочетание дисульфида молибдена с бронзой позволяет увеличить твердость и уменьшить деформацию материала.

В целом, совокупность существенных признаков позволяет получить такой материал, который повышает долговечность работы подшипников без смазки и при высоких нагрузках, т.е., позволяет повысить надежность подшипников и гидроагрегата в целом, также позволяет применять подшипники для экологически чистых рабочих колес гидротурбин, что исключает загрязнение рек и водоемов масляными отходами.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами и таблицами, в которых:
на фиг. 1 изображена структура композита ПМБФ;
на фиг. 2 изображена конструкция подшипника;
в табл. 1 приведены примеры конкретного состава композита;
в табл. 2 приведены сравнительные характеристики конкретных составов композита и прототипа.

Структура антифрикционного композита ПМБФ 1, например, нанесенного на обойму 2 (см. фиг. 1), состоит из слоев кремнеземной ткани 3 толщиной 0,3… .2 мм с полотняным или саржевым переплетением нитей, слоев полиамидной ткани 4 толщиной 0,3…2 мм с полотняным или саржевым переплетением нитей, политетрафторэтилена 5, дисульфида молибдена 6, мелкодисперсной бронзы 7 и связующего 8 на основе экопксидиановых смол.

Конструкция подшипника, например, состоит (см. фиг. 2) из обоймы 2 и нанесенного на нее композита ПМБФ 1. Слой композита МПБФ 1 требуемой толщины наносится на металлическую или другую обойму 2 по специальной технологии методом контактного формования.

В зависимости от условий работы и требований к материалу, композит ПМБФ может быть выполнен по конкретному рецепту и составу (см. табл. 1).

Антифрикционный композит ПМБФ (при различном конкретном составе) по сравнению с известным слоистым пластиком (см. табл. 2) обладает более низким коэффициентом трения и в полтора-два раза более высокой долговечностью в условиях высоких удельных нагрузок.

Формула изобретения


Антифрикционный композит, содержащий слои кремнеземной ткани, пропитанные связующим на основе эпоксидиановых смол, отличающийся тем, что он дополнительно содержит полиамидную ткань, насыщенную политетрафторэтиленом и пропитанную связующим на основе эпоксидиановых смол, при этом соотношение кремнеземной и полиамидной тканей составляет 1 : 1,2, а в связующее и политетрафторэтилен дополнительно введены дисульфид молибдена, соответственно, 5 – 30% и 0,3% от объемов, и мелкодисперсная бронза, соответственно, 5 – 30% и 0,3% от объемов, при следующем соотношении компонентов, об.%:
Полиамидная ткань – 30
Кремнеземная ткань – 25
Связующее на основе эпоксидиановых смол, – 42,4
содержащее:
Дисульфид молибдена – 5 – 30
Мелкодисперсную бронзу – 5 – 30
Политетрафтрэтилен, – 2,6
содержащий:
Дисульфид молибдена – 0,3
Мелкодисперсную бронзу – 0,3

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 14.01.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 12-2003

Извещение опубликовано: 27.04.2003


Categories: BD_2155000-2155999