(21), (22) Заявка: 2003136415/11, 18.12.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.12.2003
(43) Дата публикации заявки: 27.05.2005
(45) Опубликовано: 10.11.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 94014560 А1, 27.08.1996. RU 2006539 С1, 30.01.1994. JP 2000108901, 18.04.2000.
Адрес для переписки:
142171, Московская обл., Подольский р-н, г. Щербинка, ул. Юбилейная, 3, кв.259, С.Н. Шарапову
|
(72) Автор(ы):
Шарапов С.Н. (RU), Исаенко Э.П. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Шарапов Сергей Николаевич (RU), Исаенко Эдуард Петрович (RU)
|
(54) СПОСОБ ПЕРЕВОДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ОДНОЙ КОЛЕИ НА ДРУГУЮ
(57) Реферат:
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к реконструкции железных дорог, и может быть использовано для реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий при изменении ширины колеи. Способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, заключается в том, что перевод производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов. Для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов. Железную дорогу переводят с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. Техническим результатом изобретения является выполнение основных объемов работ по переводу железной дороги с одной ширины колеи на другую без прекращения грузовых и пассажирских перевозок. 3 з.п. ф-лы, 1 ил. 
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к реконструкции железных дорог и может быть использовано для реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий при изменении ширины колеи.
Известные способы замены верхнего строения пути на железнодорожных линиях с одной колеи на другую предусматривают прекращение эксплуатационной работы этих линий на период реконструкции [1] или строительство железной дороги на новом земляном полотне [2].
Недостатком этих способов является закрытие железнодорожных линий для грузовых и пассажирских перевозок, что приводит к негативным последствиям для железной дороги, а именно;
– прекращается поступление денежных средств от перевозок (доход) на период реконструкции;
– грузовладельцы и пассажиры переходят с железнодорожного на другие виды транспорта, а после завершения реконструкции объемы грузовых и пассажирских перевозок полностью не возвращаются;
– замедляется социально-экономическое развитие прилегающих территорий;
– повышается стоимость реконструкции.
Прототипом изобретения можно принять любой из изложенных выше известных способов.
Задачей настоящего изобретения является обеспечение реконструкции верхнего строения пути, ИССО, средств СЦБ и других объектов инфраструктуры железной дороги при изменении ширины колеи без прекращения грузовых и пассажирских перевозок.
Указанная задача решается за счет того, что перевод железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов, а для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов. Причем, возможен перевод железной дороги с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм, а в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки могут быть использованы железобетонные шпалы с бесподкладочным пружинным скреплением или деревянные шпалы. Расчетное время остановки движения грузовых и пассажирских поездов для переключения с одной колеи на другую может составлять от 3 до 10 суток.
Применение трехниточной или четырехниточной конструкции рельсошпальной решетки на железобетонных или деревянных шпалах обеспечивает возможность раздельного движения поездов по одному из путей с узкой или широкой колеей, например, с шириной колеи 1067 мм или 1520 мм.
На чертеже в качестве примера показана конструкция четырехниточной рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах с использованием базового варианта промежуточного скрепления с пластинчатой клеммой.
Техническим результатом изобретения является выполнение основных объемов работ по переводу железной дороги с одной ширины колеи на другую без прекращения грузовых и пассажирских перевозок.
Предлагаемый способ перевода железной дороги с одной колеи на другую, например с колеи шириной 1067 мм на колею шириной 1520 мм, включает следующую последовательность основных работ:
Подготовительный период
1 этап:
– капитальный ремонт и реконструкция мостов, тоннелей, водопропускных труб, больных мест земляного полотна;
– капитальный ремонт земляного полотна с уширением основной площадки до норм широкой колеи;
– капитальный ремонт или реконструкция зданий и сооружений локомотивных депо и других предприятий железной дороги, связанных с подвижным составом;
– капитальный ремонт пути на перегонах и станциях (главные приемоотправочные) без изменения ширины колеи с рельсошпальной решеткой на 25 метровых инвентарных рельсах, железобетонных шпалах, предусматривающих укладку рельсовых нитей широкой колеи и неполной балластировкой (16-18 см под шпалой);
– укладка станционных путей и стрелочных переводов широкой колеи на новых площадках, или на новых осях площадок путей узкой колеи, выведенных из эксплуатации и демонтированных;
– укладка и оборудование временных погрузочно-выгрузочных путей общего пользования примыкающих к паркам широкой колеи;
– замена части путей действующих локомотивных депо и других предприятий дороги с узкой на широкую колею;
– укладка рельсовых плетей на свободные подрельсовые площадки широкой колеи с последующим закреплением в расчетном температурном интервале;
– удлинение части станционных путей по утвержденным нормам;
– монтаж рельсовых цепей на перегонах и станциях колеи 1520 мм;
2 этап:
– вывод подвижного состава на станции, оборудованные под перестановку тележек, например с 1067 на 1520 мм;
– вырезка балласта до подошвы шпал в местах переключения для рихтовки пути;
– подготовка рельсовых рубок;
– сборка стрелочных переводов широкой колеи возле мест укладки;
– монтаж средств СЦБ, в том числе установка новых входных и выходных светофоров.
Работы в окно, связанные с переключением движения поездов с узкой колеи на широкую:
– демонтаж одного – двух звеньев рельсошпальной решетки узкой колеи перед входными стрелочными переводами станций;
– соединение путей перегонов широкой колеи с подготовленными станционными путями посредством рихтовки и укладки рельсовых рубок или собранных, предварительно, стрелочных переводов широкой колеи;
– монтаж и включение средств СЦБ на путях широкой колеи;
– перестановка вагонов с узких тележек на тележки широкой колеи на оборудованных временных пунктах;
– в случае применения трехниточной конструкции рельсошпальной решетки постановка на новую ось пути перед мостами, тоннелями и негабаритными местами.
Заключительный период
– перекладка по проекту оставшихся станционных путей и стрелочных переводов на новых осях широкой колеи;
– демонтаж инвентарных рельсов узкой колеи;
– частичная досыпка земляного полотна;
– вторая балластировка пути с доведением до нормативной толщины балласта под шпалами;
– сплошная выправка пути;
– закрепление плетей бесстыкового пути в расчетном температурном интервале;
– завершение перекладки путей в локомотивных депо и других предприятиях железной дороги;
– перекладка рельсошпальной решетки подъездных путей нетранспортных предприятий, организаций;
– демонтаж пунктов перестановки вагонов;
– утилизация материалов верхнего строения пути.
Таким образом, предложенный способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую позволяет не прерывать эксплуатацию железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую, что способствует бесперебойности движения поездов и экономии эксплуатационных расходов, максимально сократить время переключения, а после переключения движения и демонтажа рельсов ненужной колеи эксплуатировать верхнее строение пути в нормативный срок, а также значительно снизить стоимость работ по реконструкции дороги.
Источники информации
1. Переустройство узкоколейной железнодорожной линии Среднесибирская – Карасук – Пресногорьковская – Кустанай Среднесибирской железной дороги на общесоюзную (1520 мм) ширину колеи. Проект “Алма-Ата ГИПРОТРАНС”, 1960 г.
2. Переустройство узкоколейной железнодорожной линии Магнитогорск – Белорецк – Инзер Южно-Уральской железной дороги на нормальную (1520 мм) колею. Проект института”МОСГИПРОТРАНС”, 1960 г.
Формула изобретения
1. Способ перевода железной дороги с одной ширины колеи на другую, например с узкой на широкую или наоборот, отличающийся тем, что перевод производят без прерывания эксплуатации железной дороги в подготовительный период к переключению движения поездов с одной колеи на другую путем замены двухниточной конструкции рельсошпальной решетки на четырехниточную или трехниточную с корректировкой графика движения для пропуска рабочих поездов, а для переключения с одной колеи на другую останавливают движение грузовых и пассажирских поездов на расчетное время с предварительным выводом подвижного состава на станции, оборудованные для перестановки соответствующих ширине новой колеи тележек вагонов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что железную дорогу переводят с узкой колеи шириной 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки используют железобетонные шпалы с бесподкладочным пружинным скреплением.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в конструкции четырехниточной или трехниточной рельсошпальной решетки используют деревянные шпалы.
РИСУНКИ
|