|
(21), (22) Заявка: 2003113271/06, 05.05.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
05.05.2003
(30) Конвенционный приоритет:
11.05.2002 UA 2002053854
(43) Дата публикации заявки: 10.11.2004
(45) Опубликовано: 20.07.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЗОЛОТНИЦКИЙ В.А. Экономичный автомобиль на газовом топливе. М. “Русь Авто книга, 2001, с.5-7. RU 2167770 C1, 27.05.2001. SU 1838653 A3, 30.08.1993. SU 542664 A, 28.02.1977. SU 520490 A, 04.08.1976. SU 726392 A, 08.04.1980. FR 2773115 A1, 02.07.1999. ЕР 0788908 А2, 13.08.1997. GB 2182766 A, 20.05.1987. US 5314007 А, 24.05.1994.
Адрес для переписки:
61070, г. Харьков, а/я 10011, Е.С. Стогний
|
(72) Автор(ы):
Коваленко Валентин Александрович (UA), Дудник Вячеслав Анатольевич (UA), Коваленко Александр Валентинович (UA)
(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью институт перспективных исследований и технологий “ИНСАРТ” (UA)
|
(54) СИСТЕМА ПИТАНИЯ ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжатый или сжиженный газ. Изобретение позволяет создать такую систему питания двигателя транспортного средства, которая бы обеспечивала более комфортные климатические условия в салоне в любое время года, за счет обогрева салона в зимний период и снижения температуры в нем в летний период эксплуатации транспортного средства. Система питания газового двигателя транспортного средства включает соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости с климатическим устройством. В контур циркуляции охлаждающей жидкости через запорную арматуру встроены дополнительный насос и дополнительный редуктор-испаритель, соединенный с контуром подачи газа и с основным редуктором-испарителем. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к энергетическим установкам транспортных средств, в частности к двигателям внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжатый или сжиженный газ.
Известна система питания газового двигателя транспортного средства, включающая соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости (см. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М.: Машиностроение, 1977, с.199-214).
Недостатком известной системы является отсутствие климатического устройства для утилизации тепла охлаждающей жидкости, обеспечивающего повышение комфорта в салоне транспортного средства.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому техническому решению является система питания газового двигателя, включающая соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости с климатическим устройством (см. Злотницкий В.А. Экономный автомобиль на газовом топливе. М.: Русь Авто книга, 2001, с.5-7).
Устройство-прототип по сравнению с устройством-аналогом позволяет частично утилизировать теплоту охлаждающей жидкости, прокачивая горячий теплоноситель через климатическое устройство, которое подает теплый воздух в салон транспортного средства и тем самым обеспечивает повышение комфорта в зимний период.
Недостатком этой системы является то, что она позволяет только повысить температуру в салоне транспортного средства, то есть улучшить комфорт лишь в зимний период.
В основу изобретения поставлена задача создания такой системы питания газового двигателя транспортного средства, которая бы обеспечивала более комфортные климатические условия в салоне в любое время года, за счет обогрева салона в зимний период и снижения температуры в нем в летний период эксплуатации транспортного средства.
Поставленная задача решается тем, что в известной системе питания газового двигателя транспортного средства, включающей соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости, снабженный насосом и климатическим усройством, согласно изобретению в контур циркуляции охлаждающей жидкости через запорную арматуру встроены дополнительный насос и дополнительный редуктор-испаритель, при этом последний соединен с контуром подачи газа и с основным редуктором-испарителем.
Дополнительный редуктор-испаритель может быть выполнен в виде термоизолированного одноступенчатого мембранного редуктора, снабженного упором для регулирования положения мембраны.
Установка в контуре циркуляции охлаждающей жидкости дополнительного насоса и дополнительного редуктора-испарителя через запорную арматуру позволяет в летний период разделить этот контур на два отдельных контура циркуляции (“холодный” и “горячий”). По “горячему” контуру охлаждающая жидкость от двигателя транспортного средства проходит через основной редуктор-испаритель и направляется в радиатор автомобиля. При этом циркуляция в “горячем” контуре обеспечивается насосом контура циркуляции жидкости, охлаждающей двигатель транспортного средства. В “холодном” контуре, отделенном от “горячего” запорной арматурой, охлаждающая жидкость прокачивается с помощью дополнительного насоса через дополнительный редуктор-испаритель и климатическое устройство, В дополнительном редукторе-испарителе жидкость интенсивно охлаждается за счет испарения сжатого либо сжиженного газа и в охлажденном виде проходит через климатическое устройство, которое подает в салон холодный воздух, обеспечивая в летний период комфорт пассажирам.
Для повышения интенсивности охлаждения жидкости, подаваемой в климатическое устройство в летний период, дополнительный редуктор-испаритель выполнен термоизолированным, а для упрощения его переналадки с летнего на зимний периоды и для повышения интенсивности нагрева жидкости в зимний период дополнительный редуктор выполнен в виде одноступенчатого мембранного редуктора и снабжен упором для регулирования положения мембраны.
На фиг.1 изображена схема системы питания газового двигателя транспортного средства, на фиг.2 – общий вид дополнительного редуктора-испарителя.
Система питания газового двигателя транспортного средства включает соединенные с редуктором-испарителем 1 контур 2 подачи газа из газового баллона (не показан) и контур 3 циркуляции охлаждающей жидкости. Жидкость, охлаждающая двигатель транспортного средства (не показан), прокачивается в контуре 3 посредством насоса 4. В контуре 3 циркуляции охлаждающей жидкости через запорные арматурные элементы 5 и 6 установлены климатическое устройство 7, дополнительный насос 8 и дополнительный редуктор-испаритель 9, который посредством контура 2 подачи газа соединен с редуктором-испарителем 1. При этом дополнительный редуктор-испаритель 9 снабжен термоизолирующей защитой 10 и выполнен в виде одноступенчатого редуктора с подпружиненной при помощи пружины 11 мембраной 12. Мембрана 12 через шток 13 и шарниры 14 и 15 кинематически связана с рычагом 16, на конце которого установлен запорный клапан 17. Мембрана 12 через пружину 11 соединена с упором для регулирования положения мембраны, выполненным в виде регулировочного винта 18, и делит полость дополнительного редуктора-испарителя 9 на две части: домембранную полость 19 и замембранную полость 20. Замембранная полость 20 сообщается с атмосферой посредством отверстия 21.
Устройство работает следующим образом.
В зимний период запорные арматурные элементы 5 и 6 устанавливают в положение “открыто”. Регулировочным винтом 18 через пружину 11 отжимают мембрану 12 в крайнее верхнее положение. При этом в результате перемещения штока 13, связанного посредством шарниров 14 и 15 с рычагом 16, полностью открывается запорный клапан 17. Поступающий под высоким давлением из баллона по контуру 2 газ проходит через домембранную полость 19 дополнительного редуктора-испарителя 9 без снижения давления в редуктор-испаритель 1, где его давление понижается до требуемого для питания двигателя значения. Охлаждающая жидкость, прокачиваемая с помощью насоса 4, подается в двигатель транспортного средства, где нагревается, а затем по контуру 3 в горячем состоянии поступает в климатическое устройство 7, которое отдает тепло в салон, что обеспечивает повышение комфорта пассажиров в зимний период.
В летний период запорные арматурные элементы 5 и 6 устанавливают в положение “закрыто”. Регулировочным винтом 18 отпускают мембрану 12 в нижнее положение. При этом запорный клапан 17 перекрывает контур 2 подачи газа, а воздух, находящийся в замембранной полости 20, стравливается в атмосферу через отверстие 21. При подаче газа из баллона под высоким давлением клапан 17 открывается и пропускает порцию газа в домембранную полость 19 дополнительного редуктора-испарителя 9, где сжатый газ расширяется (а сжиженный – переходит из жидкого состояния в газообразное), отбирая тепло от теплоносителя, циркулирующего по контуру 3. Когда давление газа в домембранной полости 19 дополнительного редуктора-испарителя 9 выравнивается с давлением, создаваемым пружиной 11, клапан 17 закрывается. Из дополнительного редуктора-испарителя 9 газ поступает в редуктор-испаритель 1, где его давление окончательно понижается до требуемого для питания двигателя значения. После использования части газа на работу двигателя давление в домембранной полости 19 снижается, клапан 17 открывается и пропускает в полость очередную порцию сжатого (или сжиженного) газа, который, расширяясь (испаряясь), опять охлаждает теплоноситель в контуре 3. При установке арматурных элементов 5 и 6 в положение “закрыто” (в летний период) часть охлаждающей жидкости посредством насоса 4 прокачивается от двигателя транспортного средства через редуктор-испаритель 1 в контур циркуляции охлаждающей жидкости, а часть – от дополнительного насоса 8 через дополнительный редуктор-испаритель 9 к климатическому устройству 7. Теплоноситель, прокачиваемый дополнительным насосом 8 через дополнительный редуктор-испаритель 9 с термоизолирующей защитой 10, подвергается интенсивному охлаждению и посредством климатического устройства 7 подает в салон холодный воздух, что повышает комфорт пассажиров в летний период.
Формула изобретения
1. Система питания газового двигателя транспортного средства, включающая соединенные с редуктором-испарителем контур подачи газа и контур циркуляции охлаждающей жидкости с климатическим устройством, отличающаяся тем, что в контур циркуляции охлаждающей жидкости через запорную арматуру встроены дополнительный насос и дополнительный редуктор-испаритель, при этом последний соединен с контуром подачи газа и с основным редуктором-испарителем.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный редуктор-испаритель выполнен в виде термоизолированного одноступенчатого мембранного редуктора, снабженного упором для регулирования положения мембраны.
РИСУНКИ
|
|