Патент на изобретение №2263825

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2263825 (13) C2
(51) МПК 7
F04D29/66
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004102978/06, 02.02.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

02.02.2004

(43) Дата публикации заявки: 10.07.2005

(45) Опубликовано: 10.11.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
С.А.ВЬЮНОВ. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1981, с.57, рис.3,7в. ТАМ ЖЕ, с.57, рис.3.7а. GB 2283060 А, 26.04.1995. US 5215433 A, 01.06.1993. FR 2316458 A1, 28.01.1977. DE 3511769 А1, 02.10.1986.

Адрес для переписки:

614990, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-кт, 93, ОАО “Авиадвигатель”, отдел защиты интеллектуальной собственности

(72) Автор(ы):

Тункин А.И. (RU),
Кузнецов В.А. (RU),
Гузачев Е.Т. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “АВИАДВИГАТЕЛЬ” (RU)

(54) КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения, полученных путем конверсии авиационных двигателей, и позволяет повысить надежность и запасы газодинамической устойчивости, а также снизить стоимость создания высоконапорного компрессора за счет унификации и конверсии путем добавления спереди ступеней с максимальным использованием базовых деталей при обеспечении высокого к.п.д. В компрессоре газотурбинного двигателя, включающем входной направляющий аппарат, рабочие колеса и направляющие аппараты ступеней компрессора, размещенные в проточной части, согласно изобретению рабочее колесо по меньшей мере первой ступени компрессора содержит конусную втулку с увеличивающимся по течению воздуха диаметром, а входной направляющий аппарат и направляющий аппарат по меньшей мере первой ступени компрессора содержат конусные втулки с уменьшающимся по течению воздуха диаметром, при этом D/d=0,9-0,99, D1/d1=1,01-1,1, где D – диаметр втулки рабочего колеса на его входе; D1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его входе; d – диаметр втулки рабочего колеса компрессора на его выходе; d1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его выходе, а углы наклона образующих конусной поверхности втулок к оси компрессора составляют 1-6°. 1 ил.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей, в том числе наземного применения, полученных путем конверсии авиационных двигателей.

Использование компрессора авиационного двигателя для создания газотурбинной установки наземного применения позволяет резко сократить сроки и стоимость создания такой установки, так как компрессоры современных авиационных двигателей обладают высоким ресурсом и к.п.д. Таким примером может служить создание газоперекачивающей установки ГТУ-12П мощностью 12 МВт на базе компрессора высокого давления современного авиационного двигателя ПС-90А. Однако для газоперекачивающих станций нужны газоперекачивающие установки различной мощности, в том числе и 16 МВт.

Для создания такой установки необходимо либо смоделировать компрессор с установки мощностью 12 МВт, т.е. выполнить все детали с новой геометрией, либо добавить к существующему компрессору спереди еще одну ступень, увеличив таким образом расход воздуха через компрессор и мощность установки до 16 МВт. Однако добавка высоконапорной ступени на входе в компрессор является сложной научно-технической задачей, в том числе из-за появления срывных течений у втулки компрессора.

Известна конструкция компрессора газотурбинного двигателя, проточная часть которого выполнена с постоянным наружным диаметром [1]. Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за сложности размещения опоры подшипника на входе в компрессор, так как первые ступени компрессора имеют малый внутренний диаметр втулки.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является компрессор газотурбинного двигателя, проточная часть которого выполнена с постоянным диаметром втулки [2].

Однако такая конструкция не обеспечивает высокого к.п.д. первых рабочих колес компрессора, особенно высоконапорных, из-за срывных явлений, возникающих в этих ступенях.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и запасов газодинамической устойчивости, а также в снижении стоимости создания высоконапорного компрессора за счет унификации и конверсии путем добавления спереди ступеней с максимальным использованием базовых деталей при обеспечении высокого к.п.д.

Сущность изобретения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя, включающем входной направляющий аппарат, рабочие колеса и направляющие аппараты ступеней компрессора, размещенные в проточной части, согласно изобретению рабочее колесо по меньшей мере первой ступени компрессора содержит конусную втулку с увеличивающимся по течению воздуха диаметром, а входной направляющий аппарат и направляющий аппарат по меньшей мере первой ступени компрессора содержит конусные втулки с уменьшающимся по течению воздуха диаметром, при этом D/d=0,9-0,99, D1/d1=1,01-1,1, где

D – диаметр втулки рабочего колеса на его входе;

D1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его входе;

d – диаметр втулки рабочего колеса компрессора на его выходе;

d1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его выходе,

а углы наклона образующих конусной поверхности втулок к оси компрессора составляют 1-6°.

Первые ступени компрессора выполнены высоконапорными, поэтому для получения высоких к.п.д. и запасов газодинамической устойчивости в проточной части должны отсутствовать срывные явления.

Выполнение втулок направляющих аппаратов и рабочих колес конусными делает проточную часть по внутреннему диаметру зигзагообразной. Втулки рабочих колес первых ступеней компрессора выполняют с увеличивающимся по потоку воздуха диаметром (с поджатием), это позволяет эффективно «поджимать» воздух и предотвращать срыв потока.

В направляющих аппаратах воздух тормозится, и выполнение втулки направляющих аппаратов с уменьшающимся по потоку воздуха диаметром и с малыми углами раскрытия позволяет работать в области, где срывные явления еще отсутствуют.

Зигзагообразная проточная часть для первых ступеней компрессора в среднем остается с постоянным внутренним диаметром, что позволяет сохранить подшипник и окружающие его детали при добавке ступеней на входе в компрессор.

При соотношении диаметров по втулке детали и базового колеса D/d<0,9 могут возникнуть срывные явления в последующем за рабочим колесом направляющем аппарате, при D/d>0,99 могут возникнуть срывные явления по втулке рабочего колеса.

При соотношении диаметров по втулке направляющего аппарата D1/d1<1,01 могут также возникнуть срывные явления по втулке добавленного рабочего колеса, установленного за направляющим аппаратом. В случае, когда D1/d1>1,1, могут возникнуть срывные явления по втулке направляющего аппарата.

При <1° возможно снижение напорности во втулочных сечениях рабочего колеса и к.п.д. компрессора, а при >6° – снижение к.п.д. компрессора из-за возникновения срывных явлений по втулке последующего за рабочим колесом направляющего аппарата.

В случае если 1<1°, снижается напорность во втулочных сечениях впереди стоящего рабочего колеса и к.п.д. компрессора, а при 1>6° понижаются запасы газодинамической устойчивости компрессора из-за возникновения срывных явлений по втулочным сечениям направляющих аппаратов.

На чертеже показан продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя.

Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 с рабочими колесами первой 3 и второй 4 ступеней и статора 5 с входным направляющим аппаратом 7 первой ступени. Ротор 2 установлен в подшипнике 8, закрепленном в статоре 5.

Конусные втулки 9 рабочих колес 3 и 4 выполнены с увеличивающимся диаметром по потоку воздуха 10 в проточной части 11 компрессора. Конусные втулки 12 направляющих аппаратов 6 и 7 выполнены с уменьшающимся диаметром по потоку воздуха 10. Угол наклона и 1 образующих конусных поверхностей втулок 9 к оси компрессора составляет 1-6°.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе компрессора 1 воздух 10, протекая по проточной части 11 компрессора 1, поджимается в ступенях компрессора, плавно проходя вдоль поверхностей конусных втулок 9 и 12 без отрыва потока воздуха, и сжимается до заданных параметров.

Одновременно при такой геометрии втулок 9 и 12 рабочих колес 3, 4 и направляющих аппаратов 6, 7 уменьшаются проблемы с размещением подшипника 8 и окружающей его масляной полости, так проточная часть такого компрессора остается для первых ступеней в среднем с постоянным внутренним диаметром (с постоянным диаметром втулок).

Такое конструктивное решение позволяет проводить конверсию авиационных высоконапорных компрессором, в том числе с увеличением степени сжатия и расхода сжимаемого воздуха для наземных газотурбинных установок путем добавки на входе компрессора дополнительных рабочих колес и направляющих аппаратов, что позволяет с минимальными затратами создавать газотурбинные установки различной мощности.

Источники информации

1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, стр.57, рис.3.7а.

2. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, стр.57, рис.3.7в.

Формула изобретения

Компрессор газотурбинного двигателя, включающий входной направляющий аппарат, рабочие колеса и направляющие аппараты ступеней компрессора, размещенные в проточной части, отличающийся тем, что рабочее колесо, по меньшей мере, первой ступени компрессора содержит конусную втулку с увеличивающимся по течению воздуха диаметром, а входной направляющий аппарат и направляющий аппарат, по меньшей мере, первой ступени компрессора содержат конусные втулки с уменьшающимся по течению воздуха диаметром, при этом D/d=0,9-0,99, D1/d1=1,01-1,1, где D – диаметр втулки рабочего колеса на его входе; D1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его входе; d – диаметр втулки рабочего колеса компрессора на его выходе; d1 – диаметр втулки направляющего аппарата на его выходе, а углы наклона образующих конусной поверхности втулок к оси компрессора составляют 1-6°.

РИСУНКИ


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”


НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”

Договор № РД0070892 зарегистрирован 07.10.2010

Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2263000-2263999