Патент на изобретение №2260627

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2260627 (13) C1
(51) МПК 7
C21D8/00, C21D9/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2004107949/02, 19.03.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.03.2004

(45) Опубликовано: 20.09.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1421781 A1, 07.09.1988. SU 821505 A1, 15.04.1981. SU 553297 A, 08.07.1977. SU 730828 A, 05.05.1980.

Адрес для переписки:

308600, г.Белгород, пр. Ленина, 89, кв.4, В.И. Лысову

(72) Автор(ы):

Лысов В.И. (RU),
Гребенкин А.И. (RU),
Дурыхин М.И. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Лысов Владимир Ильич (RU),
Гребенкин Александр Иванович (RU),
Дурыхин Михаил Иванович (RU)

(54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности для обработки сталей, используемых для соединительных деталей в системах трубопроводов при транспортировке нефтепродуктов и газа. Техническим результатом изобретения является повышение прочностных характеристик, коррозионной стойкости и хладостойкости стальных деталей. Указанный технический результат достигается тем, что способ обработки стали включает проведение горячей деформации в интервале температур [1200-(Ас3-50)°С] до [Ac1-(Ac1+50)°С] с последующим охлаждением со скоростью охлаждения в интервале (1-600)°С/с, с температурой металла, перед началом процесса охлаждения [Ac1-(Ac1+50)°С]. 1 табл.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области обработки сталей, используемых для изготовления соединительных деталей, применяемых в системах трубопроводов при транспортировке нефтепродуктов и газа.

До настоящего времени соединительные детали, применяемые в системах трубопроводов для транспортировки нефти и газа, быстро изнашивались в процессе эксплуатации из-за низких значений прочностных характеристик, низкой коррозионной и хладостойкости.

Известен способ обработки сталей (Справочник по машиностроительным материалам, том 1 под редакцией д.т.н. Ю.А.Геллера. – М:. Машгиз, 1959, с.201), заключающийся в проведении горячей деформации, охлаждении на воздухе и последующей термической обработке.

Недостатком известного способа являются низкие прочностные характеристики, низкая коррозийная стойкость, холодостойкость сталей после их обработки.

Известен способ термомеханической обработки (Большая Советская энциклопедия, том 25, издание третье. – М.: Советская энциклопедия, 1976, с.489).

Данный способ предлагает проводить горячую деформацию при температурах выше верхней критической точки Ас3, с последующей закалкой и дальнейшей термической обработкой (низкий отпуск).

Недостатком известного способа является невозможность получения на всех сталях в комплексе высокого уровня прочностных свойств, высокой коррозийной стойкости и хладостойкости.

Наиболее близким аналогом является известный способ обработки стальных деталей, включающий горячую деформацию и ускоренное охлаждение (SU 1421781 А1, 07.09.1988).

Техническим результатом изобретения является повышение прочностных характеристик, коррозийной стойкости и хладостойкости сталей.

Для достижения технического результата в известном способе, включающем горячую деформацию и ускоренное охлаждение, горячую деформацию проводят в интервале [1200-(Ac3-50)°C] до [Ac1-(Ac1+50)°C], a ускоренное охлаждение осуществляют от температуры в интервале [Ac1-(Ac1+50)°С] со скоростью в интервале (1-600)°С/с.

Пример № 1. Заготовка из трубы 377 мм с толщиной стенки 20 мм из стали 20 подвергалась нагреву до температуры 920°С, далее проводилась деформация на величину 15% с целью получения соединительной детали (крутозагнутого отвода), температура окончания деформации 750°С и с этой температуры проводилось ускоренное охлаждение со скоростью 200°С/с.

Пример № 2. Заготовку из трубы стали 09Г2С подвергали нагреву до температуры 900°С, затем деформации на величину 20% с последующим охлаждением с температуры окончания деформации, равной 760°С со скоростью охлаждения 300°С/с.

Предварительные испытания проводились в лаборатории на деталях соединительного элемента (переход), труба 377×20 из стали 20, которые были обработаны по предлагаемому способу: в таблице приведены результаты испытаний.

Результаты испытаний
0,2
Мпа
в
МПа
в
%

%
Ударная вязкость
Дж/см2
Труба 377×24 230 470 36 68 150 (ксu)
Деталь (переход) после термообработки по рекомендуемому способу 410 530 33 72 191(ксv-40)

Таким образом предложенное техническое решение обеспечивает получение технического результата: повышение прочностных характеристик, коррозийной стойкости и холодостойкости сталей.

Формула изобретения

Способ обработки стальных деталей, включающий горячую деформацию и ускоренное охлаждение, отличающийся тем, что горячую деформацию проводят в интервале температур от [1200-(Ас3-50)°С] до [Ac1-(Ac1+50)°С], а ускоренное охлаждение осуществляют от температуры [Ac1-(Ac1+50)°С] со скоростью (1-600)°С/с.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.03.2006

Извещение опубликовано: 10.12.2007 БИ: 34/2007


Categories: BD_2260000-2260999