|
(21), (22) Заявка: 2003126087/06, 25.08.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
25.08.2003
(43) Дата публикации заявки: 20.02.2005
(45) Опубликовано: 10.09.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
US 6606973 А, 19.08.2003. US 3642390 А, 15.02.1972. RU 2009341 C1, 15.03.1994. DE 2514212 A1, 14.10.1976. ЕР 0085427 A1, 10.08.1983. RU 2095592 C1, 10.11.1997. US 3823694 А, 16.07.1974. DE 8811623 U, 08.12.1988. PL 173597 В, 31.03.1998.
Адрес для переписки:
656038, г.Барнаул, пр. Ленина, 46, АлтГТУ, ОИПС
|
(72) Автор(ы):
Доронин В.Т. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова” (АлтГТУ) (RU)
|
(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит корпус с перегородкой, разделяющей полость на компрессорную и рабочую полости. В перегородке выполнены два перепускных коллектора с клапанами, установленными между рабочими полостями. Оба коллектора дополнительно снабжены общими клапанами, один из которых связан с компрессорной, а другой – с рабочей полостью. При этом корпус выполнен в виде колеса, установленного на оси с возможностью вращения относительно нее. 4 ил. 
Изобретение относится к моторостроению, предназначено к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в автомобильном моторостроении.
Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания, содержащий неподвижный корпус, поршень, разделяющий его полость на цилиндр и кривошипную камеру с кривошипным механизмом и имеющий возможность периодического совершения в этой полости возвратно-поступательного движения. Двигатель также содержит карбюратор, клапаны, форсунку, свечу зажигания, продувочное и выпускное окна для осуществления поступления воздуха и топлива, сжатия и воспламенения топливной смеси, расширения, выпуска отработавших газов. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение кривошипным механизмом с помощью карданного вала. Рабочий цикл двухтактного двигателя внутреннего сгорания осуществляется за два хода поршня, то есть за оборот коленчатого вала [см. Двигатель внутреннего сгорания /Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – Т.7, с.575-576].
Недостатками двухтактного двигателя внутреннего сгорания являются невысокий коэффициент полезного действия двигателя из-за очистки цилиндра от продуктов сгорания газов путем прокачки сжатого воздуха и из-за необходимости возвратно-поступательного перемещения инерционных деталей кривошипного механизма, значительный вес двигателя из-за наличия тяжелых деталей кривошипного механизма и карданного вала.
Недостатками двухтактного двигателя внутреннего сгорания Скрипова является, во-первых, низкий коэффициент полезного действия двигателя из-за затрат мощности на сжатие воздуха для продувки камеры сгорания и затрат мощности на возвратно-поступательное перемещение деталей кривошипного механизма и вращение коленчатого вала; во-вторых, малая мощность двигателя из-за отсутствия возможности подачи большего количества воздуха и топлива в камеру сгорания и наполнения камеры сгорания свежим топливом и воздухом в момент высокого давления в ней; в-третьих, малая топливная экономичность по причине неполной очистки от отработавших газов; в-четвертых, большой вес двигателя из-за наличия кривошипного механизма, коленчатого вала и большого количества подшипников коленчатого вала.
Предлагаемым изобретением решается следующая задача: повышение коэффициента полезного действия двигателя путем исключения затрат мощности на сжатие воздуха для продувки камеры сгорания и вытеснение отработавших газов и путем исключения затрат мощности на возвратно-поступательное перемещение деталей кривошипного механизма и вращение коленчатого вала; повышение мощности двигателя путем подачи большего количества воздуха и топлива в камеру сгорания и наполнения камеры сгорания свежим топливом и воздухом в момент пониженного давления в ней; повышение топливной экономичности путем полной очистки от отработавших газов; снижение веса двигателя вследствие отсутствия необходимости в использовании кривошипного механизма, коленчатого вала и большого количества подшипников коленчатого вала.
Для достижения названного технического результата в двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с перегородкой, разделяющей полость на первую и вторую рабочие полости, первым поршнем, разделяющим первую рабочую полость на камеру сгорания и дополнительную камеру, вторым поршнем, разделяющим вторую рабочую полость на вспомогательную и компрессорную камеры, впускным клапаном и выпускным отверстием, перепускным коллектором с клапанами, установленным между рабочими полостями, форсункой и свечой зажигания, корпус выполнен в виде колеса, установленного на оси с возможностью вращения относительно нее, полость образована между внутренней поверхностью колеса и наружной поверхностью оси, рабочие полости выполнены тороидальной формы. При этом двигатель дополнительно снабжен заслонками, каждая из которых установлена в прорези оси с возможностью перемещения внутри своей рабочей полости для разделения и сообщения камер, дополнительным перепускным коллектором с клапанами, установленным между рабочими полостями, причем оба коллектора снабжены общими клапанами, один из которых связан с первой рабочей полостью, а другой – со второй рабочей полостью. Каждый поршень соединен с колесом, а в качестве дополнительной камеры первой рабочей полости использована выхлопная камера, и в качестве вспомогательной камеры второй рабочей полости использована всасывающая камера.
Выполнение корпуса в виде колеса, установленного на оси с возможностью вращения относительно нее, образование полости между внутренней поверхностью колеса и наружной поверхностью оси, выполнение рабочих полостей тороидальной формы и дополнительное снабжение двигателя заслонками, каждая из которых установлена в прорези оси с возможностью перемещения внутри своей рабочей полости для разделения и сообщения камер, позволяет исключить кривошипный механизм, коленчатый вал и большое количество подшипников коленчатого вала, следовательно, исключить затраты мощности на возвратно-поступательное перемещение деталей кривошипного механизма и вращение коленчатого вала, а также снизить вес двигателя. Снабжение двигателя дополнительным перепускным коллектором с клапанами, установленным между рабочими полостями, причем оба коллектора снабжены общими клапанами, один из которых связан с первой рабочей полостью, а другой – со второй рабочей полостью, способствует подаче большего количества воздуха и топлива в камеру сгорания и наполнению камеры сгорания свежим топливом и воздухом в момент пониженного давления, что приводит к повышению мощности двигателя. Соединение каждого поршня с колесом, использование выхлопной камеры в качестве дополнительной камеры первой рабочей полости, использование всасывающей камеры в качестве вспомогательной камеры второй рабочей полости позволяют полностью очистить камеру сгорания от отработавших газов, снабдить ее необходимым количеством топлива и воздуха и таким путем повысить экономичность. Это также позволяет исключить затраты мощности на сжатие воздуха для продувки камеры сгорания и вытеснение отработавших газов и повысить коэффициент полезного действия двигателя.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема двигателя внутреннего сгорания, на фиг.2 – ведущий блок двигателя в сечении А-А на фиг.1, на фиг.3 – ведомый блок двигателя в сечении В-В на фиг.1, на фиг 4 – колесо двигателя в сечении.
Двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с перегородкой 2, разделяющей полость 3 на первую рабочую полость 4 и вторую рабочую полость 5, первый поршень 6, разделяющий первую рабочую полость 4 на камеру 7 сгорания и выхлопную камеру 8, второй поршень 9, разделяющий вторую рабочую полость 5 на всасывающую камеру 10 и компрессорную камеру 11, впускной клапан 12, выпускное отверстие 13, основной перепускной коллектор 14 с клапанами 15 и 16 и дополнительный перепускной коллектор 17 с клапанами 18 и 19, клапаны 20 и 21, форсунку 22 и свечу 23 зажигания. Перепускные коллекторы 14 и 17 и клапаны 15, 16, 18, 19, 20, 21 установлены между рабочими полостями 4 и 5. Корпус 1 выполнен в виде колеса 24, установленного на неподвижной оси 25 с возможностью вращения относительно нее. Полость 3 образована между внутренней поверхностью колеса 24 и наружной поверхностью оси 25, рабочие полости 4 и 5 выполнены тороидальной формы. Двигатель снабжен заслонками 26 и 27. Заслонка 26 установлена в прорези 28 оси 25 с возможностью перемещения внутри рабочей полости 4 для разделения начала камеры 7 и конца камеры 8 и сообщения камер 7 и 8. Заслонка 27 установлена в прорези 29 оси 25 с возможностью перемещения внутри рабочей полости 5 для разделения начала камеры 10 и конца камеры 11 и сообщения камер 10 и 11. Перепускные коллекторы 14 и 17 снабжены общими клапанами 20 и 21. Клапан 20 является выпускным для воздуха из компрессорной камеры 11 второй рабочей полости 5 и связан с ними. Клапан 21 является впускным для воздуха в камеру 7 сгорания первой рабочей полости 4 и связан с ними. Поршни 6 и 9 выполнены в виде лопаток и жестко соединены с колесом 24. Первый поршень 6 ограничивает одной своей стороной конец камеры 7 сгорания, а другой стороной ограничивает начало выхлопной камеры 8. Заслонка 26 установлена с возможностью периодического возвратно-поступательного движения в прорези 28 в неподвижной оси 25 для освобождения пути первому поршню 6, перемещающемуся в окружном направлении. Второй поршень 9 ограничивает одной своей стороной конец всасывающей камеры 10, а другой стороной ограничивает начало компрессорной камеры 11. Заслонка 27 установлена с возможностью периодического возвратно-поступательного движения в прорези 29 в неподвижной оси 25 для освобождения пути второму поршню 9, перемещающемуся в окружном направлении. Клапан 20 при компрессорной камере 11 и неподвижной оси 25 установлен в воздуховоде 30 для поступления воздуха в перепускной коллектор 14 через клапан 15 или в перепускной коллектор 17 через клапан 18. Клапан 21 установлен в воздуховоде 31 для поступления сжатого воздуха в камеру 7 сгорания из перепускного коллектора 14 через клапан 16 или из перепускного коллектора 17 через клапан 19. Принято, что на фиг.2 и фиг.3 направление вращения колеса 24 с поршнями 6 и 9 осуществляется по часовой стрелке. Первая рабочая полость 4 используется на рабочий ход первого поршня 6 с колесом 24 после воспламенения поступившего через форсунку 22 топлива в камере 7 сгорания от свечи 23 зажигания и на выхлоп отработанных газов из выхлопной камеры 8 через выпускное отверстие 13. Вторая рабочая полость 5 используется на впуск воздуха через впускной клапан 12 во всасывающую камеру 10, сжатие находящегося в компрессорной камере 11 воздуха и транспортировку воздуха в перепускные коллекторы 14 и 17. Накопление нагнетаемого через клапан 20, воздуховод 30 и клапан 15 воздуха происходит в перепускном коллекторе 14, а накопление нагнетаемого через клапан 20, воздуховод 30 и клапан 18 воздуха осуществляется в перепускном коллекторе 17. Из перепускных коллекторов 14 или 17 попеременно и соответственно через клапан 16 или 19 сжатый воздух подается в камеру 7 сгорания через воздуховод 31 и клапан 21. Топливо в камеру 7 сгорания подается через форсунку 22. Рабочий ход поршней 6 и 9 и колеса 24 осуществляется при сгорании топливной смеси от искры свечи 23 зажигания в пространстве камеры 7 сгорания.
Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. При движении второго поршня 9 по часовой стрелке через впускной клапан 12 во всасывающую камеру 10 поступает воздух из атмосферы. В этот момент по другую сторону второго поршня 9 и по другую сторону заслонки 27 в компрессорной камере 11 есть воздух, который сжимается с помощью движущегося по кругу второго поршня 9. При повышенном давлении воздуха в компрессорной камере 11 открывается клапан 20 и воздух через воздуховод 30 перетекает из компрессорной камеры 11 в перепускной коллектор 14 через клапан 15. После прохождения вторым поршнем 9 области расположения клапана 20 воздуховода 30 заслонка 27 освобождает путь второму поршню 9 и клапан 20 закрывается. После прохождения вторым поршнем 9 области заслонки 27 и впускного клапана 12 заслонка 27 снова закрывается, клапан 20 открывается и цикл работы во второй рабочей полости 5 повторяется. При повторном цикле работы сжатый воздух попадает через клапан 20, воздуховод 30 и клапан 18 в перепускной коллектор 17. При движении первого поршня 6 по часовой стрелке и, следовательно, понижении давления в камере 7 сгорания через клапан 21 в камеру 7 сгорания быстро поступает сжатый воздух из перепускного коллектора 14 через клапан 16 или из перепускного коллектора 17 через клапан 19. В этот же момент при понижении давления в камере 7 сгорания впрыскивается достаточное количество топлива через форсунку 22, и топливная смесь поджигается от свечи 23 зажигания. Повышенное давление в камере 7 сгорания заставляет первый поршень 6 активнее перемещаться по часовой стрелке, увлекая за собой колесо 24 вместе со вторым поршнем 9. С другой стороны первого поршня 6 в выхлопной камере 8 имеется некоторое количество отработанных газов, которые вытесняются первым поршнем 6 из выхлопной камеры 8 через выпускное отверстие 13. При подходе первого поршня 6 к заслонке 26 она открывается. При открытии заслонки 26 идет кратковременное смешение отработанных к этому моменту газов камеры 7 сгорания и газов выхлопной камеры 8. После прохождения первым поршнем 6 области заслонки 26 заслонка 26 закрывается, и рабочая полость 4 готова к повторению цикла работы. Повторение цикла работы будет осуществляться с помощью заготовленного к этому времени в перепускном коллекторе 17 сжатого воздуха.
Описанный двигатель внутреннего сгорания имеет следующие преимущества: повышенный коэффициент полезного действия двигателя, поскольку отсутствуют затраты энергии на сжатие воздуха для продувки камеры сгорания, так как отработавшие газы вытесняются из выхлопной камеры поршнем и отсутствуют затраты энергии на возвратно-поступательное перемещение деталей кривошипного механизма и вращение коленчатого вала; повышенная мощность двигателя, поскольку подается большее количество воздуха и топлива в камеру сгорания из-за наполнения камеры сгорания свежим топливом и воздухом в момент пониженного давления в ней; высокая топливная экономичность из-за отсутствия отработавших газов в камере сгорания; пониженный вес двигателя, поскольку исключен кривошипный механизм, отсутствует коленчатый вал и многочисленные подшипники коленчатого вала.
Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с перегородкой, разделяющей полость на первую и вторую рабочую полости, первый поршень, разделяющий первую рабочую полость на камеру сгорания и дополнительную камеру, второй поршень, разделяющий вторую рабочую полость на вспомогательную и компрессорную камеры, впускной клапан, выпускное отверстие, перепускной коллектор с клапанами, установленными между рабочими полостями, форсунку и свечу зажигания, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде колеса, установленного на оси с возможностью вращения относительно нее, полость образована между внутренней поверхностью колеса и наружной поверхностью оси, рабочие полости выполнены тороидальной формы, при этом двигатель дополнительно снабжен заслонками, каждая из которых установлена в прорези оси с возможностью перемещения внутри своей рабочей полости для разделения и сообщения камер, дополнительным перепускным коллектором с клапанами, установленным между рабочими полостями, причем оба коллектора снабжены общими клапанами, один из которых связан с первой рабочей полостью, а другой – со второй рабочей полостью, причем каждый поршень соединен с колесом, а в качестве дополнительной камеры первой рабочей полости использована выхлопная камера, и в качестве вспомогательной камеры второй рабочей полости использована всасывающая камера.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.08.2005
Извещение опубликовано: 27.01.2007 БИ: 03/2007
|
|