Патент на изобретение №2261731

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2261731 (13) C1
(51) МПК 7
A61N1/36
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004116734/14, 01.06.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.06.2004

(45) Опубликовано: 10.10.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2146949 C1, 27.03.2000. RU 2195340 С2, 27.12.2002. RU 2200595 C1, 20.03.2003. SU 1156688 А, 23.05.1985. US 5514167 A, 07.05.1996.

Адрес для переписки:

191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 41, МАПО, НОИС

(72) Автор(ы):

Кирьянова В.В. (RU),
Александрова В.А. (RU),
Братова Е.А. (RU),
Шадова И.А. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (RU)

(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ДЕТЕЙ С ВЕРТЕБРОГЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и детской невропатологии. Воздействие осуществляют нейроподобными импульсными токами, ежедневно чередуя расположение электродов, первый день – на область проекции атланто-затылочного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 грудных позвонков (Th 5-6) с обеих сторон, второй день – на область плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 шейных позвонков (С5-6) с обеих сторон. Способ позволяет повысить эффективность восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями за счет воздействия на патогенетические механизмы заболевания. 3 табл., 2 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, детской невропатологии, и может быть использовано для восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями.

Одной из причин цереброваскулярных расстройств у детей являются вертеброгенные нарушения в шейном отделе позвоночника.

К настоящему времени определены патологические явления, определяющие в совокупности краниовертебральную патологию, а именно: нарушение анатомического строения шейного отдела позвоночника и (или) черепа, нарушения кровоснабжения головного мозга и нарушения ликвородинамики с сопутствующими этому нарушениями функции структур головного и спинного мозга. Однако в литературе отсутствует систематизированное изложение методов этиопатогенетического лечения данной патологии, особенно в детском возрасте.

Известен способ лечения церебральных нарушений у детей, включающий введение спазмолитиков (1% раствор эуфиллина и 1% раствор никотиновой кислоты) методом электрофореза поперечно на верхнешейный отдел позвоночника, при котором электроды размещаются следующим образом: один на рукоятку грудины, второй на шейно-затылочную область (Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. – Издательство казанского университета, 1990. – 285 с.).

К недостаткам данного способа следует отнести использование медикаментозных средств, к которым в некоторых случаях возможна индивидуальная непереносимость с развитием побочных эффектов, возможность образования продуктов электролиза на подэлектродных прокладках, что вызывает местные побочные эффекты в виде раздражения и пр.

Задачей изобретения является создание способа восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями, обеспечивающего повышение эффективности лечения за счет влияния на патогенетические звенья процесса.

Поставленная задача решается тем, что в способе восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями, включающем курс физического воздействия на шейный отдел позвоночника, согласно изобретению воздействие осуществляют нейроподобными импульсными токами, ежедневно чередуя расположение электродов, первый день – на область проекции атлантозатылочного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 грудных позвонков (Th 5-6) с обеих сторон, второй день – на область плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 шейных позвонков (С5-6) с обеих сторон.

Нейроподобные импульсные токи имеют максимальное амплитудное значение до 100 мА, модулированы в виде биполярных импульсов, характеризующихся коротким катодным выбросом с последующей продолжительной низкоамплитудной анодной фазой. Такая форма импульса максимально приближена к потенциалу действия в зоне перехвата Ранвье. Суммарная составляющая импульса такой формы равна нулю, что исключает возможность образования продуктов электролиза на подэлектродных прокладках. Продолжительность импульса доходит до 1,3 мс с частотой от 20 до 120 Гц (А.Г.Шиман, С.В.Пирогова, Е.В.Егорова, С.Н.Ашурова, А.Б.Шишкин. Низкочастотная импульсная электротерапия заболеваний периферической нервной системы. Санкт-Петербург 2003 г. с.25-29). Указанные особенности электрических импульсов обусловливают физиологическое щадящее действие тока и хорошую переносимость процедур.

Авторами было установлено, что воздействие нейроподобными импульсными токами на шейный отдел позвоночника и надплечья попеременно в первый день – на область проекции атлантозатылочного сочленения и паравертебрально на уровне Th 5-6 с обеих сторон, во второй день – на область плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне С5-6 с обеих сторон приводит к снижению тонуса гладкой мускулатуры сосудов, улучшению трофики тканей, уменьшению тонического сокращения мышц, способствует устранению тонического напряжения мышц шеи и спазма позвоночных артерий, улучшению микроциркуляции тканей шеи, что устраняет мышечно-тонические и мышечно-дистрофические расстройства в указанной зоне. Данные патогенетические механизмы приводят к компенсации нарушений в краниовертебральной области, устранению спазма позвоночных артерий; уменьшению ирритации периартериального нервного сплетения и ликвидации их вторичных проявлений, в частности – к восстановлению церебральной гемодинамики у детей.

На фиг.1 изображена схемы расположения электродов в первый день, на фиг.2 – во второй день.

Способ осуществляют, например, следующим образом.

На аппарате “Миоритм-040” подачу импульсов на терапевтические выходы осуществляют в режиме “дрейфа”, при котором происходит изменение частоты в пределах 20-120 Гц с параллельным изменением амплитуды импульсов. Изменение частоты и амплитуды импульсов происходит по трапециевидной форме огибающей. Такой режим препятствует адаптации к воздействию и утомлению мышц. Устанавливают групповой режим работы с периодом подачи импульса 4-8 секунд.

Воздействие осуществляют на шейный отдел позвоночника и надплечья по четырем полям. В первый день электрод 1 располагают в проекции атлантозатылочного сочленения, а электрод 2 – на уровне сегментов ТП5-6 паравертебрально (продольно). Аналогичным образом располагают электроды 3 и 4 с противоположной стороны. На второй день электрод 5 располагают в области плечелопаточного сочленения, а электрод 6 – паравертебрально на уровне С5-6. Аналогичным образом располагают электроды 7 и 8 с противоположной стороны. Продолжительность процедуры – от 10 до 25 минут. Курс лечения состоит из 10 процедур, проводимых ежедневно с чередованием зон воздействия.

Способ иллюстрируется следующими клиническими примерами.

1. Девочка Б., 9 лет, находилась на лечении с диагнозом: Вертебробазилярная недостаточность на фоне краниовертебральной патологии (врожденное укорочение задней дуги атланта с защитной контрактурой атлантозатылочного сочленения). Нарушение осанки. При поступлении девочка предъявляла жалобы на укачивание в транспорте, головокружения, раздражительность, плаксивость, эмоциональную лабильность, беспокойный сон, рассеянное внимание. При осмотре обращало внимание: осанка вялая, асимметрия плеч, углов лопаток, симптомы периферической цервикальной недостаточности, болезненность при пальпации точки позвоночной артерии с обеих сторон (больше справа), болезненность при пальпации остистых отростков С1-С2, ограничение сгибания головы и наклона головы вправо.

При неврологическом обследовании:

На шейных спондилограммах с функциональными пробами: Врожденное укорочение задней дуги атланта с защитной контрактурой атлантозатылочного сочленения (гипоплазия задней дуги С1, создающая локальный стеноз позвоночного канала на этом уровне; ограничение сгибания в атлантозатылочном сочленении).

ЭЭГ: Уровень зрелости общемозговой биоритмики соответствует возрасту. Признаки легкой диффузной ирритации коры больших полушарий и структур лимбикогипоталаморетикулярного комплекса. Очаговых изменений и пароксизмальных форм биоэлектрической активности коры головного мозга не зарегистрировано.

Транскраниальная допплерография: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы, преимущественно в вертебробазилярном бассейне.

Был проведен курс из 10 процедур воздействия нейроподобными импульсными токами на шейный отдел позвоночника и надплечья, проводимых ежедневно по 10-25 минут с чередованием зон. В первый день один электрод располагали в проекции атлантозатылочного сочленения, а второй – на уровне сегментов Th5-6 (продольно). Аналогичным образом располагали электроды с противоположной стороны. На второй день электроды располагали в области плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне С5-6 с обеих сторон. Подача импульсов осуществлялась в режиме “дрейфа”; режим работы групповой. Период подачи импульсов 4-8 секунд.

По окончании процедур девочка отмечала значительное улучшение самочувствия: отсутствие головокружений, исчезновение раздражительности и плаксивости, улучшение сна. При объективном осмотре – исчезла болезненность при пальпации в точке позвоночной артерии с обеих сторон.

При повторной транскраниальной допплерографии: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы, преимущественно в вертебробазилярном бассейне, со значительной положительной динамикой (табл.1):

а) ускорение кровотока по позвоночным артериям;

б) уменьшение асимметрии кровотока по позвоночным артериям (уровень V2) в 2 раза: до лечения – КА=120%; после лечения – КА=66,5%;

в) ускорение кровотока по задним мозговым артериям;

г) уменьшение асимметрии кровотока по задним мозговым артериям в 2 раза: до лечения – КА=37,8%; после лечения – КА=19,2%;

д) ускорение кровотока в каротидном бассейне (передние мозговые артерии, внутренние сонные артерии);

е) исчезновение асимметрии кровотока по передним мозговым артериям: до лечения – КА=18%; после лечения – КА=4,8%).

2. Девочка К., 8 лет, находилась на лечении с диагнозом: Вертебробазилярная недостаточность на фоне краниовертебральной патологии (натальная травма в виде повреждения атланта с формированием костной кривошеи). Неврозоподобное состояние с нарушением формулы сна. Синдром вегетососудистой дистонии. Нарушение осанки. При поступлении девочка предъявляла следующие жалобы: головная боль, чаще во 2-й половине дня; повышенная утомляемость, слабость, вялость; нарушение сна (часто просыпается, трудности при засыпании). При осмотре обращало внимание: осанка вялая, асимметрия плеч, углов лопаток; выражены симптомы периферической цервикальной недостаточности; ограничен наклон головы вправо, болезненность при пальпации остистых отростков С1-С2.

При неврологическом обследовании:

На шейных спондилограммах с функциональными пробами: На шейных спондилограммах с функциональными пробами: атлант деформирован, его правая боковая масса смещена латерально, щели образуемых ею суставов сужены, голова наклонена к правому плечу – движения в атлантозатылочном сочленении резко ограничены; в остальных позвоночных двигательных сегментах – гипермобильность; основания остистых отростков С2-Th1 уплощены. Заключение: натальная травма в виде повреждения атланта с формированием костной кривошеи. Нарушения спинальной ликвородинамики.

ЭЭГ: умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга с ирритацией стволовых структур на диэнцефальном уровне.

Транскраниальная допплерография: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы, преимущественно в вертебробазилярном бассейне.

Был проведен курс из 10 процедур нейроподобными импульсными токами на шейный отдел позвоночника и надплечья, проводимых ежедневно по 10-25 минут с чередованием зон. В первый день электрод располагали в проекции атлантозатылочного сочленения, а второй – на уровне сегментов Th5-6 (продольно). Аналогичным образом располагали электроды с противоположной стороны. На второй день электроды располагали в области плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне С5-6 с обеих сторон. Подача импульсов осуществлялась в режиме “дрейфа”; режим работы групповой. Период подачи импульсов 4-8 секунд.

По окончании процедур девочка отмечала значительное улучшение: отсутствие головных болей, уменьшение утомляемости, повышение работоспособности. При объективном осмотре – исчезла болезненность при пальпации остистых отростков.

При повторной транскраниальной допплерографии: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы с положительной динамикой (табл.2):

а) уменьшение асимметрии кровотока в 2 раза по внутренним сонным артериям;

б) выравнивание кровотока с уменьшением асимметрии кровотока по позвоночным артериям на экстракраниальном уровне в 5 раз и на интракраниальном уровне почти в 2 раза, исчезновение асимметрии кровотока по заднемозговым артериям.

3. Девочка Г, 10 лет, находилась на лечении с диагнозом: Вертебробазилярная недостаточность на фоне краниовертебральной патологии (аномалия развития переходных зон: С1 и С7). Синдром вегетососудистой дистонии. Нарушение осанки. При поступлении девочка предъявляла следующие жалобы: головная боль, чаще во 2-й половине дня; укачивание в транспорте; повышенная утомляемость, слабость, вялость; рассеянное внимание. При осмотре обращало внимание: осанка вялая, асимметрия плеч, углов лопаток; выражены симптомы периферической цервикальной недостаточности; крыловидные лопатки; голова отклонена к левому плечу; ограничены движения в шейном отделе позвоночника, болезненность при пальпации точки позвоночной артерии с обеих сторон (больше справа).

При неврологическом обследовании:

На шейных спондилограммах с функциональными пробами: односторонняя аномалия Киммерле; spina bifida posterior C7 с разновысоким стоянием пластин дуги; левосторонний шейный сколиоз. Заключение: аномалия развития переходных зон (С1 и C7).

ЭЭГ: умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга с близкой к значительной ирритацией стволовых структур на диэнцефальном уровне, склонность к пароксизмальности.

Транскраниальная допплерография: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы, преимущественно в вертебробазилярном бассейне.

Был проведен курс из 10 процедур нейроподобными импульсными токами на шейный отдел позвоночника и надплечья, проводимых ежедневно по 10-25 минут с чередованием зон. В первый день электрод располагали в проекции атлантозатылочного сочленения, а второй – на уровне сегментов Th5-6 (продольно). Аналогичным образом располагали электроды с противоположной стороны. На второй день электроды располагали в области плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне С5-6 с обеих сторон. Подача импульсов осуществлялась в режиме “дрейфа”; режим работы групповой. Период подачи импульсов 4-8 секунд.

По окончании процедур девочка отмечала значительное улучшение: отсутствие головных болей, уменьшение утомляемости, повышение работоспособности. При объективном осмотре – исчезла болезненность при пальпации в точке позвоночной артерии с обеих сторон.

При повторной транскраниальной допплерографии: допплерографические признаки нарушения циркуляции в магистральных и мозговых артериях головы, преимущественно в вертебробазилярном бассейне со значительной положительной динамикой (табл.3):

а) выравнивание кровотока с исчезновением умеренной асимметрии по среднемозговым артериям;

б) выравнивание кровотока с исчезновением асимметрии по позвоночным артериям.

Предлагаемым способом было проведено лечение 30 детей с вертеброгенными нарушениями. Переносимость физиопроцедур с использованием нейроподобных импульсных токов была хорошей. Положительная динамика клинической картины, улучшение церебральной гемодинамики как в каротидном, так и в вертебробазилярном бассейнах наблюдались в 100% случаев. Положительная динамика функционального состояния шейного отдела позвоночника (оценивалась подвижность в шейном отделе позвоночника, болезненность определенных точек краниовертебральной зоны, напряжение шейно-затылочных мышц) наблюдалась в 75% случаев. В контрольной группе, получающей медикаментозную терапию с использованием сосудистых препаратов, ноотропов, витаминов группы В, динамика со стороны краниовертебральной области наблюдалась достоверно реже (в 21% случаев).

Использование заявленного способа позволяет достичь высокой эффективности восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями за счет воздействия на патогенетические механизмы заболевания без применения медикаментозной терапии. Способ является физиологическим и безопасным.

Формула изобретения

Способ восстановления церебральной гемодинамики у детей с вертеброгенными нарушениями, включающий курс физического воздействия на шейный отдел позвоночника, отличающийся тем, что воздействие осуществляют нейроподобными импульсными токами, ежедневно чередуя расположение электродов, первый день – на область проекции атланто-затылочного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 грудных позвонков с обеих сторон и второй день – на область плечелопаточного сочленения и паравертебрально на уровне 5-6 шейных позвонков с обеих сторон.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.06.2006

Извещение опубликовано: 20.11.2007 БИ: 32/2007


Categories: BD_2261000-2261999