Патент на изобретение №2269657

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2269657 (13) C2
(51) МПК

F02B19/00 (2006.01)
F02B23/00 (2006.01)

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 12.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2003136403/06, 18.12.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

18.12.2003

(43) Дата публикации заявки: 20.05.2005

(45) Опубликовано: 10.02.2006

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1437526 A1, 15.11.1988. SU 324403 A, 27.03.1972. RU 2167316 C2, 20.05.2001. RU 2029116 C1, 20.02.1995. FR 2304775 A1, 15.10.1976. FR 2479329 A1, 02.10.1981. US 3814067 A, 04.06.1974. DE 1242040 A, 08.06.1967.

Адрес для переписки:

142400, Московская обл., г. Ногинск, ул. 200-летия города, 2, ЭП ЦНИТИ

(72) Автор(ы):

Барышников Виктор Сергеевич (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Барышников Виктор Сергеевич (RU)

(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ)

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, для улучшения их топливной экономичности, динамических характеристик, надежности и снижения токсичности отработавших газов. Двигатели содержат цилиндр и полый поршень с горловиной в виде профилированного сопла Лаваля, головку цилиндра с установленной в ней форкамерой под распыливающую форсунку или свечу зажигания, содержащей перепускной канал в виде профилированного сопла Лаваля. Изобретение обеспечивает работу двигателя на чрезвычайно бедных воздушно-бензиновых, -газовых, -дизельнотопливных смесях и низкооктановом топливе, предельно низкую токсичность отработавших газов без применения нейтрализаторов-дожигателей и повышение мощности ДВС. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания с принудительным воспламенением и с воспламенением от сжатия.

Известен двигатель, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем, головку цилиндра, нагнетательную камеру, ограниченную днищем поршня и головкой цилиндра, и камеру сгорания с горловиной, выполненную в днище поршня (см. патент RU 2032818, F 02 В 19/02, 21/00, 23/04, 1995 г.). В известном двигателе при положении поршня в верхней мертвой точке нагнетательная камера содержит часть воздушного заряда, неэффективно используемого в процессах смесеобразования и сгорания топлива, что не обеспечивает низкого удельного расхода топлива и дымности отработавших газов.

Эти недостатки устранены в двигателях по патентам SU 1768788, F 02 F 3/26, 1992 г. (патент России) и RU 2006605, F 02 В 23/06, 1994 г., содержащих цилиндр с размещенным в нем поршнем с полостью для камеры сгорания, головку цилиндра с установленной в ней форсункой с распылителем, имеющим сопловое отверстие, и камеру сгорания, образованную головкой цилиндра и полостью в поршне.

Однако в этих двигателях недостаточно эффективно используется внутренняя энергия автомобильного топлива и термодинамический потенциал воспламененной горючей смеси из-за традиционной низкоэффективной системы воспламенения и сгорания топлива, что приводит к снижению удельного расхода топлива, недостаточной мощности двигателя, высокой токсичности его выхлопных газов и необходимости установки нейтрализаторов-дожигателей отработавших газов ДВС.

Целью настоящего изобретения является обеспечение наиболее полного сгорания топлива для достижения высокой топливной экономичности, улучшения динамических характеристик автомобилей и существенного снижения токсичности отработавших газов ДВС.

Требуемый технический результат достигается тем, что в известном двигателе, содержащем цилиндр с размещенным в нем поршнем с полостью для камеры сгорания, имеющей горловину, головку цилиндра с установленной в ней форсункой с распылителем, имеющим сопловое отверстие, и камеру сгорания, образованную головкой цилиндра и полостью в поршне, согласно изобретению полость в поршне содержит горловину в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого обращено в сторону головки цилиндра, а в головке цилиндра установлена форкамера для форсунки или свечи зажигания, содержащая перепускной канал, выполненный в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого сопряжено с камерой сгорания двигателя.

Выполнение горловины полости поршня в виде профилированного сопла Лаваля добавляет к силе давления на поршень сгорающих газов реактивную силу тяги, что значительно повышает мощность ДВС, а возможность обеспечить существенное увеличение давления в полости камеры сгорания приводит к высокоэффективной взаимодиффузии топлива, окислителя и продуктов сгорания, которая обеспечит высокую температуру в полости камеры сгорания, резко повысит скорость сгорания, высококачественное сжигание топлива и, как следствие, увеличит мощность и снизит токсичность выхлопных газов ДВС, повысит его топливную экономичность.

Установка в головке цилиндра форкамеры с перепускным каналом в виде сопла Лаваля и установленными в ней форсункой (для дизелей) и свечой (для двигателей с искровым зажиганием) обеспечивает наилучшие условия для смесеобразования и воспламенения горючей смеси, т.к. в этом случае перемешивание и поджиг ее в камере сгорания осуществляется высокоскоростной и высокотемпературной струей, что существенно улучшает процесс сжигания топлива и снижает токсичность выхлопных газов и, кроме того, защищает сопла распылителей от закоксовывания, а свечи – от нагара за счет ограниченного сообщения их с объемом цилиндра ДВС, тем самым повышая его надежность.

Простые технические решения позволяют использовать их как на новых двигателях, так и на существующих при проведении текущего и капитального ремонта.

Предложенное техническое решение не известно из доступных источников информации уровня техники, из которого явным образом не следует для специалиста-двигателестроителя и промышленно применимо для производства и модернизации ДВС, то есть соответствует критериям патентоспособности.

Сущность изобретения поясняется чертежами (фиг.1 и фиг.2), которые имеют иллюстративное значение и не ограничивают объема прав совокупности существенных признаков формулы изобретения.

На фиг.1 изображен двигатель, содержащий цилиндр 1 с размещенным в нем поршнем 2, полость 3 в поршне 2 с горловиной в виде профилированного сопла Лаваля 4, форсунку с распылителем 5, форкамеру 6 с перепускным каналом 7 в виде профилированного сопла Лаваля.

Двигатель работает следующим образом. В период такта сжатия воздух под высоким давлением заполняет полость 3 в поршне 2 через горловину 4 и поступает в форкамеру 6 через перепускной канал 7, разогреваясь до температуры 700-900°С. В момент впрыска из форсунки 5 топливо попадает в форкамеру 6, частично воспламеняется и под высоким давлением истекает через перепускной канал 7 со сверхзвуковой скоростью через горловину 4 в полость 3, где догорая, повышает температуру и давление. Под действием давления раскаленные до высокой температуры продукты сгорания истекают из полости 3 через горловину 4 со сверхзвуковой скоростью в цилиндр 1 двигателя, создавая давление на поршень и реактивную силу, действующую в направлении движения поршня от верхней мертвой точки. Далее процесс продолжается так же, как и в обычных двигателях.

На фиг.2 изображен двигатель, содержащий цилиндр 1 с размещенным в нем поршнем 2, содержащим полость 3 с горловиной 4 в виде профилированного сопла Лаваля, форкамеру 5, установленную в головке цилиндра 6, с перепускным каналом 7 в виде профилированного сопла Лаваля и ввернутой в нее свечой зажигания 8.

Двигатель работает аналогично предыдущему (фиг.1) за исключением того, что воспламенение горючей смеси происходит не от сжатия, а от искры свечи зажигания.

Использование настоящего изобретения обеспечивает устойчивую работу ДВС на бедных топливно-воздушных смесях и низкооктановом топливе при снижении токсичности выхлопных газов до единиц процентов. Обеспечивается не только относительное (в %) снижение токсичного выброса, но и его абсолютное (массовое и объемное) значение.

Формула изобретения

1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем с полостью для камеры сгорания, имеющей горловину, головку цилиндра, камеру сгорания, образованную головкой цилиндра и полостью в поршне, отличающийся тем, что горловина полости выполнена в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого обращено в сторону головки цилиндра, а в головке цилиндра установлена форкамера с вмонтированной в нее форсункой с распылителем, содержащая перепускной канал в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого сопряжено с камерой сгорания двигателя.

2. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем с полостью для камеры сгорания, имеющей горловину, головку цилиндра, камеру сгорания, образованную головкой цилиндра и полостью в поршне, отличающийся тем, что горловина полости выполнена в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого обращено в сторону головки цилиндра, а в головке цилиндра установлена форкамера с вмонтированной в нее свечой зажигания, содержащая перепускной канал в виде профилированного сопла Лаваля, выходное сечение которого сопряжено с камерой сгорания двигателя.

РИСУНКИ

Categories: BD_2269000-2269999