Патент на изобретение №2155122
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА С НАТЯГОМ
(57) Реферат: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при соединении с натягом деталей типа вал-втулка методом горячей запрессовки. К торцу вала крепят технологический стержень, на который устанавливают нагретую направляющую гильзу. Втулку нагревают и по направляющей гильзе заводят на вал. В результате обеспечивается повышение надежности процесса соединения деталей и качества полученного прессового соединения. 1 ил. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при выполнении операций сборки деталей типа вал-втулка, в частности при применении горячей запрессовки. Известен способ сборки деталей с натягом типа вал-втулка путем нагрева охватывающей детали (Берникер Е.Л. Посадки с натягом в машиностроении.- M. -Л.: Машиностроение, 1966, с. 132). Известен способ соединения деталей с натягом (а.с. N 95588074, B 23 P 11/02, 1981), заключающийся в нанесении на охватываемую деталь покрытия из плавкого металла с последующим его расплавлением. Наиболее близким к предлагаемому является техническое решение по а.с. N 749615, B 23 P 11/02, 1978, взятое за прототип, по которому предлагается для обеспечения качества соединения нагревать охватывающую деталь снаружи нагревателем через промежуточный элемент в виде легкоплавкого металла в процессе сборки. Недостатком данного способа является трудоемкость операций установки на втулку нагревателя, нанесения промежуточного элемента, удаления нагревателя и промежуточного элемента. Кроме того, при сложной конфигурации наружной поверхности втулки проблематичным становится установка на нее нагревателя, нанесение легкоплавкого металла и его последующее удаление. Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности процесса соединения деталей и качества прессового соединения. Технический результат достигается тем, что в способе соединения деталей типа вал-втулка, включающем нагрев охватывающей втулки и установку ее на вал, к торцу вала крепят технологический стержень, на который устанавливают нагретую направляющую гильзу. Надежность процесса горячей запрессовки обеспечивается за счет центрирования втулки относительно вала и исключения возможности уменьшения посадочного зазора до нуля в процессе установки втулки на вал, качество соединения обеспечивается благодаря возможности производить сборку деталей без задиров на посадочных поверхностях. На чертеже представлена схема расположения деталей при сборке. Сущность способа заключается в том, что в торец вала 1 вворачивается стержень 2, на который устанавливается нагретая направляющая гильза 3, по которой на вал 1 заводится нагретая втулка 4. После запрессовки втулки 4 направляющую гильзу 3 и технологический стержень 2 снимают. Втулку 4 и направляющую гильзу 3 нагревают в печах и вынимают из печей одновременно. Втулку 4 нагревают, например, до 250oC, направляющую гильзу 3 – до 150-200oC. Использование нагретой направляющей гильзы позволяет сцентрировать втулку относительно вала, создать направление движения втулки в процессе запрессовки и поддержать созданный при нагреве втулки посадочный зазор, а следовательно, уменьшить усилие запрессовки, исключить возможность схватывания сопрягаемых деталей, избежать задиров на посадочных поверхностях. Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность процесса соединения деталей и обеспечить качество прессового соединения. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||