|
(21), (22) Заявка: 2003127860/03, 15.09.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
15.09.2003
(43) Дата публикации заявки: 27.03.2005
(45) Опубликовано: 20.07.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ЧИ.С. Тепловые трубы. Теория и практика. – М.: Машиностроение, 1981, с.20-21, 38-40. SU 213747 A, 16.01.1970. RU 2032017 C1, 27.03.1995. SU 823492 А, 05.05.1981. ГАПЕЕВ С.И. Выбор типов и конструкций искусственных сооружений, исключающих возможность их выпучивания и нарушения температурного режима многолетнемерзлых грунтов, используемых в качестве
Адрес для переписки:
662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Ленина, 52, ЗАТО Железногорск, Р.П. Туркеничу
|
(72) Автор(ы):
Овечкин Г.И. (RU), Двирный В.В. (RU), Леканов А.В. (RU), Халиманович В.И. (RU), Томчук А.В. (RU), Козлов А.Г. (RU), Кесельман Г.Д. (RU), Шевердов В.Ф. (RU), Синиченко М.И. (RU), Чикаров Н.Ф. (RU), Ермилов С.П. (RU), Христич В.В. (RU), Смирных В.Н. (RU), Чернявский С.А. (RU), Деревянко В.А. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-производственное объединение прикладной механики им. акад. М.Ф. Решетнева” (RU)
|
(54) СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГРУНТА И ТЕПЛОВАЯ СВАЯ ДЛЯ ЕГО ОХЛАЖДЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к строительным теплотехническим сооружениям и может быть использовано в качестве опор различных сооружений на вечной мерзлоте. Способ охлаждения грунта включает конденсацию пара рабочей жидкости в конденсаторной полости путем охлаждения ее окружающей средой над поверхностью грунта, транспортировку сконденсированной жидкости под действием силы тяжести по транспортировочной магистрали в испарительную полость с последующим ее испарением в ней и обратной транспортировкой пара в конденсаторную полость. Новым в способе является то, что конденсацию пара рабочей жидкости осуществляют в объеме, большем объема, в котором осуществляют испарение рабочей жидкости. Т-образная тепловая свая для охлаждения грунта содержит вертикальный железобетонный ствол с горизонтальной опорой, расположенной над поверхностью грунта, как и конденсатор тепловой трубы, выполненной из труб и транспортная зона которой выполнена внутри вертикального железобетонного ствола и соединена вдоль продольной своей оси с испарителем тепловой трубы, выполненным с оребрением. Новым является то, что конденсатор тепловой трубы выполнен в виде симметрично изогнутой трубы с уклонами к центральной его части и с диаметром, большим чем диаметр трубы, из которой выполнена транспортная зона тепловой трубы, подключенная к центральной части конденсатора и которая при переходе в испаритель выполнена в качестве его внутренней стенки с образованием с выполненной его внешней стенкой кольцевой полости в плоскости поперечного его сечения и с объемом полости, меньше объема полости конденсатора, после указанного перехода труба транспортной зоны выполнена с герметичной заглушкой, перед которой выполнены боковые отверстия для соединения ее полости с полостью испарителя. Технический результат изобретения состоит в повышении эффективности охлаждения грунта вокруг тепловой сваи. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
(56) (продолжение):
CLASS=”b560m”оснований. Информационное письмо №23. – Л.: ЛЕНГИПРОТРАНС, 1957, с.40-42, фиг.5. ГАПЕЕВ С.И. Укрепление мерзлых оснований охлаждением. – Л.: Стройиздат, 1969, с.8-10, рис.1. Рекомендации по проектированию и применению в строительстве охлаждающих установок, работающих без энергетических затрат. – М.: НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, 1984, с.13, рис.6.
Предлагаемое изобретение относится к строительным теплотехническим сооружениям и может быть использовано в качестве опор различных сооружений на вечной мерзлоте.
Известна свая (Официальный бюллетень ИЗОБРЕТЕНИЯ №45, опубл. 7 декабря 1992, НПО “Поиск”, стр.61, патент №1779705, кл. Е 02 D 5/30; Е 02 D 5/48. приоритет 05.03.91), включающая сужающийся книзу ствол с наружными крестообразно расположенными продольными ребрами, которые выполнены таврового поперечного сечения и примыкают к стволу торцами стенок, а ствол – пирамидальным, при этом верхняя часть ствола выполнена в виде многогранного оголовка, грани которого образованы продолжениями полок ребер и граней ствола.
Данная свая позволяет увеличить на нее усиление, т.е. обладает повышенной несущей способностью.
Недостаток ее заключается в том, что она не может быть эффективно использована в условиях вечной мерзлоты, так как в зимнее время не обеспечивает интенсивный отвод тепла из углубленной части грунта на его поверхность и в окружающий воздух для замораживания и понижения его температуры в достаточно большом объеме для использования его в качестве жесткой опоры тяжелых сооружений при выполнении условия, исключающего оттаивание грунта за летний период. Оттаивание вечной мерзлоты в летнее время, в том числе за счет теплоты сооружения, обладающего большой массовой теплоемкостью и которое аккумулирует большое количество тепла в летнее время, а также и за счет внутреннего его тепловыделения, например при отоплении сооружения, приводит к его оседанию, наклонению или к разрушающим сооружение нагрузкам.
Известна свая (Официальный бюллетень изобретения №45, опубл. 7 декабря 1992, НПО “Поиска Москва, 1992, стр.61, патент №1779708, кл. Е 02 D 5/38, приоритет 20.02.91), включающая ствол с арматурным каркасом и защищенной оболочкой, выполненной в виде стакана, днище которого совмещено с подошвой ствола, причем стакан выполнен из бетона на основе саморасширяющегося цемента, который в пределах зоны сезонного промерзания и оттаивания грунта содержит пористый заполнитель с объемной массой, меньшей объемной массы растворной части.
Свая обладает повышенной морозостойкостью ствола в зоне сезонного промерзания и оттаивания грунта.
Недостаток ее заключается в том, что она не обеспечивает достаточной тепловой связи с окружающим ее грунтом и не может эффективно использоваться для его охлаждения, замораживания в зимнее время. Причиной этому является материал с низким теплопроводным свойством, из которого она выполнена.
В качестве прототипа выбрана тепловая свая (книга С. Чи. Тепловые трубы. Теория и практика. Перевод с английского В.Я.Сидорова. Москва. Машиностроение 1981, стр.38-40, 20-21), включающая ствол с внутренней или внешней тепловой трубой (ТТ). Тепловая свая предназначена для защиты вечной мерзлоты.
Недостатком прототипа является то, что в ТТ с известными фитилями (см. стр.20-21 указанной книги автора С. Чи) не обеспечивается возможность удерживать рабочую жидкость на внутренней вертикальной поверхности испарителя с равномерным ее распределением и испарением по всей высоте (около 10-15 м), так как существующего капиллярного давления в фитилях не достаточно для этого. Это приводит к скоплению и испарению жидкого теплоносителя лишь в нижней части испарителя, что уменьшает зону интенсивного охлаждения грунта по всей высоте испарителя и тем самым снижает эффективность работы тепловой сваи.
Другой недостаток прототипа заключается в ограниченной зоне охлаждения грунта вокруг испарителя ТТ в направлениях поперечных плоскостей ее сечения. Это связано с недостаточным габаритным размером диаметра испарителя ТТ, а также с ограниченными габаритными размерами ее конденсатора, а значит и ограниченной внутренней поверхностью для конденсации паров рабочей жидкости, что снижает эффективность работы ТТ.
Цель предложенного решения – повышение эффективности охлаждения грунта вокруг тепловой сваи.
Поставленная цель достигнута за счет того, что конденсацию пара рабочей жидкости осуществляют в объеме, большем объема, в котором осуществляют испарение рабочей жидкости, конденсатор тепловой трубы выполнен в виде симметрично изогнутой трубы с уклонами к центральной его части и с диаметром, большим чем диаметр трубы, из которой выполнена транспортная зона тепловой трубы, подключенная к центральной части конденсатора и которая при переходе в испаритель выполнена в качестве его внутренней стенки с образованием с выполненной его внешней стенкой кольцевой полости в плоскости поперечного его сечения и с объемом полости, меньше объема полости конденсатора, после указанного перехода труба транспортной зоны выполнена с герметичной заглушкой, перед которой выполнены боковые отверстия для соединения ее полости с полостью испарителя, оребрение испарителя выполнено на внутренней стороне наружной стенки испарителя в виде оболочек усеченных конусов, внутренние кромки которых расположены выше своих наружных кромок и образуют с внутренней стенкой испарителя кольцевые проходы, на внутренней стенке испарителя ниже ее отверстий выполнен козырек в виде оболочки усеченного конуса, внутренней своей кромкой соединенный с ней по периметру, а своей наружной кромкой образующий с наружной стенкой испарителя проходную щель, горизонтальная опора выполнена в виде металлической пластины, расположенной в вертикальной плоскости и соединенной с конденсатором в тепловом отношении по его боковым образующим.
Схема предложенного технического решения показана на чертеже.
Тепловая свая для охлаждения грунта содержит вертикальный железобетонный ствол 1 с горизонтальной опорой 2, расположенной над поверхностью грунта, как и конденсатор 3 тепловой трубы, выполненной из труб, и транспортная зона 4 которой выполнена внутри вертикального железобетонного ствола 1 и соединена вдоль продольной своей оси с испарителем 5 тепловой трубы, выполненным с оребрением 6. Конденсатор 3 тепловой трубы выполнен в виде симметрично изогнутой трубы с уклонами к центральной его части и с диаметром, большим чем диаметр трубы, из которой выполнена транспортная зона 4 тепловой трубы, подключенная к центральной части конденсатора 3 и которая при переходе в испаритель 5 выполнена в качестве его внутренней стенки 7 с образованием с выполненной его внешней стенкой 8 кольцевой полости испарителя 5 в плоскости его поперечного сечения и с объемом полости, меньшим объема полости конденсатора 3, после указанного перехода трубы транспортной зоны 4 в трубу внутренней стенки 7 она выполнена с герметичной заглушкой 9, перед которой на ней выполнены боковые отверстия 10 для соединения полости транспортной зоны 4 с полостью испарителя 5. Оребрение 6 испарителя 5 выполнено на внутренней стороне его наружной стенки 8 в виде оболочек усеченных конусов, внутренние кромки которых расположены выше своих наружных кромок и образуют с внутренней стенкой 7 испарителя 5 кольцевые проходы. На внутренней стенке 7 испарителя 5 ниже ее отверстий 10 выполнен козырек 11 в виде оболочки усеченного конуса, внутренней своей кромкой соединенный с внутренней стенкой 7 по ее периметру, а своей наружной кромкой образующий с наружной стенкой 8 испарителя 5 проходную щель. Горизонтальная опора 2 выполнена в виде металлической пластины, расположенной в вертикальной плоскости и соединенной с конденсатором 3 в тепловом отношении по его боковым образующим.
Предложенное устройство работает следующим образом.
Тепловые сваи для охлаждения грунта устанавливаются в вечную мерзлоту в зимнее время путем просверливания в ней с помощью буровой установки колодцев. Затем сваи выставляют и закрепляют между собой, после чего в зазоры колодцев заливают воду, которая замерзает и жестко связывает всю конструкцию в вечной мерзлоте. Замерзанию залитой воды в зазоры колодцев в вечной мерзлоте способствует также работа ТТ, когда температура окружающего воздуха ниже температуры вечной мерзлоты. При этом начинается охлаждение грунта вокруг внешней стенки 8 испарителя 5 до температуры, практически равной температуре окружающего воздуха.
В зимнее время, когда температура окружающего воздуха в тундровой полосе Земли находится на уровне (например, минус 40°С) ниже, чем температура грунта, окружающего сваю, то грунт будет интенсивно охлаждаться практически до температуры окружающего воздуха. Рабочая жидкость, например аммиак, равномерно распределенная по высоте кольцевого испарителя 5 в его ребрах 6 у внутренней поверхности внешней стенки 8, испаряется за счет теплоподвода к внешней стенке 8 от окружающего ее грунта. Пар поднимается вверх, проходит через отверстия 10 и по транспортному участку 4 поступает в конденсатор 3, в котором он конденсируется под воздействием на него низких температур окружающей среды, и снова стекает в кольцевой испаритель 5.
Равномерное распределение аммиака по ребрам 6 вдоль внешней стенки 8 испарителя 5 обеспечивается козырьком 11, который направляет стекающий на него жидкий аммиак на внешнюю стенку 8 испарителя 5. Интенсивность испарения аммиака в испарителе 5 повышается за счет того, что полость конденсатора 3 выполнена больше, чем полость испарителя 5, так как при этом увеличивается объем и поверхность для образования конденсата, а также поверхность тепловой связи с окружающей средой вследствие того, что тепловая труба конденсатора выполнена с большим диаметром. Так как испаритель 5 выполнен с внешней стенкой 8, имеющей увеличенную поверхность взаимодействия с грунтом, то это увеличивает теплоподвод к испарителю от грунта и тем самым дополнительно повышается интенсивность охлаждения грунта тепловой трубой.
Кроме того, поверхность взаимодействия конденсатора 3 с окружающей средой дополнительно увеличена за счет металлической пластины, из которой выполнена горизонтальная опора 2 и которая связана в тепловом отношении с конденсатором 3, что также повышает интенсивность работы тепловой трубы, а значит и охлаждения грунта.
Количество заправки аммиака осуществляют такое, чтобы при максимальном теплоотводе к кольцевому испарителю 5 жидкость была во всех ребрах 6.
В летнее время тепловая труба не работает, так как пар не конденсируется в конденсаторе 3 из-за того, что его температура выше, чем температура кольцевого испарителя 5. При этом прекращается жидкостно-паровая циркуляция аммиака в тепловой трубе, и отвод тепла от испарителей 5 к конденсатору 3 прекращается, что обеспечивает сохранение вечной мерзлоты на глубине в качестве жесткой опоры для сваи в летнее время несмотря на то, что верхний слой грунта находится в оттаянном состоянии. Чем глубже установлены сваи и чем более интенсивно они охлаждают окружающий грунт вокруг своих испарителей 5 в зимнее время, тем прочнее и надежнее вечная мерзлота служит для них опорой в летнее время и для и для сооружения, которое установлено на них.
Для того чтобы снизить теплопритоки в летнее время от оттаявшего верхнего слоя грунта к замороженному грунту в глубине теплопроводностью по транспортной зоне 4, она выполнена внутри вертикального железобетонного ствола 1. Предполагается, что слой бетона, непосредственно прилегающий к трубе транспортной зоны 4, будет выполнятся из пенобетона, так как он имеет более низкий коэффициент теплопроводности по сравнению с бетоном.
Суть предложенного решения заключается в том, что конденсацию пара рабочей жидкости осуществляют в объеме, большем объема, в котором осуществляют испарение рабочей жидкости. Это позволило интенсифицировать конденсацию пара, а следовательно, и испарение, и тем самым повысить эффективность охлаждения грунта. Испаритель 5, выполненный кольцевым и с оребрением 6, дополнительно позволил повысить эффективность охлаждение грунта за счет увеличения поверхности непосредственного его соприкосновения с грунтом и за счет обеспечения испарения в нем по всей высоте.
Анализ известных технических решений в исследуемой области позволяет сделать вывод об отсутствии признаков, сходных с совокупностью признаков заявляемого объекта.
В настоящее время на предприятии изготовлен действующий образец ТТ для тепловой сваи и идет подготовка ее к испытаниям в условиях, приближенных к условиям эксплуатации.
Формула изобретения
1. Способ охлаждения грунта, включающий конденсацию пара рабочей жидкости в конденсаторной полости путем охлаждения ее окружающей средой над поверхностью грунта, транспортировку сконденсированной жидкости под действием силы тяжести по транспортировочной магистрали в испарительную полость с последующим ее испарением в ней и обратной транспортировкой пара в конденсаторную полость, отличающийся тем, что конденсацию пара рабочей жидкости осуществляют в объеме, большем объема, в котором осуществляют испарение рабочей жидкости.
2. Т-образная тепловая свая для охлаждения грунта, содержащая вертикальный железобетонный ствол с горизонтальной опорой, расположенной над поверхностью грунта, как и конденсатор тепловой трубы, выполненной из труб и транспортная зона которой выполнена внутри вертикального железобетонного ствола и соединена вдоль продольной своей оси с испарителем тепловой трубы, выполненным с оребрением, отличающаяся тем, что конденсатор тепловой трубы выполнен в виде симметрично изогнутой трубы с уклонами к центральной его части и с диаметром, большим, чем диаметр трубы, из которой выполнена транспортная зона тепловой трубы, подключенная к центральной части конденсатора и которая при переходе в испаритель выполнена в качестве его внутренней стенки с образованием с выполненной его внешней стенкой кольцевой полости в плоскости поперечного его сечения и с объемом полости, меньшем объема полости конденсатора, после указанного перехода труба транспортной зоны выполнена с герметичной заглушкой, перед которой выполнены боковые отверстия для соединения ее полости с полостью испарителя.
3. Тепловая свая для охлаждения грунта по п.2, отличающаяся тем, что оребрение испарителя выполнено на внутренней стороне наружной стенки испарителя в виде оболочек усеченных конусов, внутренние кромки которых расположены выше своих наружных кромок и образуют с внутренней стенкой испарителя кольцевые проходы, на внутренней стенке испарителя ниже ее отверстий выполнен козырек в виде оболочки усеченного конуса, внутренней своей кромкой соединенный с ней по периметру, а своей наружной кромкой образующий с наружной стенкой испарителя проходную щель.
4. Тепловая свая для охлаждения грунта по п.2, отличающаяся тем, что горизонтальная опора выполнена в виде металлической пластины, расположенной в вертикальной плоскости и соединенной с конденсатором в тепловом отношении по его боковым образующим.
РИСУНКИ
|
|