Патент на изобретение №2258085

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2258085 (13) C1
(51) МПК 7
C21D1/78, C21D1/56
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2004120223/02, 01.07.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.07.2004

(45) Опубликовано: 10.08.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 659635 A1, 30.04.1979. RU 2198776 C2, 20.02.2003. RU 2122588 C1, 27.11.1998. SU 1539217 A1, 30.01.1990. RU 2229401 C1, 27.05.2004.

Адрес для переписки:

620027, г.Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 15, ГУП “УО ВНИИЖТ”, Патентный сектор

(72) Автор(ы):

Попов С.И. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Уральское отделение Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации” (RU)

(54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к ремонту старогодных боковых рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов. Сущность изобретения заключается в том, что деталь при поступлении в ремонт подвергается нагреву в температурном интервале Ac1…Ас3 диаграммы состояния железо-углерод с выдержкой при наибольшей температуре, необходимой для выравнивания последней по сечениям наиболее напряженных в эксплуатации зон, после чего осуществляют охлаждение детали на воздухе с ускоренным охлаждением упрочняемых зон со стороны поверхностей, находящихся под воздействием растягивающих рабочих напряжений, со скоростью 1…12 град/с до температуры смежных зон ниже 550°С с последующим самоотпуском за счет теплообмена со смежными зонами. Использование предлагаемого способа позволяет продлить гарантийный срок безотказной эксплуатации старогодных деталей до поступления в следующий плановый ремонт.

Изобретение относится к области ремонта деталей железнодорожного подвижного состава и может быть использовано для продления срока службы старогодных литых боковых рам и надрессорных балок тележек грузовых вагонов.

Известен способ термической обработки деталей, по которому проводят дифференцированное охлаждение различных сечений путем подачи различных охлаждающих сред /1/.

Однако данный способ позволяет лишь выровнять скорости охлаждения металла в разных сечениях и снизить уровень внутренних напряжений.

Известен также способ термической обработки литых деталей железнодорожного подвижного состава /2/, включающий нагрев до температуры 890-900°С, выдержку при этой температуре и последующее охлаждение на воздухе с ускоренным охлаждением зон наиболее высоких рабочих напряжений на 5-25°С в минуту большей, чем скорость охлаждения смежных зон до температуры смежных зон 650-550°С. При этом охлаждение зон наиболее высоких рабочих напряжений осуществляется сжатым воздухом или водовоздушной смесью.

Недостатком данного способа является появление в поверхностном слое обезуглероженного слоя в процессе высокотемпературного нагрева с продолжительной выдержкой. Детали эксплуатационного парка при изготовлении подвергались термической обработке по режиму нормализации, поэтому повторная высокотемпературная термическая обработка приведет к увеличению толщины обезуглероженного слоя и будет малоэффективна для продления срока службы.

Цель заявляемого способа – повышение долговечности и эксплутационной надежности старогодных несущих деталей тележек при продлении срока их эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что деталь при поступлении в ремонт подвергается нагреву в температурном интервале Ас1…Ас3 диаграммы состояния железо-углерод с выдержкой при наибольшей температуре, необходимой для выравнивания последней по сечениям наиболее напряженных в эксплуатации зон, после чего осуществляют охлаждение детали на воздухе с ускоренным охлаждением упрочняемых зон со стороны поверхностей, находящихся под воздействием растягивающих рабочих напряжений, со скоростью 1…12 град/с до температуры смежных зон ниже 550°С с последующим самоотпуском за счет теплообмена со смежными зонами.

Существенными отличительными признаками изобретения являются:

– нагрев в температурном интервале Ac1…Ас3 диаграммы состояния железо-углерод;

– ускоренное по сравнению со смежными зонами охлаждение упрочняемых зон со стороны поверхностей, находящихся в эксплуатации под воздействием растягивающих рабочих напряжений, со скоростью 1…12 град/с;

– прекращение ускоренного охлаждения упрочняемых зон при температуре смежных с ними зон ниже 550°С;

– самоотпуск упрочняемых зон после завершения ускоренного охлаждения за счет теплообмена со смежными зонами.

Существенность отличительных признаков заключается в следующем.

1) Упрочнение наиболее напряженных в эксплуатации зон реализуется за счет формирования в них в результате дифференцированного охлаждения остаточных термических напряжений обратного знака рабочим напряжениям, что обеспечивает повышение сопротивления усталости детали в этих зонах. Решающим фактором для появления термических остаточных напряжений является нагрев в температурном интервале фазовых превращений выше точки Ac1 диаграммы состояния железо-углерод, при котором снижается сопротивление стали пластической деформации. Максимальная температура нагрева не должна обуславливать возможность появления при последующем ускоренном охлаждении хрупких структур в металле, как, например, при термообработке по режиму закалки, поэтому она принимается равной не выше точки Ас3 диаграммы состояния железо-углерод.

2) Ускоренное, по сравнению со смежными зонами, охлаждение упрочняемых зон со стороны поверхностей, находящихся в эксплуатации под воздействием растягивающих рабочих напряжений, необходимо для формирования в них остаточных сжимающих напряжений, что обеспечивает снижение суммарных напряжений, возникающих от эксплуатационной нагрузки и, как следствие этого, повышение сопротивления усталости. Существенное повышение сопротивления усталости (более чем на 10%), возможно при скорости охлаждения упрочняемых зон не менее 1 град/с. Максимальная скорость охлаждения упрочняемых зон не должна приводить к короблению детали и не должна превышать 12 град/с, что соответствует максимальной скорости охлаждения деталей этого класса при закалке в масле.

2) Прекращение ускоренного охлаждения упрочняемых зон должно заканчиваться после завершения фазовых превращений в структуре стали в смежных с ними зонах детали. Исходя из того, что в эксплуатации находятся детали, изготовленные разными заводами из различных марок малоуглеродистой и низколегированной стали, отличающихся температурами фазовых превращений, гарантированное продление срока службы за счет упрочнения наиболее нагруженных зон остаточными термическими напряжениями возможно при температуре завершения ускоренного охлаждения заведомо ниже точки Ar1, что по экспериментальным данным соблюдается при ее значении ниже 550°С;

3) Самоотпуск упрочняемых зон после завершения ускоренного охлаждения необходим для выравнивания остаточных напряжений в упрочняемых зонах и стабилизации структуры стали после фазовых превращений за счет теплообмена со смежными зонами. В условиях поточного ремонта деталей длительный отпуск невозможен, поэтому оптимальным является самоотпуск за счет теплообмена упрочняемых зон со смежными зонами детали как на воздухе, так и при непродолжительном нахождении ее в термостате.

Пример конкретного выполнения.

Боковая рама, изготовленная из стали 20 ГФЛ, помещается в камерной печи при температуре 890±15°С и выдерживается при этой температуре в течение 0,5 ч. После извлечения нагретой детали из печи она размещается в ложементе и фиксируется в нем в горизонтальном положении. Ускоренное охлаждение упрочняемых зон (наружные и внутренние углы буксовых проемов, нижние и верхние углы рессорного проема) осуществляется водовоздушной смесью с помощью спрейерного устройства при расходе воздуха 0,02…0,05 м3/см2 в мин и расходе воды 0,003…0,009 л/см2 в мин со скоростью 6,3…7,7 град/с и продолжается до температуры 530±15°С. При таком режиме дифференцированного охлаждения уровень остаточных напряжений в упрочняемых зонах составляет не ниже 140 МПа, что по данным натурных усталостных испытаний боковых рам, подвергнутых восстановительной термической обработке, повышает предел выносливости деталей не ниже, чем на 20%.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №337416, кл. С 21 D 1/56, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР №659635, кл. С 21 D 1/56, 1979.

Формула изобретения

Способ восстановления несущих деталей вагонной тележки, включающий высокотемпературный нагрев с последующим охлаждением на воздухе и ускоренным охлаждением зон наиболее высоких рабочих напряжений по сравнению со смежными зонами, отличающийся тем, что деталь подвергается нагреву в температурном интервале Ас1…Ас3 диаграммы состояния железо-углерод с выдержкой при наибольшей температуре, необходимой для выравнивания последней по сечениям наиболее напряженных в эксплуатации зон, после чего осуществляют охлаждение детали на воздухе с ускоренным охлаждением упрочняемых зон со стороны поверхностей, находящихся под воздействием растягивающих рабочих напряжений, со скоростью 1…12 град/с до температуры смежных зон ниже 550°С с последующим самоотпуском за счет теплообмена со смежными зонами.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.07.2008

Извещение опубликовано: 20.06.2010 БИ: 17/2010


Categories: BD_2258000-2258999