Патент на изобретение №2258255

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2258255 (13) C2
(51) МПК 7
G06F17/60
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2003117489/09, 16.06.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.06.2003

(30) Конвенционный приоритет:

18.04.2003 UA 2003043539

(43) Дата публикации заявки: 10.12.2004

(45) Опубликовано: 10.08.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2170455 C1, 10.07.2001. RU 2145437 C1, 10.02.2000. RU 2126603 C1, 20.02.1999. US 4977595 А, 11.12.1990.

Адрес для переписки:

49000, г. Днепропетровск, ул. Комсомольская, 48, Днепропетровский ЦНТИ “ПАТИС”

(72) Автор(ы):

Витязь Александр Павлович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Закрытое акционерное общество Коммерческий банк ПриватБанк (UA),
Витязь Александр Павлович (UA)

(54) СПОСОБ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ КАРТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГ

(57) Реферат:

Изобретение относится к цифровой обработке данных в телефонной связи, на телевидении, в сфере банковских услуг и оплаты товаров. Техническим результатом является обеспечение территориально распределенной системы персонализации карт, за счет персонализации карт в момент реализации их пользователям. Способ заключается в том, что на базовые терминалы поступают обезличенные карты на услуги, пользователь заказывает карту на получение какой-либо услуги и с терминала через свой канал связи выполняет запрос сервера управления персонализацией карт на получение данных стартового пакета соответствующей услуги. Сервер идентифицирует базовый терминал, проверяет его запрос, формирует, генерирует данные персонализации стартового пакета для данной карты пользователя и направляет его в соответствующий базовый терминал, где эти данные заносятся в память карты. Указанные данные сервер направляет в биллинговую систему организации-эмитента карт для обеспечения последующей активации карты пользователем. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к способам цифровой обработки данных, предназначенным для коммерческих применений, в частности к способу персонализации карт для получения различных услуг, например, в телефонной связи, на телевидении, в сфере банковских услуг, оплаты товаров, и т.п.. К этим картам относятся чип-карта, smart-карта, SIM-карта, и т.п.

В соответствии с этим способом, который состоит в том, что в сервере управления персонализацией (УП) формируют, генерируют и сохраняют данные персонализации карт, при этом эти данные из сервера УП заносят в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента для обеспечения их последующей активации пользователями карт, и реализуют карточки с данными персонализации в ряде торговых пунктов пользователям. При этом на заводе-изготовителе, в соответствии с инструкцией персонализации карт организации-эмитента, формируют, генерируют и заносят в память каждой карты соответствующие данные стартового пакета для всего количества карт, заказанных организацией-эмитентом, в виде конвейерных действий по персонализации этих карт. Идентификационные и служебные данные всей изготовленной партии карт далее заносят в память соответствующей биллинговой системы соответствующей организации-эмитента карт. После этого данные карты в виде готового продукта отправляют в ряд торговых пунктов, где по мере необходимости в них, осуществляется реализация карт пользователям.

Основным недостатком этого способа персонализации карт для получения услуг является отсутствие возможности персонализации карт в момент продажи их пользователям из-за отсутствия территориально распределенной системы персонализации карт, объединенной соответствующей компьютерной сетью, что ведет к:

– необоснованному увеличению аппаратных затрат каждой соответствующей биллинговой системы, так как данные персонализации стартовых пакетов по всей, заказанной заводу-изготовителю, партии карт сохраняются в памяти соответствующей биллинговой системы, несмотря на то, что они еще не реализованы и не использованы пользователями;

– необходимость сохранения в торговой сети карт в виде готового к реализации пользователям продукта на различные виды отдельных услуг, которые, как правило, никак друг с другом не связаны, что вызвано отсутствием универсальности этих карт при таком способе их персонализации;

– значительные затраты на изготовление, распространение, хранение и учет персонализированных на заводе-изготовителе карт в торговой сети;

– риск потери готового продукта (персонализированных карт) по пути от завода-изготовителя к торговому пункту.

В основу изобретения положена задача создания эффективного способа персонализации карт для получения услуг путем персонализации карт в момент реализации их пользователям, что обеспечивается территориально распределенной системой персонализации карт, объединенной соответствующей компьютерной сетью. Кроме того, обеспечивается:

– сокращение аппаратных затрат соответствующей биллинговой системы;

– универсальность карт при таком способе персонализации;

– уменьшение расходов на изготовление, распространение, хранение и учет персонализированных таким образом карт в торговой сети;

– уменьшение риска потери готового продукта (персонализированных карт).

Поставленная задача решается тем, что согласно способу персонализации карт для получения услуг, который состоит в том, что в сервере управления персонализацией (УП) формируют, генерируют и сохраняют данные персонализации карт, при этом указанные данные из сервера УП заносят в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента для обеспечения их последующей активации пользователями карт, и реализуют карты с данными персонализации в ряде (множестве) торговых пунктов пользователям. При этом сформированные данные персонализации для каждой карты заносят в ее память при реализации карты пользователю в каком-либо из ряда соответствующих торговых пунктов, выполненных в виде соответствующих базовых терминалов персонализации карт, при этом соответствующий базовый терминал выполняет запрос на сервер УП, который в ответ на этот запрос производит идентификацию соответствующего базового терминала и анализ этого запроса, после чего сервер УП направляет соответствующему базовому терминалу, пославшему запрос, данные персонализации для занесения в память карты, которую реализуют пользователю. Формируют, генерируют и сохраняют данные персонализации карт с занесением этих данных в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт в объеме, например, среднесуточной потребности в них торговых пунктов. Кроме того, данные персонализации карт заносят в соответствующую биллинговую систему от сервера формирования и генерации данных персонализации карт (ФГДПК) сервера УП, которые также направляют в ряд серверов хранения данных персонализации карт (ХДПК) сервера УП, каждый из которых отправляет данные персонализации в соответствующий ряд соответствующих базовых терминалов. Один из серверов ХДПК выполняет функцию управления остальными серверами ХДПК по их кольцевой связи. Идентификацию соответствующего базового терминала и анализ его запроса выполняет соответствующий сервер ХДПК сервера УП. Причем, из сервера ФГДПК одновременно заносят данные персонализации карт в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт и в ряд серверов ХДПК в объеме, например, среднесуточной потребности в них торговых пунктов. А в соответствующем базовом терминале после занесения данных персонализации в карту пользователя формируют и печатают квитанцию с набором персональных идентификационных кодов пользователя в биллинговой системе соответствующей организации-эмитента карт.

Занесение сформированных данных персонализации стартового пакета в память каждой карты непосредственно в любом из ряда соответствующих торговых пунктов, которые выполнены в виде соответствующих базовых терминалов персонализации карт, с запросом сервера управления и дальнейшей идентификацией терминала и анализом этого запроса, позволяет выполнить территориально распределенную систему персонализации карт, объединенную соответствующей компьютерной сетью, и тем самым обеспечить персонализацию карт в момент их реализации пользователям. Кроме того, это позволяет сократить аппаратные затраты каждой соответствующей биллинговой системы, так как в ее памяти сохраняются данные персонализации стартовых пакетов только тех карт, которые реализованы пользователям. Тем самым более эффективно используется память биллинговой системы соответствующего оператора с расширением ее полезного объема. Также в этом способе персонализации обеспечивается универсальность карт, реализованных пользователям, так как в ряде соответствующих базовых терминалов сохраняются обезличенные карты, на которые в момент их реализации можно записать данные персонализации какого-либо стартового пакета на какую-либо услугу. Уменьшаются также затраты на изготовление, распространение, хранение и учет персонализированных таким образом карт, так как эти действия выполняются с меньшим количеством карт, а в среднесуточном обороте имеется лишь нужная организации-эмитенту масса обезличенных карт, которая не требует таких жестких условий выполнения указанных действий, как с персонализированными картами на заводе-изготовителе. Снижается также риск потери готового продукта (персонализированных карт), так как их персонализация и ввод в действие готового продукта осуществляется в момент реализации его пользователям.

Формирование и генерация с занесением в память каждой карты данных персонализации соответствующего стартового пакета с одновременным занесением этих данных в соответствующую биллинговую систему в объеме, например, среднесуточной потребности в них торговых пунктов, или осуществление оперативной и дифференцированной эмиссии карт для удовлетворения в полном объеме потребностей пользователей услуг соответствующей организации-эмитента карт, позволяет также эффективно использовать память биллинговой системы с расширением ее полезного объема в связи с сокращением аппаратных затрат этой системы и обеспечивает существенное уменьшение разницы между эмитированными и фактически реализованными пользователям персонализированными картами.

Занесение данных персонализации карт в соответствующую биллинговую систему от сервера формирования и генерации данных персонализации карт (ФГДПК) сервера УП, которые также направляют на ряд серверов хранения данных персонализации карт (ХДПК) сервера УП, каждый из которых отправляет данные персонализации в соответствующий ряд соответствующих базовых терминалов, позволяет территориально разнести и осуществить перераспределение функций сервера УП на сервер ФГДПК и серверы ХДПК. А это в свою очередь обеспечивает, без изменения общей схемы персонализации карт, выполнение территориально распределенного электронного склада (ряд серверов ХДПК) про-файлов данных стартовых пакетов для персонализации карт. При этом уменьшается путь прохождения данных для персонализации карт от ближайшего электронного склада (сервер ХДПК) к соответствующим торговым пунктам, выполненным в виде соответствующих базовых терминалов, а также имеет место уменьшение общих аппаратных затрат сервера УП на обслуживание всей торговой сети и сокращение времени обработки любого запроса базового терминала к серверу УП. Кроме того, выполнение территориально распределенного электронного склада (ряд серверов ХДПК) и уменьшение пути прохождения данных также позволяет обеспечить высокую надежность и отказоустойчивость системы в целом.

Выполнение функции управления серверами ХДПК одним из них по их кольцевой связи позволяет в случае выхода из строя одного или нескольких серверов ХДПК обеспечить оперативную перемаршрутизацию потока запросов/ответов от ряда базовых терминалов, которые были подчинены соответствующему серверу ХДПК, вышедшему из строя, на другой сервер или серверы ХДПК. При этом одним из серверов ХДПК осуществляется управление этой перемаршрутизацией потока и динамическое перераспределение нагрузки на другие серверы ХДПК.

Выполнение соответствующим сервером ХДПК сервера УП идентификации соответствующего базового терминала и анализ его запроса позволяет снизить время обработки запроса соответствующего базового терминала, а также повысить общий уровень защиты всей системы персонализации карт от несанкционированных действий.

Одновременное занесение данных персонализации карт из сервера ФГДПК в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт и в ряд серверов ХДПК в объеме, например, среднесуточной потребности в них торговых пунктов, или осуществление оперативной и дифференцированной эмиссии карт для удовлетворения в полном объеме потребностей пользователей услуг соответствующей организации-эмитента карт, позволяет оптимизировать, то есть эффективно использовать память серверов ХДПК и биллинговой системы организации-эмитента карт с расширением ее полезного объема в связи с сокращением аппаратных затрат при этом, что является следствием существенного уменьшения разницы между эмитированными и фактически реализованными пользователям персонализированными картами.

Формирование и печать квитанции с набором персональных идентификационных кодов, после занесения данных персонализации в карту пользователя, то есть в момент реализации пользователю соответствующей карты на получение услуг, соответствующих свойствам стартового пакета, в биллинговой системе соответствующей организации-эмитента карт, позволяет снизить риск несанкционированного доступа к соответствующей биллинговой системе.

Изложенное выше подтверждает наличие причинно-следственных связей между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигаемым техническим результатом.

Данная совокупность существенных признаков позволяет в сравнении с прототипом по способу персонализации карт для получения услуг обеспечить выполнение территориально распределенной системы персонализации карт, объединенной соответствующей компьютерной сетью, что тем самым обеспечивает персонализацию карт в момент реализации их пользователям. Кроме того, обеспечивается: уменьшение аппаратных затрат как соответствующей биллинговой системы организации-эмитента карт, так и всей системы персонализации; универсальность карт при таком способе персонализации; уменьшение затрат на изготовление, распространение, хранение и учет персонализированных таким образом карт в торговой сети; уменьшение риска потери готового продукта (персонализированных карт).

По мнению автора, заявляемое техническое решение соответствует критериям изобретения “новизна” и “изобретательский уровень”, так как совокупность существенных признаков, которые характеризуют заявляемый способ персонализации карт для получения услуг, является новой и не следует явным образом из известного уровня техники.

Заявляемое изобретение поясняется чертежом, на котором приведена структурная схема системы, осуществленная по способу персонализации карт для получения услуг.

Способ персонализации карт для получения услуг реализуется следующим образом.

В ряд торговых пунктов (пунктов обслуживания пользователей), которые выполнены в виде соответствующих базовых терминалов или оборудованных этими терминалами, поступают обезличенные карты. Пользователь заказывает в любом из этого ряда торговых пунктов карту на получение каких-либо услуг, например, услуг телефонной связи, телевидения, банковских услуг или услуг по оплате товаров, и т.п. Соответствующий базовый терминал через свой канал связи выполняет запрос сервера управления персонализацией карт на получение стартового пакета соответствующей услуги. Далее сервер управления персонализацией принимает этот запрос, производит идентификацию этого базового терминала с анализом его запроса. После этого данный сервер управления формирует и генерирует данные персонализации стартового пакета для данной карты пользователя и направляет их по каналу связи к соответствующему базовому терминалу, где эти данные заносятся в память карты, реализуемой пользователю. Данные персонализации этого стартового пакета сервер управления отправляет по каналу связи в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт для обеспечения в этой биллинговой системе их последующей активации пользователем карты.

Во втором варианте исполнения способа персонализации карт для получения услуг функции сервера управления распределены между сервером формирования и генерации данных персонализации карт и рядом серверов хранения данных персонализации карт, в любом из которых выполняется идентификация и анализ запросов подчиненного ему ряда соответствующих базовых терминалов. При этом сервер формирования и генерации данных персонализации карт одновременно направляет данные персонализации карт в соответствующую биллинговую систему и в ряд серверов хранения данных персонализации карт, один из которых также выполняет функцию управления остальными серверами хранения данных персонализации карт по их кольцевой связи.

Также в одном из вариантов способа в соответствующую биллинговую систему организации-эмитента карт из сервера управления заносят данные персонализации карт в объеме среднесуточной потребности в них торговых пунктов. А в другом варианте из сервера формирования и генерации данных персонализации карт одновременно заносят эти данные в соответствующую биллинговую систему организации-эмитента карт и в ряд серверов хранения данных персонализации карт в объеме среднесуточной потребности в них торговых пунктов.

Лучший вариант системы, которая осуществлена по способу персонализации карт для получения услуг, например, мобильной связи, в соответствии с чертежом, содержит множество соответствующих базовых терминалов 1.1-1.N, N.1-N.N, например POS-терминалы типа “HyperCom”, “Ingenico”, которыми оборудованы торговые пункты (не показаны) и которые объединены соответствующими каналами 2.1-2.N, K.1-K.N связи с соответствующими серверами 3.2.1-3.2.N хранения данных персонализации карт (ХДПК) сервера 3 управления персонализацией (УП), то есть, один из ряда серверов 3.2.1 ХДПК соединен соответствующими каналами связи 2.1-2.N с соответствующим рядом терминалов 1.1-1.N, а второй из ряда серверов 3.2.N соединен соответствующими каналами K.1-K.N связи с соответствующим рядом терминалов N.1-N.N. Ряд серверов 3.2.1-3.2.N ХДПК соединен каналами 4.1-4.N связи с сервером 3.1 формирования и генерации данных персонализации карт (ФГДПК) сервера 3 УП. Сервер 3.1 ФГДПК каналами 5.1-5.N связи соединен с соответствующими биллинговыми системами 6.1-6.N соответствующей организации-эмитента карт (не показана). При этом ряд серверов 3.2.1-3.2.N ХДПК объединен кольцевой связью 7.1-7.N, а один из серверов 3.2.1-3.2.N ХДПК выполняет функцию управления этих серверов.

Базовые терминалы 1.1-1.N, N.1-N.N могут быть выполнены на базе персональных компьютеров или специальных банковских платежных терминалов типа “HyperCom”, “Ingenico”, и т.п.. Серверы 3 УП или серверы 3.1 ФГДПК, 3.2.1-3.2.N ХДПК, а также серверы 6.1-6.N биллинговых систем могут быть выполнены на базе персональных компьютеров, имеющих соответствующие значения технических характеристик, например: быстродействие 1 ГГц и объем физической памяти 10 Гбайт. Технические параметры указанных персональных компьютеров могут быть иными, в зависимости от конкретных коммерческих применений в этой системе. Каналы 2.1-2.N, K.1-K.N, 4.1-4.N, 5.1-5.N и 7.1-7.N могут быть выполнены, например, в виде: компьютерных сетей связи, телефонной связи, радиосвязи, и т.п.

Система, в которой осуществлен способ персонализации карт для получения услуг, работает следующим образом.

С завода-изготовителя (не показан), например, микропроцессорных SIM-карт (Subscriber Identification Module – Идентификационная карта абонента), в соответствии со стандартом ISO-7816 “Идентификационные карты – карты с микросхемой с контактами”, обезличенные SIM-карты направляются во множество торговых пунктов, оборудованных базовыми терминалами 1.1-1.N, N.1-N.N.

Сервер 3.1 ФГДПК формирует и генерирует данные персонализации стартовых пакетов (виртуальных стартовых пакетов) в объеме среднесуточной потребности в них торговых пунктов и направляет эти данные по соответствующим каналам 2.1-2.N, K.1-K.N связи в соответствующие базовые терминалы 1.1-1.N, N.1-N.N. Одновременно данные персонализации этих стартовых пакетов сервер 3.1 ФГДПК отправляет по соответствующим каналам 5.1-5.N связи в соответствующую биллинговую систему 6.1-6.N соответствующего оператора связи для обеспечения в этой биллинговой системе их последующей активации пользователями карт. При этом в соответствующих базовых терминалах 1.1-1.N, N.1-N.N генерируются: CHV1/CHV2 (Card Holder Verification Value – коды доступа пользователя карты), CHV1 Unblocking Code/CHV2 Unblocking Code (коды разблокирования CHV1/CHV2). Пользователь с помощью какого-либо из ряда базовых терминалов 1.1-1.N, N.1-N.N заказывает карту, например SIM-карту одного из стартовых пакетов подключения к сети мобильной связи. Далее, например, терминал 1.1 через соответствующий канал 2.1 связи направляет к серверу 3.2.1 ХДПК запрос на получение данных персонализации выбранного пользователем стартового пакета услуг оператора мобильной связи (организация-эмитент карт): про-файл. Card Id (Card Identification Number – Идентификационный номер карты), MSISDN (номер телефона), IMSI (International Mobile Subscriber Identity – Уникальный международный идентификатор абонента), Ki (Идентификационный ключ абонента). Сервер 3.2.1 ХДПК принимает этот запрос, делает идентификацию этого базового терминала и анализ его запроса. Далее этот терминал используя наборы команд согласно стандарту ISO-7816 заносит в память SIM-карты данные: про-файл соответствующего оператора мобильной связи (организации-эмитента карт), IMSI, Mobile Subscriber Identification Key (Ki), CHV1, CHV2, CHV1 Unblocking Code, CHV2 Unblocking Code. После занесения данных персонализации в карту пользователя формируют и печатают квитанцию с набором этих персональных идентификационных кодов пользователя в биллинговой системе соответствующей организации-эмитента карт.

В случае выхода из строя одного или нескольких серверов 3.2.1-3.2.N ХДПК за счет их кольцевого соединения обеспечивается оперативная перемаршрутизация потока запросов/ответов от ряда базовых терминалов, которые были подчинены серверу ХДПК, вышедшему из строя, на другой сервер или серверы ХДПК. При этом одним из серверов ХДПК осуществляется управление этой перемаршрутизацией потока и динамическое перераспределение нагрузки на другие серверы ХДПК.

В другом варианте сервер управления персонализацией 3 выполнен на базе одного персонального компьютера, который связан каналами 5.1.-5.N. с соответствующей биллинговой системой оператора мобильной связи (организации-эмитента карт), а каналами 2.1-K.N связи с рядом соответствующих базовых терминалов 1.1-N.N.

Хотя здесь показаны и описаны варианты, которые признаны лучшими для осуществления настоящего изобретения, специалистам в данной области техники будет понятно, что можно осуществлять разнообразные изменения и модификации, а элементы можно заменять на эквивалентные, не выходя при этом за границы объема требований настоящего изобретения.

Соответствие заявляемого технического решения критерию изобретения “промышленная пригодность” подтверждается указанным примером выполнения способа персонализации карт для получения услуг.

Формула изобретения

1. Способ персонализации карт для получения услуг, заключающийся в том, что на сервере управления персонализацией формируют, генерируют и сохраняют данные персонализации стартовых пакетов услуг, при этом указанные данные из указанного сервера заносят в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт, пользователь заказывает в одном из множества торговых пунктов, выполненных в виде базовых терминалов персонализации карт, карту на получение услуг, при реализации карты пользователю соответствующий базовый терминал выполняет запрос на получение данных персонализации выбранного пользователем стартового пакета услуг на указанный сервер, который в ответ на данный запрос производит идентификацию соответствующего базового терминала и анализ указанного запроса, после чего направляет на соответствующий базовый терминал, пославший запрос, данные персонализации выбранного пользователем стартового пакета услуг, которые заносят в память карты, реализуемой пользователем, данные персонализации выбранного пользователем стартового пакета услуг указанный сервер отправляет по каналу связи в соответствующую биллинговую систему соответствующей организации-эмитента карт для обеспечения их последующей активации пользователями карт.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в соответствующем базовом терминале после занесения указанных данных персонализации в память карты пользователя формируют и печатают квитанцию с набором идентификационных кодов пользователя в биллинговой системе соответствующей организации-эмитента карт.

РИСУНКИ

Categories: BD_2258000-2258999