Патент на изобретение №2269677

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2269677 (13) C1
(51) МПК

F04D29/32 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004119530/06, 29.06.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

29.06.2004

(45) Опубликовано: 10.02.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
СКУБАЧЕВСКИЙ Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели (конструкция и расчет деталей), Москва, Машиностроение, 1965, с.61. SU 907311 А, 28.02.1982. GB 2104975 А, 16.03.1983. GB 1294407 А, 25.10.1972. FR 2323043 A1, 01.04.1977.

Адрес для переписки:

129301, Москва, ул. Касаткина, 13, НТЦ им. А. Люльки ОАО “НПО “Сатурн”, патентный отдел

(72) Автор(ы):

Андреев Анатолий Васильевич (RU),
Дрозденко Виктор Николаевич (RU),
Критский Василий Юрьевич (RU),
Кузнецов Андрей Геннадьевич (RU),
Марчуков Евгений Ювенальевич (RU),
Сорокин Андрей Артурович (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Научно-производственное объединение “Сатурн” (ОАО “НПО “Сатурн”) (RU)

(54) СИЛОВАЯ СТОЙКА КОРПУСА КОМПРЕССОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к конструкции компрессоров ТРД с высоконапорными широкохордными рабочими лопатками. Силовая стойка корпуса компрессора ТРД выполнена в виде полой радиальной оболочки, снабженной продольными и поперечными перегородками, разделяющими ее полость на отдельные полости, каждая из которых сообщена с проточной частью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием. Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления в газовоздушном тракте компрессора в несколько раз, вследствие чего уменьшаются динамические нагрузки на конструкцию, повышается ресурс и надежность работы компрессора. 4 ил.

Изобретение относится к конструкции компрессоров турбореактивных двигателей (ТРД) с высоконапорными широкохордными рабочими лопатками.

Известна силовая стойка корпуса компрессора ТРД, выполненная в виде полой радиальной оболочки [1].

Известное устройство выполняет силовые функции и формирует поток в газовоздушном тракте компрессора.

Однако в процессе работы компрессора при взаимодействии потока от рабочих лопаток с элементами статора в его газовоздушном тракте возникают колебания давления, значительно увеличивающие динамические нагрузки на конструкцию. В известном устройстве не предусмотрены средства для уменьшения амплитуды пульсаций давления в газовом тракте компрессора.

Задачей изобретения является демпфирование нежелательных колебаний давления, возникающих в газовоздушном тракте компрессора во всем диапазоне режимов его работы.

Указанная задача достигается тем, что в известной силовой стойке корпуса компрессора ТРД, выполненной в виде полой радиальной оболочки, согласно изобретению полость оболочки разделена продольными и поперечными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с проточной частью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием.

Такое выполнение устройства позволяет организовать на боковых стенках стойки замкнутые резонаторные полости, сообщенные различными отверстиями с полостью проточной части компрессора, являющиеся акустическими демпферами. Таким образом, уменьшается амплитуда колебаний давления в газовоздушном тракте компрессора и, следовательно, снижаются динамические нагрузки на конструкцию.

На фиг.1 показан поперечный разрез силовой стойки корпуса компрессора ТРД;

на фиг.2 – вид по стрелке А на боковую поверхность стойки;

на фиг.3 – амплитуды и частоты колебаний давления за широкохордной лопаткой II ступени 2-ступенчатого компрессора в зависимости от оборотов ротора, измеренные при испытаниях ТРД;

на фиг.4 – зависимость коэффициента эффективности демпфирования колебаний давления к от частоты колебаний , генерируемых лопатками, для демпфирующего устройства, показанного на фиг.1, 2.

Силовая стойка корпуса компрессора ТРД выполнена в виде полой радиальной оболочки 1, полость которой разделена продольными перегородками 2 и 3 и поперечными перегородками 4 на отдельные полости 5. Каждая полость 5 сообщена с проточной частью компрессора отверстием 6. Размеры полостей и отверстий выбираются в зависимости от частот колебаний, возникающих в конкретном двигателе.

Так, например, при вращении ротора компрессора ТРД с 32-мя широкохордными рабочими лопатками II ступени компрессора низкого давления вблизи максимальных оборотов n1 существенно увеличивается амплитуда колебаний первой гармоники и несколько возрастает амплитуда колебаний второй гармоники. В соответствии с этим производится настройка акустического демпфера (фиг.3).

При колебаниях воздух пульсирует в отверстиях 6, которые с полостями 5 стойки представляют собой резонаторы Гельмгольца, настроенные на определенные частоты. В них происходит диссипация энергии колебаний давления, возникающих за рабочими лопатками компрессора. Зависимость коэффициента эффективности демпфирования колебаний давления к от частоты колебаний показана на фиг.4. Предложенное устройство настроено на подавление колебаний двух диапазонов частот, проявившихся при испытаниях двигателя.

Эти диапазоны показаны цифрами 1 и 2 на фиг.3.

Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления за широкохордными рабочими лопатками компрессора в несколько раз, благодаря чему уменьшаются динамические нагрузки на конструкцию, повышается ресурс и надежность работы компрессора.

Источник информации

1. Г.С.Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели (конструкция и расчет деталей). М.: Машиностроение, 1965 г., стр.61.

Формула изобретения

Силовая стойка корпуса компрессора турбореактивного двигателя, выполненная в виде полой радиальной оболочки, отличающаяся тем, что она снабжена продольными и поперечными перегородками, разделяющими внутреннюю полость оболочки на отдельные полости, каждая из которых сообщена с проточной частью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием, выполненным на оболочке.

РИСУНКИ

Categories: BD_2269000-2269999