|
(21), (22) Заявка: 2003132159/28, 03.11.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
03.11.2003
(43) Дата публикации заявки: 20.04.2005
(45) Опубликовано: 27.09.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 94026972 A1, 20.05.1996. SU 1739270 A1, 07.06.1992. SU 800624 A, 30.01.1980. US 5639968 A, 17.06.1997.
Адрес для переписки:
630051, г.Новосибирск, ул. Ползунова, 21, СибНИА им. С.А. Чаплыгина
|
(72) Автор(ы):
Рахимов Н.Р. (RU), Серьезнов А.Н. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
ФГУП Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (RU)
|
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТ ПРЕДРАЗРУШЕНИЯ КОНСТРУКЦИЙ
(57) Реферат:
Способ определения мест предразрушения конструкций путем нагружения увеличивающейся нагрузкой включает измерение прохождения оптических сигналов в точках конструкций с применением световодов, светоизлучающего диода, приемника оптического излучения и измерительного прибора. На конструкции жестко закрепляется волоконный световод в зонах возможного появления трещин с помощью прозрачного для излучения клея, и через одно начало световода, посредством светоизлучающего диода (СИД), подается короткий импульс, при этом к приемнику оптического излучения (ПОИ) возвращается импульс, отраженный от свободного конца световода, на который нанесено серебряное покрытие толщиной 1 мкм, а затем в блоке обработки фотоэлектрического сигнала (БОФС) измерительный импульс сравнивается с импульсом, который поступает от СИД через опорный световод, отношение этих сигналов обрабатывается в БОФС, и результат подается на измерительный прибор. Технический результат – повышение достоверности и удобства определения мест предразрушения конструкций летательных аппаратов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 
Изобретение относится к области технической физики, а именно к испытаниям элементов конструкций летательных аппаратов.
Недостатком данного способа является его низкая достоверность. Причиной указанного недостатка указанного способа-аналога является то, что в нем места наибольших напряжений связываются с местами будущих разрушений, что не всегда справедливо, например, в случаях, когда деформации конструкции и нагрузка связаны нелинейной зависимостью.
Сущность способа состоит в следующем. На конструкцию устанавливают датчики акустической эмиссии и тензодатчик. Нагружают конструкцию и измеряют параметры акустической волны, излучаемой развивающимся дефектом и параметр напряженно-деформированного состояния. Синхронизируют процесс измерения параметров АЭ с процессом нагружения конструкции. Для исключения влияния шумов на результаты измерений проводят фильтрацию АЭ сигналов как аппаратно, так и с помощью программных фильтров. При этом учитывается, что рост активности сигналов АЭ происходит в момент нарастания нагрузки.
Недостатком данного способа является то, что: 1) способ требует нагружать конструкцию силой, при которой находящиеся в ней дефекты начнут развиваться, поэтому способ – повреждающий; 2) способ имеет весьма ограниченную точность определения координат слабой зоны, так как подвержен воздействию акустических шумов и требует предварительной аппаратной фильтрации АЭ сигналов; 3) способ подвержен влиянию субъективного фактора и требует предварительной фильтрации с помощью программных фильтров. В частности, шумы от узла, к которому прикладывалась нагрузка, фильтровались по критерию “третий датчик сработал первым”.
Задачей изобретения является повышение достоверности и удобства определения мест предразрушения конструкций летательных аппаратов.
Поставленная задача решается использованием способа определения мест предразрушения конструкций путем нагружения увеличивающейся нагрузкой, включающего измерение прохождения оптических сигналов в точках конструкций с применением световодов, светоизлучающего диода, приемника оптического излучения и измерительного прибора или ЭВМ, для повышения достоверности контроля, на конструкцию жестко закрепляется V-образный волоконный световод в зонах возможного появления трещин с помощью прозрачного для излучения клея, далее, через одно начало световода, посредством светоизлучающего диода (СИД), подается короткий импульс, при этом к приемнику оптического излучения (ПОИ) возвращается импульс, отраженный от свободного конца световода, на который нанесено серебряное покрытие толщиной 1 мкм, путем напыления при температуре 250-300°С и давлении 10-4 мм.рт.ст., а затем в блоке обработки фотоэлектрического сигнала (БОФС) измерительный импульс сравнивается с импульсом, который поступает от СИД через опорный световод, отношение этих сигналов обрабатывается в БОФС, и результат подается на измерительный прибор или ЭВМ.
Для определения точного места разрушения световода после фиксации факта его разрушения к схеме подключается дополнительный приемник оптического излучения, который, при прохождении по участку световода, закрепленному на поверхности испытываемой конструкции, регистрирует импульсы сигнала в точке разрушения оптоволокна, что свидетельствует о наличии предразрушения в данной точке.
Пример возможной практической реализации предложенного способа приведен на фиг.1 со следующими условными обозначениями: 1 – фрагмент испытываемой конструкции летательного аппарата, 2 – болтовое или клепаное соединение панелей с ребром жесткости, 3 – полимерный световод (датчик); датчик уложен так, что контролируется пространство вокруг каждого отверстия, 4 – отражающее серебряное покрытие, 5 – блок питания, 6 – генератор импульсов, 7 – светоизлучающий диод (СИД), 8 – опорный световод, 9 – измерительный приемник оптического излучения (ПОИ), 10 – блок обработки фотоэлектрического сигнала (БОФС), 11 – измерительный прибор или ЭВМ, 12 – выключатель дополнительного ПОИ, 13 – ПОИ для локализации места разрушения измерительного световода (датчика).
Принцип работы системы заключается в следующем. Сначала волоконный световод с отражающим концом жестко закрепляется в зонах возможного появления трещин с помощью прозрачного для излучения клея (бесцветная эпоксидная смола). Генератор импульсов (6), подключенный к блоку питания (5), вырабатывает короткий импульс (длительность 10 нс), который подается на СИД (7), вызывая светоизлучение. Световой поток из СИД подается одновременно на V-образный измерительный световод (3), на конце которого нанесено отражающее покрытие, и на опорный световод (8).
Проходя через световоды, оптические сигналы попадают на светочувствительную поверхность ПОИ (9). Из ПОИ измерительный и опорный сигналы подаются в БОФС (10), где сравниваются, и их отношение передается на измерительный прибор или ЭВМ (11).
Сущность способа заключается в следующем. По принципу действия способ основан на применении оптического импульсного рефлектометра.
В настоящее время рефлектометры используются в технике оптической связи для определения координат места разрушения кабеля. Аналогичным образом рефлектометры можно использовать для определения мест разрушения датчиков.
В нашем случае принцип использования заключается в следующем: с помощью СИД (7) в датчик (3) (через V-образный ответвитель) и на опорный световод (8) подается короткий импульс I. В случае разрушения датчика оптический сигнал частично отражается от места разрушения, а часть сигнала, пройдя через место разрушения, достигает конца датчика и, отражаясь от него, возвращается обратно. В результате, к ПОИ (9), кроме опорного импульса I0, возвращаются два импульса I1 и I2, сформированные отражением сигнала от места разрушения и от свободного конца датчика соответственно. Временные интервалы между этими импульсами определяются длиной датчика и локализацией на нем места разрушения.
Используя современный уровень развития элементной базы, можно спроектировать рефлектометр с требуемыми параметрами.
При полном разрушении датчика не происходит возращение сигнала, отраженного от места разрушения, тогда для определения точного места разрушения к схеме подключается дополнительный ПОИ (13) через включатель (12). При прохождении по участку световода, закрепленному на поверхности испытываемой конструкции, ПОИ (13) регистрирует импульсы сигнала в точке разрушения оптоволокна, что указывает на нахождение трещины в данном месте испытываемой конструкции.
Формула изобретения
1. Способ определения мест предразрушения конструкций путем нагружения увеличивающейся нагрузкой, включающий измерение прохождения оптических сигналов в точках конструкций с применением световодов, светоизлучающего диода, приемника оптического излучения и измерительного прибора или ЭВМ, отличающийся тем, что на конструкцию жестко закрепляется волоконный световод в зонах возможного появления трещин с помощью прозрачного для излучения клея и через одно начало световода посредством светоизлучающего диода (СИД) подается короткий импульс, при этом к приемнику оптического излучения (ПОИ) возвращается импульс, отраженный от свободного конца световода, на который нанесено серебряное покрытие толщиной 1 мкм, а затем в блоке обработки фотоэлектрического сигнала (БОФС) измерительный импульс сравнивается с импульсом, который поступает от СИД через опорный световод, отношение этих сигналов обрабатывается в БОФС и результат подается на измерительный прибор или ЭВМ.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для определения точного места разрушения световода после фиксации факта его разрушения к схеме подключается дополнительный ПОИ, который при прохождении по участку световода, закрепленному на поверхности испытываемой конструкции, регистрирует импульсы сигнала в точке разрушения оптоволокна, что свидетельствует о наличии предразрушения в данной точке.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 04.11.2005
Извещение опубликовано: 10.01.2007 БИ: 01/2007
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007
|
|