Патент на изобретение №2256693

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2256693 (13) C1
(51) МПК 7
C10L1/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 18.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2004111057/04, 12.04.2004

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.04.2004

(45) Опубликовано: 20.07.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2187540 C1, 20.08.2002. SU 1824424 A1, 30.06.1993. SU 1816794 A1, 23.05.1993.

Адрес для переписки:

625000, г.Тюмень, ул. Володарского, 38, ТюмГНГУ, патентно-информационный отдел, Л.С. Ивановой

(72) Автор(ы):

Магарил Р.З. (RU),
Магарил Е.Р. (RU),
Шаламберидзе О.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменский государственный нефтегазовый университет (RU)

(54) СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ ЛЕГКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ

(57) Реферат:

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов. Способ снижения потерь лёгких углеводородов от испарения ведут путём ввода в них присадки [CnH2n+1COO]2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001%. Изобретение способствует существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании. 2 табл.

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов.

Известно, что введение в бензины присадки [CnH2n+1COO]2Ni (где n=10-16) приводит к уменьшению потерь бензинов от испарения [пат. 2187540 РФ, МПК 7 C 10 D 1/18, опуб. 2002].

Недостатком применения этого ПАВ можно считать относительно невысокую эффективность.

Задачей изобретения является разработка присадки бензина, снижающей давление насыщенных паров.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в сокращении потерь бензинов от испарения, что имеет большое экологическое и экономическое значение.

Указанный технический результат достигается введением в бензин в малых концентрациях [CnH2n+1COO]2Zn (n=10-16).

Влияние действия присадки относительно прототипа видны из примеров 1-3.

Определение давления насыщенных паров бензина проводилось по ГОСТ 1756-75, потери от испарения – по методу Бударова.

Пример 1. Использовали бензин А-76 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 2. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Ni – в количестве 0,001% мас.).

Пример 3. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,001% мас.).

Результаты исследований приведены в табл. 1. Снижение давления насыщенных паров и, как следствие, снижение потерь бензина от испарения в случае применения [CnH2n+1COO]2Zn выше на 19,7% по сравнению с использованием [CnH2n+1COO]2Ni.

Влияние концентраций вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина видны из примеров 4-9.

Определение давления насыщенных паров проводили по ГОСТ 1756-75, потерь бензина в результате испарения проводили по методу Бударова.

Пример 4. Использовали бензин А-76 (Тнк=45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 5. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,0004625% мас.).

Пример 6. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,000925% мас.).

Пример 7. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,001% мас.).

Пример 8. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,00185% мас.).

Пример 9. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn – в количестве 0,002775% мас.).

Результаты определений приведены в табл. 2.

Как видно из полученных данных табл. 2, при введении присадки [CnH2n+1COO]2Zn максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при концентрации ПАВ 0,000925-0,001%.

Таким образом, введение в бензин присадки [CnH2n+1COO]2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001% приводит к существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании.

Таблица 1
Пример Вводимое в бензин вещество Концентрация вводимого в бензин вещества, мас.% Давление насыщенных паров, % отн. Потери от испарения по методу Бударова, % отн.
1 100 100
2 [CnH2n+1COO]2Ni 0,001 85,0 84,6
3 [CnH2n+iCOO]2Zn 0,001 66,9 64,9

Таблица 2
Примеры
4 5 6 7 8 9
Концентрация присадки 0,5% 0,0004625% 0,000925% 0,001% 0,00185% 0,002775%
Давление насыщенных паров, кПа/% отн. 54,80/100 41,46/75,6 36,66/66,9 36,66/66,9 41,33/75,69 53,60/98,0
Потери от испарения бензина, % абс./% отн 3,7/100 2,8/75,7 2,4/64,9 2,4/64,9 2,7/73,0 3,6/97,3

Формула изобретения

Способ снижения потерь легких углеводородов от испарения при их хранении и использовании, отличающийся тем, что в них вводят присадку [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001%.

Categories: BD_2256000-2256999