|
(21), (22) Заявка: 2003115993/06, 28.05.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
28.05.2003
(43) Дата публикации заявки: 10.12.2004
(45) Опубликовано: 27.07.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ВЬЮНОВ С.А. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. Москва, Машиностроение, 1981, с.116, рис.3,55,в. RU 2106538 C1, 10.03.1998. RU 2140578 C1, 27.10.1999. ЕР 0194837 A3, 17.09.1986. WO 97/32133 А1, 04.09.1997. DE 3738929 A1, 24.05.1989.
Адрес для переписки:
614990, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-кт, 93, ОАО “Авиадвигатель”, отдел защиты интеллектуальной собственности
|
(72) Автор(ы):
Тункин А.И. (RU), Кузнецов В.А. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Авиадвигатель” (RU)
|
(54) КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность и КПД компрессора газотурбинного двигателя. В компрессоре газотурбинного двигателя с лопатками поворотного направляющего аппарата, установленными внешними цапфами в наружном корпусе, согласно изобретению на внешних цапфах лопаток установлены с натягом внутренние втулки, примыкающие внешним кольцевым радиальным ребром на хвостовике к бобышке цапфы и установленные с зазором в наружные втулки, запрессованные с натягом в наружный корпус в кольцевое радиальное ребро с внешней стороны наружной втулки, образуя между собой радиально-упорный подшипник скольжения, при этом H/d=2,5…3,5; D/d=1,2…1,8; d/I=7…15, где Н – высота внутренней втулки; d – наружный диаметр внешней цапфы лопатки; D – диаметр кольцевого радиального ребра внутренней втулки; I – толщина стенки внутренней втулки. 2 ил.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известен компрессор газотурбинного двигателя, в котором лопатки поворотных направляющих аппаратов установлены внешними цапфами в наружном корпусе с помощью втулок из полимерного материала [1].
Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за быстрого износа полимерных втулок в условиях повышенных вибраций и температур.
Наиболее близким к заявляемой конструкции является компрессор, в котором лопатки поворотного направляющего аппарата установлены внешними цапфами в наружном корпусе с помощью шарикоподшипников [2].
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность, КПД и ремонтопригодность компрессора из-за наклепа и износа шарикоподшипников поворотного направляющего аппарата в условиях повышенных вибраций и повышенных утечек сжимаемого воздуха через эти шарикоподшипники.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и КПД компрессора газотурбинного двигателя путем существенного снижения износа поворотного узла направляющего аппарата и снижения утечек через него сжимаемого воздуха.
Сущность технического решения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя с лопатками поворотного направляющего аппарата, установленными внешними цапфами в наружном корпусе, согласно изобретению на внешних цапфах лопаток установлены с натягом внутренние втулки, примыкающие внешним кольцевым радиальным ребром на хвостовике к бобышке цапфы и установленные с зазором в наружные втулки, запрессованные с натягом в наружный корпус в кольцевое радиальное ребро с внешней стороны наружной втулки, образуя между собой радиально-упорный подшипник скольжения, при этом H/d=2,5…3,5; D/d=1,2…1,8; d/l=7…15; где
Н – высота внутренней втулки;
d – наружный диаметр внешней цапфы лопатки;
D – диаметр кольцевого радиального ребра внутренней втулки;
l – толщина стенки внутренней втулки.
На лопатки поворотного направляющего аппарата при работе компрессора действуют значительные, радиальные относительно оси компрессора, усилия из-за перепада давления воздуха между его проточной частью и внешней поверхностью наружного корпуса, что может привести к износу поворотного узла лопатки и к снижению КПД из-за утечек сжимаемого воздуха, а также к износу полотна компрессора вследствие задевания лопатками поворотного направляющего аппарата о рабочее колесо. Поэтому внутренняя втулка, установленная с натягом на внешней цапфе поворотной лопатки совместно с наружной втулкой, установленной с натягом в наружном корпусе, образуют совместно сухой, без смазки, радиально-упорный подшипник скольжения, это позволяет снизить паразитные утечки сжимаемого в компрессоре воздуха через радиально-упорный подшипник, что повышает КПД компрессора, при этом усилия, направленные вдоль оси лопатки, воспринимаются радиальным ребром внутренней втулки, контактирующим с торцем внутреннего хвостовика наружной втулки, что позволяет минимизировать усилие на рычаге и приводном кольце, в целом повышая надежность компрессора.
При H/d<2,5 снижается надежность из-за возрастания необходимого крутящего момента для поворота лопаток и возможности поломки механизма привода.
При H/d>3,5 снижается надежность из-за недопустимого увеличения изгибных напряжений во внешней цапфе лопатки.
При D/d<1,2 снижается надежность из-за возрастания контактных напряжений в упорном подшипнике скольжения.
При D/d>1,8 снижается надежность из-за увеличения необходимого для поворота лопаток крутящего момента и возможности поломки механизма привода.
При d/l<7 снижается надежность из-за увеличения усилий в механизме привода поворотного направляющего аппарата и возможности его поломки.
При d/l>15 снижается надежность из-за снижения прочности внутренней втулки на внешней цапфе лопатки.
На фиг.1 изображен продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя.
На фиг.2 – элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 и статора 3 с поворотными направляющими аппаратами 4, лопатки 5 которых своими внешними цапфами 6 с помощью внутренних втулок 7 и наружных втулок 8, образующих между собой радиальный подшипник скольжения 9, установлены в наружном корпусе 10 поворотного направляющего аппарата 4. Внутренние втулки 7, установленные на цапфах 6 лопаток 5 с натягом, выполнены с внешним кольцевым радиальным ребром 11, примыкающим к бобышке 12 цапфы 6 лопатки 5, причем ребро 11 образует с торцом 13 внутреннего хвостовика 14 наружной втулки 8 упорный подшипник скольжения 15. Наружная втулка 8 выполнена с внешним кольцевым радиальным ребром 16 и установлена с натягом в наружном корпусе 10, до упора ребра 16 во внешний кольцевой бурт 17 наружного корпуса 10. Поворот лопаток 5 осуществляется с помощью рычагов 18 и приводного кольца 19.
Работает устройство следующим образом. При работе компрессора 1 газотурбинного двигателя для получения необходимых запасов газодинамической устойчивости лопатки 5 поворотного направляющего аппарата 4 поворачиваются с помощью рычагов 18 и приводного кольца 19. Минимальный диаметр радиально-упорного подшипника скольжения 9 и 15, образованного стальными втулками 7 и 8, позволяет минимизировать усилие на рычаге 18 и приводном кольце 19, что повышает надежность компрессора 1, а также снизить паразитные утечки сжимаемого в компрессоре воздуха через радиально-упорный подшипник, что повышает КПД компрессора. Снижению утечек способствует также прижатие кольцевого ребра 11 внутренней втулки 7 к торцу 13 наружной втулки 8 за счет перепада давления сжимаемого воздуха, действующего по оси поворота лопатки 5. В случае износа втулки 7 и 8, образующие радиально-упорный подшипник скольжения, легко заменяются, что повышает ремонтопригодность компрессора 1.
Источники информации
1. С.А.Вьюнов “Конструкция и проектирование авиационных ГТД”, М., Машиностроение, стр.116, рис.3.55, а.
2. Там же, стр.116, рис.3.55, в – прототип.
Формула изобретения
Компрессор газотурбинного двигателя с лопатками поворотного направляющего аппарата, установленными внешними цапфами в наружном корпусе, отличающийся тем, что на внешних цапфах лопаток установлены с натягом внутренние втулки, примыкающие внешним кольцевым радиальным ребром на хвостовике к бобышке цапфы и установленные с зазором в наружные втулки, запрессованные с натягом в наружный корпус в кольцевое радиальное ребро с внешней стороны наружной втулки, образуя между собой радиально-упорный подшипник скольжения, при этом H/d=2,5-3,5;
D/d=1,2…1,8; d/I=7-15, где
Н – высота внутренней втулки;
d – наружный диаметр внешней цапфы лопатки;
D – диаметр кольцевого радиального ребра внутренней втулки;
I – толщина стенки внутренней втулки.
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”
Договор № РД0070892 зарегистрирован 07.10.2010
Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
|