Патент на изобретение №2256893

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2256893 (13) C2
(51) МПК 7
G01M3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2003109254/28, 03.04.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

03.04.2003

(43) Дата публикации заявки: 10.01.2005

(45) Опубликовано: 20.07.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Л.И.БУДАРИН И ДР., ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, КИЕВ, НАУКОВА ДУМКА, 1991, СТР.164-169. RU 2159724 C1, 27.11.2000. SU 1742122 A1, 23.06.1992. RU 2190485 C1, 10.10.2002. ЕР 1138431 А2, 04.10.2001.

Адрес для переписки:

119027, Москва, Б. Внуковская, 1, кв.28, В.В. Полянскому

(72) Автор(ы):

Полянский В.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Полянский Валентин Васильевич (RU)

(54) СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ КЕССОН-БАКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЭРОБНОГО ГЕРМЕТИКА И ВАКУУМИРОВАНИЯ БАКОВ

(57) Реферат:

Изобретение относится к средствам контроля и устранения негерметичности и предназначено для использования в авиаремонтном производстве. Изобретение направлено на улучшение качества восстановления герметичности, уменьшение трудоемкости работы и улучшение условий труда при работе кессон-баков самолетов. Этот результат обеспечивается за счет того, что способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов включает заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков. Кроме того, вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакууметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их появления, до дефектации и ремонта конструкции. Для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин. Удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток. 2. з.п. ф-лы.

На современных пассажирских самолетах свободное пространство конструкции крыльев используется в качестве кессон-баков, заполняемых топливом.

Герметичность кессон-баков обеспечивается двумя линиями герметизации: внутришовной и поверхностной. В качестве герметика используют полисульфидные и тиоколовые герметики. Внутришовная герметизация осуществляется путем нанесения герметика между элементами конструкции, например, между деталями каркаса и обшивкой при сборке конструкции во время изготовления самолета. При поверхностной герметизации герметик наносится на всю внутреннюю поверхность конструкции бака (самолет ТУ-154) либо в зонах проходных швов (самолет ИЛ-86).

В процессе эксплуатации самолета происходит по тем или другим причинам разрушение герметика, образуются каналы, по которым происходит утечка керосина. Таких мест утечки бывает много, на самолетах ТУ-154 при ремонте их иногда выявляют до 100 и более.

В практике известны два способа устранения, негерметичности кессон-баков самолетов:

1) Восстановление поверхностной герметизации внутри кессон-бака в зоне входа канала полисульфидным герметиком УЗОМЭС-5, ТУ 38-605-1436-91 (состав пасты УЗОМЭС-5 – 100 в.ч. (весовых частей), паста № 9 – 7 в.ч., ДФГ (дефенилгуанид) – 10 в.ч., продукт АГМ-9 (ускоритель вулканизации) – 0,5-1 в.ч.) и тиоколовым герметиком УТ-32НТ, ТУ 38-605-462-91 (состав: паста У-32 – 100 в.ч., паста №9 – 9-12 в.ч., продукт ДФГ – 0,03 в.ч.). Разработчиком и изготовителем этих герметиков является ВИАМ, Москва.

2) Заполнение герметиком УЗОМЭС-5 или УТ-32НТ канала в зоне выхода течи путем шприцевания канала шприц-болтом через отверстия близлежащих крепежных деталей под большим давлением.

Оба способа связаны с большими трудозатратами.

Первый способ – по поиску входа в канал течи. У одного выхода может быть несколько входов, расположенных иногда на значительном расстоянии друг от друга.

Второй способ – необходимостью демонтажа крепежных деталей, изготовлением новых болтов для сохранения посадки. Сам процесс шприцевания является достаточно трудоемким и “грязным” процессом. Иногда одно отверстие приходится зашприцовывать до 8-10 раз.

Оба способа требуют предварительного демонтажа крышек люков-лазов, съемных панелей.

Ранее мной был предложен способ устранения негерметичности заполнением канала течи в зоне ее выхода анаэробным герметиком Анатерм-1у (сокращено Ан-1у, ТУ-2257-21-00208947-00, изготовитель “НИИ Полимеров”) путем его нанесения с помощью кисти на внешнюю поверхность бака и подачи давления в этой зоне порядка 2 кг/см2 (см. заявку № 2002101302/04).

С целью дальнейшего уменьшения трудоемкости работ предложено устранение негерметичности кессон-баков выполнять с помощью анаэробного герметика Ан-1у путем его нанесения на внешнюю поверхность бака, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи производить его подсосом путем вакуумирования баков.

Герметик Ан-1у относится к анаэробным композициям (АК), представляющим собой жидкие многокомпонентные композиции, способные длительное время сохраняться в исходном состоянии без изменения свойств и отверждаться в узких зазорах при нарушении контакта с кислородом воздуха с образованием прочного полимера.

Основой АК являются эфиры акриловой кислоты. В их состав также входят инициирующие и ингибирующие составы, загустители, пластификаторы, ангезионные добавки, красители и т.д.

Благодаря высокой проникающей способности АК плотно заполняют микроканалы, микротрещины сварных швов, литья и т.д., проникают в зазоры любой конфигурации, трещины и др. дефекты.

АК обладают хорошей адгезией, стойкостью к действию воды, масел, смазок, кислот, щелочей.

Проведено исследование стойкости герметика Ан-1у к действию авиационного топлива (керосин ТС-1). Результаты положительные.

С помощью полисульфидных и тиоколовых герметиков такую герметизацию выполнить невозможно ввиду его малой вязкости и практически полным отсутствием его проникновения в канал течи.

Вакуумирование баков выполняют с помощью бытового (достаточно большой мощности) или промышленного пылесоса (далее – насос).

Заборный шланг насоса подсоединяют к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета. Второй выход дренажной системы используют для подсоединения шланга контроля давления с помощью мановакууметра, расположенного в лицевой части стенда вакуумирования (далее стенда).

Электропитание насоса подсоединяют через стенд. В стенде также монтируют три соединенных в электросхеме последовательно пневмоэлектроклапана. Один клапан основной, рассчитанный на рабочее давление (вакуум) и два других – предохранительных, рассчитанных на вакуум в несколько больший рабочего и меньший предельно допустимого по конструктивным соображениям.

Первый клапан обеспечивает работу системы в автоматическом режиме. При достижении максимального вакуума, клапан отключает работу, при уменьшении вакуума – включает в работу систему. Предохранительные клапаны при достижении предельно рассчитанного давления отключают систему.

Подвод воздуха к предохранительным клапанам лучше производить через шланги, устанавливаемые с помощью штуцеров взамен пробок заливных горловин с двух сторон баков.

Технологический процесс устранения негерметичности баков будет следующим:

1) Установка стенда и подключение электропитания к стенду.

2) Создание рабочего давления вакуума в баках и поддержание этого давления в течение всего процесса.

3) Обезжиривание поверхности бака в зонах выявленных течей с помощью ацетона или бензина. Просушивание зон.

4) Последовательное нанесение на поверхность бака в зонах выявленных течей с помощью кисти или пульверизатора анаэробного герметика.

5) Выдержка в течение 20 мин и затем повторение операции п.4.

6) Удаление оставшейся части герметика с поверхности баков с помощью салфеток.

Применение этого технологического процесса обеспечивает надежное восстановление герметичности кессон-баков.

Использование данного способа особенно целесообразно, когда при ремонте самолета выявляется большое количество течей. Исключается необходимость переноса шлангов от одного к другому месту течи и удержание их под давлением.

При данном способе устранения негерметичностей необходимо изменить последовательность выполнения операций в технологии ремонта кессон-баков.

По действующей технологии после выявления негерметичностей производят демонтаж съемных панелей и затем выполняют дефектацию и ремонт конструкции кессон-баков с одновременным устранением негерметичностей.

В данном случае устранение негерметичностей следует производить сразу после их выявления до вскрытия съемных панелей.

Полная вулканизация герметика происходит через 3-5 часов после заполнения канала течи.

Формула изобретения

1. Способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов, включающий заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков, отличающийся тем, что вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакуумметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их выявления до дефектации и ремонта конструкции.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток.


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 04.04.2008

Извещение опубликовано: 20.05.2010 БИ: 14/2010


Categories: BD_2256000-2256999