Патент на изобретение №2155137

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2155137 (13) C1
(51) МПК 7
B60R19/24
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99108888/28, 27.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.04.1999

(45) Опубликовано: 27.08.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
JP 2-1668 B, 21.12.1988. US 5080412 A, 14.01.1992. JP 2-1497 A, 11.09.1991. US 5125705 A, 30.06.1992. SU 1572868 A1, 23.06.1990.

Адрес для переписки:

445633, Самарская обл., г.Тольятти, ул. Заставная 2, ОАО “АВТОВАЗ”, ГенДР. ПЛО, Голикову А.П.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ”

(72) Автор(ы):

Орлов А.Л.,
Аганин Л.Г.,
Усов В.А.,
Галкин М.В.,
Аксентьева И.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВТОВАЗ”

(54) ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части автомобиля в зоне переднего или заднего бампера. Задача изобретения направлена на улучшение энергопоглощающих свойств транспортного средства. Энергопоглощающая часть транспортного средства содержит бампер 1, поперечную балку 3, жестко соединенную посредством кронштейнов 4 с концевыми частями 5 продольных брусьев 6. Каждый из кронштейнов 4 выполнен тремя зонами с единой донной поверхностью 13, крайние из которых представляют собой часть донной поверхности в виде язычка 14 и площадки 15, жестко соединенные соответственно с донной поверхностью 11 концевой части 5 продольного бруса 6 и с поперечной балкой 3, а центральная зона 16 содержит боковые стенки 17 с отогнутыми фланцами 18, жестко соединенные соответственно с боковыми стенками 12 концевой части 5 продольного бруса 6 и поперечной балкой 3. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.


Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к энергопоглощающей части автомобиля в зоне переднего или заднего бампера.

Из уровня техники известно техническое решение энергопоглощающей части транспортного средства (аналог – патент США N 5080412, кл. В 60 R 19/24, публ. 14.01.92), включающий в себя бампер с трубчатой балкой, выполненной из сверхвысокопрочной стали и соединенной с кузовом транспортного средства посредством двух кронштейнов, взаимосвязанных между собой и закрепленных при помощи болтовых соединений, что обеспечивает возможность регулирования бампера относительно кузова по высоте, а также в продольном и поперечном направлениях.

Однако наличие болтового соединения как самих кронштейнов, так и в их связи с кузовом и бампером, ведет к удорожанию конструкции, что особенно актуально в массовом производстве.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится энергопоглощающая часть транспортного средства (прототип – заявка Японии N 63-66698 (В), кл. В 60 R 19/24, В 62 R 25/08, В 60 R 19/52, опубл. 21.12.88, N 2-1668), включающая в себя бампер, закрепленный на концевых частях продольных брусьев посредством кронштейнов, имеющих сложную пространственную форму. Под концевыми частями продольных брусьев размещена поперечная балка, соединенная с последними посредством упомянутых кронштейнов. В описанной конструкции применение кронштейна сложной формы требует дополнительной технологической операции – сварки, что увеличивает трудоемкость в предварительном процессе изготовления кронштейнов.

Задача изобретения направлена на улучшение энергопоглощающих свойств транспортного средства.

Для решения этой задачи энергопоглощающая часть транспортного средства содержит бампер, поперечную балку, жестко соединенную посредством кронштейнов с концевыми частями продольных брусьев, причем каждый из кронштейнов выполнен тремя зонами с единой донной поверхностью, крайние из которых представляют собой часть донной поверхности в виде язычка и площадки, жестко соединенные соответственно с донной поверхностью концевой части продольного бруса и с поперечной балкой, а центральная содержит боковые стенки с отогнутыми фланцами, жестко соединенные соответственно с боковыми стенками концевой части продольного бруса и поперечной балкой, причем площадка расположена за зоной, ограниченной плоскостями, в которых ориентированы боковые стенки центральной зоны, также энергопоглощающая часть дополнительно может включать в себя буксирную проушину, жестко соединенную с площадкой кронштейна и, через усиливающий элемент, поперечной балкой.

На фиг. 1 показана энергопоглощающая частей транспортного средства;
на фиг. 2 – разрез А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 – разрез Б-Б на фиг. 1;
на фиг. 4 – вид на кронштейн;
на фиг. 5 показано крепление бампера к поперечной балке.

на фиг. 6 – разрез В-В на фиг. 2.

Энергопоглощающая часть транспортного средства включает в себя бампер 1, соединенный с кузовом 2, а именно с поперечной балкой 3, жестко соединенной посредством кронштейнов 4 с концевыми частями 5 продольных брусьев 6, зеркально расположенными относительно продольной оси L кузова 2 и жестко соединенными с днищем 7, представляющим собой целую систему взаимосвязанных узлов и элементов (фиг.1).

Поперечная балка 3 выполнена из двух жестко соединенных частей – поперечины панели 8 и поперечины пола 9, образующих по крайней мере в зоне Z крепления кронштейна 4 с поперечиной пола 9 замкнутое поперечное сечение. Поперечная балка 3 может иметь и по всей своей длине замкнутое поперечное сечение, это зависит от компоновочных особенностей энергопоглощающей части транспортного средства. Поперечная балка 3 расположена напротив продольных брусьев 6, а именно их торцевых поверхностей 10 концевых частей 5, и соединена с последними посредством кронштейнов 4. Концевые части 5 продольных брусьев 6 представляют собой прямолинейные участки корытообразной формы поперечного сечения с донной поверхностью 11 и боковыми стенками 12 (фиг. 2).

Кронштейн 4 выполнен тремя зонами с единой донной поверхностью 13, крайние из которых представляют собой часть донной поверхности 13 в виде язычка 14 и площадки 15, а центральная зона 16 содержит боковые стенки 17 с отогнутыми с одной стороны фланцами 18. Площадка 15 имеет такую форму, что ее часть 19 расположена за зоной W, ограниченной плоскостями, в которых ориентированы боковые стенки 17 центральной зоны 16 (фиг. 3,4).

Кронштейн 4 жестко связан с концевой частью 5 продольного бруса 6, при этом язычок 14 жестко соединен с донной поверхностью 11, а боковые стенки 17 центральной зоны 16 с боковыми стенками 12 (фиг.2,6). Также кронштейн 4 жестко связан и с поперечной балкой 3, а именно с ее поперечиной пола 9, при этом отогнутые фланцы 18 боковых стенок 17 жестко соединены с центральной частью поперечины пола 9, а площадка 15 с ее нижней частью.

Энергопоглощающая часть транспортного средства может содержать и буксирную проушину 20, жестко соединенную одним из своих концов 21 через усиливающий элемент 22 с поперечной балкой 3, а именно с поперечиной панели 8, а вторым концом 23 – с площадкой 15 кронштейна 4, а именно с ее частью 19, что в общем зависит от компоновочных особенностей узла. Усиливающий элемент 22 имеет крепежные поверхности 24, охватывающие часть поперечины панели 8 и жестко крепящиеся к ней. Таким образом, прикладываемая к буксирной проушине 20 тяговая нагрузка Т распределяется на концы 21 и 23, при этом часть тяговой нагрузки Т, распределенной на конец 23, передается через площадку 15 на продольный брус 6, что позволяет распределить тяговую нагрузку Т без разрушения элементов конструкции (фиг. 2,3).

Бампер 1 представляет собой декоративную оболочку, выполненную из полимера и закрепленную разъемным соединением 25, например болт-гайкой, на поперечной балке 3, а именно на поперечине панели 8 (фиг. 5).

В момент столкновения транспортного средства с препятствием первоначально деформируются бампер 1, буксирная проушина 6 и поперечная балка 3, при этом гасится основная часть энергия удара P, а оставшаяся передается через кронштейны 4 на концевые части 5 продольных брусьев 6 для дальнейшего ее гашения, без слома последних.

Формула изобретения


1. Энергопоглощающая часть транспортного средства, содержащая бампер, поперечную балку, жестко соединенную посредством кронштейнов с концевыми частями продольных брусьев, отличающаяся тем, что кронштейн выполнен тремя зонами с единой донной поверхностью, крайние из которых представляют собой часть донной поверхности в виде язычка и площадки, жестко соединенные соответственно с донной поверхностью концевой части продольного бруса и с поперечной балкой, а центральная содержит боковые стенки с отогнутыми фланцами, жестко соединенные соответственно с боковыми стенками концевой части продольного бруса и поперечной балкой.

2. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что часть площадки расположена за зоной, ограниченной плоскостями, в которых ориентированы боковые стенки центральной зоны.

3. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно включает в себя буксирную проушину.

4. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1 или 3, отличающаяся тем, что буксирная проушина жестко соединена через усиливающий элемент с поперечной балкой.

5. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1 или 3, отличающаяся тем, что буксирная проушина жестко соединена с площадкой кронштейна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Categories: BD_2155000-2155999