Патент на изобретение №2258018

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2258018 (13) C1
(51) МПК 7
B62D53/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2004110857/11, 08.04.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.04.2004

(45) Опубликовано: 10.08.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 115859, 01.01.1959.
SU 1689186, 07.11.1991.
RU 2087363 C1, 20.08.1997.
US 4333666, 08.06.1982.
WO 90/03297 A1, 05.04.1999.

Адрес для переписки:

399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Коммунаров, 28, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(72) Автор(ы):

Сливинский Е.В. (RU),
Суденков А.Н. (RU),
Курасов А.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (RU)

(54) ПРИЦЕП

(57) Реферат:

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп состоит из рамы и подкатной тележки, между которыми установлен поворотный круг, выполненный из верхнего и нижнего колец, контактирующих между собой с помощью шарового погона. На внутренней поверхности верхнего кольца закреплена криволинейной формы пустотелая оболочка круглого сечения, внутри которой подвижно размещено тело сферической формы, снабженное в диаметральной плоскости кольца двумя параллельными каналами с обратными клапанами и жестко установленное на криволинейном стержне, концы которого также жестко присоединены к нижнему кольцу. Упомянутый стержень контактирует с внутренней поверхностью пустотелой оболочки через уплотнительные элементы, размещенные в ее торцевых частях. Оболочка заполнена рабочей жидкостью, при этом одни из концов каналов тела сферической формы могут быть выполнены конусными. Технический результат – повышение надежности и устойчивости движения автотракторных прицепов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции автомобильных и тракторных прицепов.

Известен автомобильный прицеп модели ИАПЗ-754Е (см. кн.: М.С.Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. – M.: Машгиз, 1962 г.), который состоит (см. стр.39-48, фиг.28 и 32) из рамы прицепа, взаимосвязанной с подкатной тележкой с дышлом через поворотный круг. Такой круг представляет собой два кольца (нижнее и верхнее), связанных между собой замковым кольцом (соединительная проволока, фиг.32) и перекатываемых друг относительно друга через шаровой погон (шарики, фиг.32). Существенным недостатком такого прицепа является то, что в процессе его движения в составе автопоезда последний подвержен значительным колебаниям влияния, которые снижают безопасность движения, повышают износ деталей прицепа, а следовательно, приводят к снижению его надежности (см., например, кн.: М.М.Щукин. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. – М.: Машгиз, 1961 г., стр.131-134).

Известен также тракторный самосвальный прицеп, описанный в техническом описании и инструкции по эксплуатации “Прицеп тракторный 2ПТС-4-793-01 ПО Ташкентский тракторный завод имени 50-летия СССР, Ташкент, 1983 г.” Конструкция такого прицепа аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение устойчивости движения прицепов, находящихся в составе автотракторного поезда.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней поверхности верхнего кольца закреплена криволинейной формы пустотелая оболочка круглого сечения, внутри которой подвижно размещено тело сферической формы, снабженное в диаметральной плоскости кольца двумя параллельными каналами с обратными клапанами и жестко установленное на криволинейном стержне, концы которого также жестко присоединены к нижнему кольцу, причем упомянутый стержень контактирует с внутренней поверхностью пустотелой оболочкой через уплотнительные элементы, размещенные в ее торцевых частях, а сама оболочка заполнена рабочей жидкостью, и одни из концов каналов тела сферической формы выполнены конусными.

На фиг.1 показан общий вид прицепа, на фиг.2 – вид на поворотный круг по стрелке А с разрезом одной из его детали, на фиг.3 – разрез поворотного круга по ВВ, на фиг.4 – разрез его же по СС и на фиг.5 – укрупненный узел поворотного круга в разрезе.

Прицеп состоит из кузова 1, расположенного на раме 2, присоединенной к верхнему кольцу 3 поворотного круга, которое с помощью шариков 4 взаимосвязано с нижним кольцом 5, жестко закрепленным на раме подкатной тележки 6. На верхнем кольце 3 жестко закреплена криволинейной формы оболочка 7, в которой подвижно размещено тело сферической формы 8, снабженное каналами 9 с установленными в них обратными клапанами 10, и 11. Тело сферической формы 8 жестко закреплено на стержне 12, который имеет также криволинейную форму, и его концы при помощи стопорных болтов 13 закреплены на кронштейне 14, также жестко установленном на нижнем кольце 5 поворотного круга. Криволинейной формы оболочка 7 снабжена по своим торцам крышками 15 с уплотнительными элементами 16. Внутренний объем криволинейной оболочки 7 заполнен рабочей жидкостью 17.

Работает прицеп следующим образом. При угловом повороте, например, по стрелке Д (фиг.2 и 5) подкатной тележки, связанным с вилянием прицепа движущегося в составе автотракторного поезда, нижнее кольцо 5 поворачивается по этой же стрелке, перекатываясь на шариках 4 относительно верхнего кольца 3 так, как это имеет место в известных конструкциях. Такой угловой поворот способствует и повороту стержня 12 за счет того, что он жестко соединен при помощи стопорных болтов 13 к нижнему кольцу 5 поворотного круга. А так как стержень 12 жестко соединен с телом сферической формы 8, то и оно будет перемещаться во внутренней полости криволинейной формы оболочки 7 в том же направлении стрелки Д. Однако такое движение тела сферической формы 8 будет происходить с сопротивлением за счет наличия рабочей жидкости 17, которая воздействует на клапан 10 по стрелке Е (фиг.5), открывая его при заранее рассчитанном усилии, деформируя его пружину. В это время клапан 11 является постоянно закрытым и не участвует в пропуске рабочей жидкости 17. В то же время динамическое усилие, возникающее при вилянии прицепа, т.е. его угловом повороте по стрелке Д демпфируется и за счет конусного сечения 18 участка канала 9, где рабочая жидкость 17 перетекает с сопротивлением. Как только проявление влияния по стрелке Д прекращается под действием тягового усилия, создаваемого тягачом, подкатная тележка 6 возвращается в исходное положение (противоположно стрелке Д), но также с сопротивлением, которое создается уже клапаном 11 и конусным сечением 18 канала 9. Такое движение с сопротивлением подкатной тележки 6 исключает амплитудный размах ее в противоположную сторону, что и обеспечивает устойчивость движения прицепа. Подобным образом происходит демпфирование виляний и при перемещении подкатной тележки 6 в направлении, противоположном стрелке Д.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как при использовании конструкции поворотного круга с предложенным устройством устойчивость движения прицепа стабилизируется, а это повышает надежность прицепа и безопасность движения автотракторного поезда по дорогам с интенсивным движением.

Формула изобретения

1. Прицеп, состоящий из рамы и подкатной тележки, между которыми установлен поворотный круг, выполненный из верхнего и нижнего колец, контактирующих между собой с помощью шарового погона, отличающийся тем, что на внутренней поверхности верхнего кольца закреплена криволинейной формы пустотелая оболочка круглого сечения, внутри которой подвижно размещено тело сферической формы, снабженное в диаметральной плоскости кольца двумя параллельными каналами с обратными клапанами и жестко установленное на криволинейном стержне, концы которого также жестко присоединены к нижнему кольцу, причем упомянутый стержень контактирует с внутренней поверхностью пустотелой оболочки через уплотнительные элементы, размещенные в ее торцевых частях, и сама оболочка заполнена рабочей жидкостью.

2. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что одни из концов каналов тела сферической формы выполнены конусными.

РИСУНКИ

Categories: BD_2258000-2258999