Патент на изобретение №2258110

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2258110 (13) C1
(51) МПК 7
E01D2/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003134339/03, 26.11.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.11.2003

(45) Опубликовано: 10.08.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2204644, С2, 20.05.2003.
RU 12141 U1, 16.12.1999.
RU 2032042 C1, 27.03.1995.
US 1616480 A, 08.12.1927.
US 2380060 A, 10.07.1945.
DE 3717197 A1, 01.12.1988.
DE 2454411 A, 20.05.1976.
GB 2139672 A, 14.11.1984.
ГЛИНКА Н.Н., ПОСПЕЛОВ Н.Д. Клееные пролетные строения мостов, Москва, Транспорт, 1964, с.48-53.

Адрес для переписки:

644080, г.Омск, пр-кт Мира, 5, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, патентно-информационный отдел

(72) Автор(ы):

Уткин В.А. (RU),
Кадисов Г.М. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ООО Проектно-исследовательская фирма “ПИК” (RU)

(54) ДОЩАТО-КЛЕЕНОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ

(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству и предназначено для мостов с деревянными пролетными строениями. Дощато-клееное пролетное строение содержит вертикальные клееные прямоугольного поперечного сечения балки заводского изготовления, верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и элементом главных балок. Новым является то, что собранная на месте строительства клееная деревоплита проезжей части состоит из перекрестных под углом 90° слоев горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста так, что первый слой досок и все последующие нечетные слои уложены поперек оси балок, а второй слой и все последующие четные слои – вдоль оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями, причем первый слой деревоплиты с поперечными досками размещен в зоне нейтральной оси сечений образованной многоребристой, коробчатой системы пролетного строения. Технический результат изобретения состоит в повышении несущей способности дощато-клееных пролетных строений, снижении материалоемкости, трудоемкости их при изготовлении и монтаже. 3 ил.

Изобретение относится к строительству и предназначено для мостов с деревянными пролетными строениями.

Известна конструкция деревянных пролетных строений с клееными продольными элементами в виде объединенных попарно посредством сборных диафрагм главных балок прямоугольного [1] и двутаврового [2] поперечного сечения, а также коробчатых балок [3], на которые уложена сверху поперечная клееная деревоплита с асфальтобетонным покрытием.

Недостаток этой конструкции заключаются в том, что формирующая проезжую часть поперечная деревоплита, упруго распределяя временную нагрузку между балками, не участвует в совместной с ними работе.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является дощато-клееное пролетное строение [4], содержащее в своем составе верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом главных балок и проезжей части пролетного строения и участвующую в совместной работе этих элементов.

Недостаток этой конструкции заключается в том, что расчетный пролет досок клееной деревоплиты проезжей части в условиях поперечного изгиба от временной нагрузки в 1,41 раза превышает расстояния между главными балками, что приводит к увеличению толщины плиты, более высокой материалоемкости и трудоемкости изготовления пролетного строения.

Задачей изобретения является повышение несущей способности дощато-клееных пролетных строений, снижение материалоемкости, трудоемкости их при изготовлении и монтаже.

Указанный технический результат достигается тем, что дощато-клееное пролетное строение, содержащее в своем составе верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и главных балок пролетного строения, согласно изобретению составлено из клееных прямоугольного поперечного сечения балок заводского изготовления и собранной на месте строительства клееной деревоплиты проезжей части из перекрестных под углом 90° горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста так, что первый слой досок и все последующие нечетные слои уложены поперек оси балок, а второй слой и все последующие четные слои – вдоль оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями, причем первый слой деревоплиты с поперечными досками размещен в зоне нейтральной оси сечений образованной многоребристой (коробчатой) системы пролетного строения.

Ряд указанных отличий является существенным:

1. По признаку образования поясов основного несущего элемента в конструкциях аналогов доски поясов размещены параллельно продольной оси балок, тогда как верхние пояса заявляемой конструкции выполнены в виде собранных на месте строительства многослойных клееных горизонтальных плит из перекрестных под углом 90° слоев досок-заготовок, закрепленных к балкам так, что первый слой и все последующие нечетные уложены поперек оси балок, а второй слой и все последующие четные слои – вдоль оси с устройством клеевых швов с балками и между слоями, причем первый слой с поперечными досками размещен в зоне нейтральной оси несущего элемента. В известном решении [4] пояса дощато-клееного пролетного строения образованы слоями перекрестных досок-заготовок, расположенных под углом 45° к продольной оси балок.

2. По признаку компоновки поперечного сечения пролетные строения-аналоги составлены из клееных балок (коробок) и уложенной поверху из сборных блоков поперечной деревоплиты, которая упруго распределяет временную нагрузку между балками (коробками) и не участвует в совместной работе с ними. В заявляемой конструкции проезжая часть образована клееной деревоплитой из перекрестных под углом 90° досок-заготовок, которая одновременно входит в состав верхних поясов главных балок (коробок). При этом в конструкции-прототипе доски закреплены к балкам под углом 45°, а в заявляемом решении так, что первый слой и все последующие нечетные уложены поперек оси балок, а второй и все последующие четные слои – вдоль оси с устройством клеевых швов с балками и между слоями, в результате чего все нечетные слои досок сложной составной деревоплиты образуют рабочее сечение плиты, распределяющей временную нагрузку между балками и работающей на изгиб поперек моста, а все четные, параллельные продольной оси балок слои через посредством нечетных поперечных слоев включены в совместную работу с балками на продольный изгиб.

Таким образом, заявляемое пролетное строение моста обладает совокупностью признаков, отличающих его от прототипа и известных решений и позволяющих достичь увеличения грузоподъемности, снижения материалоемкости, трудоемкости изготовления и монтажа.

На фиг.1 изображено поперечное сечение проезжей части многоребристого (коробчатого) дощато-клееного пролетного строения с собранной на месте строительства деревоплитой; на фиг.2 – план клееной деревоплиты проезжей части, вид по А-А на фиг.1; на фиг.3 – узел У1 сопряжения деревоплиты проезжей части с балками пролетного строения на фиг.1

Дощато-клееное пролетное строение (фиг.1-3) составлено из вертикальных клееных прямоугольного поперечного сечения балок 1 заводского изготовления и собранной на месте строительства деревоплиты 2 проезжей части 3 из перекрестных под углом 90° в несколько слоев досок-заготовок, при этом балки 1 установлены на постоянные опоры по эпюре поперечного уклона i, а доски-заготовки деревоплиты 2 проезжей части 3 уложены послойно по пласти на всю ширину моста так, что первый слой досок 4 и все последующие нечетные слои 5 уложены поперек оси балок 1, а второй слой 6 и все последующие четные слои 7 вдоль оси балок 1 с устройством клеевых швов с балками 1 и между слоями 4, 5, 6, 7, при этом первый слой 4 с поперечными досками размещен в зоне нейтральной оси 8 образованной системы пролетного строения.

Пролетное строение (фиг.1-3) после объединения клееных балок 1 с многослойной клееной из перекрестных досок-заготовок деревоплитой 2, изготовленной при последовательном наклеивании слоев 4, 5, 6, 7 методом гвоздевого прижима, работает как многоребристая конструкция с открытым (закрытым) деформируемым (недеформируемым) контуром поперечного сечения. При этом жестко прикрепленная к балкам 1 многослойная из перекрестных слоев 4, 5, 6, 7 клееная деревоплита 2 будет воспринимать возникающие при продольном изгибе сжимающие напряжения сечением продольных слоев 6, 7, а поперечными слоями 4, 5, соединенными посредством слоев 6 и 7, будет работать на изгиб от временной нагрузки поперек моста.

Предлагаемое пролетное строение обладает резервом грузоподъемности при увеличении высоты сечений, увеличении числа слоев и утолщении перекрестных досок. Конструкция его технологична в изготовлении, при транспортировании и монтаже, отличается от известных решений более низкой материалоемкостью за счет включения деревянной проезжей части в совместную работу.

Литература

1. Проект ГИПРОДОРНИИ (Ленинградский филиал). Пролетные строения из клееной древесины заводского изготовления длиной 6, 9, 12, 15 и 18 м для экспериментального строительства автодорожных мостов, 1974.

2. Глинка Н.Н., Поспелов Н.Д. Клееные пролетные строения мостов. – М.: Транспорт, 1964, с. 53-54.

3. Глинка Н.Н., Поспелов Н.Д. Клееные пролетные строения мостов. – М.: Транспорт, 1964, с. 48, 49.

4. Патент РФ на изобретение №2204644 МПК E 01 D 2/00, 2/04, 23.05.2001.

Формула изобретения

Дощато-клееное пролетное строение, содержащее вертикальные клееные прямоугольного поперечного сечения балки заводского изготовления, верхнюю деревоплиту из горизонтальных досок-заготовок, являющуюся одновременно элементом проезжей части и элементом главных балок, отличающееся тем, что собранная на месте строительства клееная деревоплита проезжей части состоит из перекрестных под углом 90° слоев горизонтальных досок-заготовок, уложенных на всю ширину моста так, что первый слой досок и все последующие нечетные слои уложены поперек оси балок, а второй слой и все последующие четные слои вдоль оси балок с устройством клеевых швов с балками и между слоями, причем первый слой деревоплиты с поперечными досками размещен в зоне нейтральной оси сечений образованной многоребристой коробчатой системы пролетного строения.

РИСУНКИ

Categories: BD_2258000-2258999