|
(21), (22) Заявка: 2004108287/04, 22.03.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
22.03.2004
(45) Опубликовано: 20.07.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
NL 8005862 A, 17.05.1982. RU 2177023 C1, 20.12.2001. SU 973016 A3, 07.11.1982. RU 2145590 С1, 20.02.2000.
Адрес для переписки:
187110, Ленинградская обл., шоссе Энтузиастов, 1, ООО “Производственное объединение “Киришинефтеоргсинтез”
|
(72) Автор(ы):
Залищевский Г.Д. (RU), Гайле А.А. (RU), Костенко А.В. (RU), Федянин Н.П. (RU), Варшавский О.М. (RU), Семенов Л.В. (RU), Колдобская Л.Л. (RU), Кайфаджян Е.А. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью “Производственное объединение “Киришинефтеоргсинтез” (RU)
|
(54) СПОСОБ ВЫДЕЛЕНИЯ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ C6-C9 И РЕФОРМИРОВАННОГО КОМПОНЕНТА БЕНЗИНА ИЗ РИФОРМАТА БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ
(57) Реферат:
Использование: нефтепереработка и нефтехимия. Сущность: проводят жидкостную многоступенчатую противоточную экстракцию ароматических углеводородов из риформата бензиновой фракции сульфоланом с 0,2 – 2% масс. воды при соотношении к сырью 1.6-2.0:1 по массе и температуре процесса 30-50°С с последующим удалением неароматических углеводородов, остающихся в экстрактной фазе, методом экстрактивно-азеотропной ректификации с сульфоланом и высокооктановыми низшими алифатическими спиртами при соотношении по массе 0.55-0.70:1 и 0.05-0.08:1 соответственно. Технический результат: получение бензола, толуола, ксилолов, суммы аренов С9 и реформированного компонента бензина, удовлетворяющего экологическим требованиям. 5 табл., 1 ил.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для выделения ароматических углеводородов С6-С9 из риформата бензиновой фракции с одновременным получением реформулированного экологически чистого компонента автомобильного бензина.
В соответствии с европейскими спецификациями на автомобильные бензины Евро-3, действующими с 2001 г., суммарное содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 42% (об.), в том числе бензола – не более 1% (об.). Программа Евро-4, которая должна быть введена в 2005 г., предусматривает дальнейшее снижение содержания суммы аренов в бензине до 30% (об.) [1].
В то же время основным компонентом российских автомобильных бензинов служит катализат риформинга с концентрацией аренов до 65-68% (об.), в том числе бензола – до 8% (об.).
Бензол и толуол экстрагируют в основном из риформата фракции 62-105°С, а суммарные ксилолы и частично толуол – из риформата фракции 105-140°С [2, 3]. Недостаток применяющихся в промышленности способов производства бензола и его гомологов – необходимость предварительного ректификационного разделения сырья на узкокипящие бензиновые фракции с последующими раздельно проводящимися процессами каталитического риформинга и экстракции или экстрактивной ректификации – приводит к увеличению необходимых капиталовложений и энергозатрат.
Арены C8 выделяют также из ксилольной фракции катализата риформинга методом простой ректификации [4]. При этом потери ксилолов на промышленной установке из-за попадания их в дистиллят в составе азеотропов с насыщенными углеводородами с температурой кипения 132-152°С, а также с кубовым остатком колонны выделения суммарных ксилолов достигают 38%.
Снижение капиталовложений и энергозатрат возможно в результате экстракционного выделения аренов С6-C9 из риформата широкой бензиновой фракции н.к. – 180°С с последующей очисткой от примесей насыщенных углеводородов экстрактивно-азеотропной ректификацией.
Наиболее близок по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению способ выделения аренов из углеводородных фракций экстракцией сульфоланом с последующей экстрактивной ректификацией (Пат.80-05862, Нидерланды, 1982; С.А., v.97, 130410). Недостатком данного способа, принятого в качестве прототипа, как и большинства промышленных процессов экстракции ароматических углеводородов, является большой расход рециркулирующего потока (рисайкла) – до 100% маc. и выше на сырье, отгоняющегося их экстрактной фазы, в котором концентрируются примеси насыщенных углеводородов наряду со значительным количеством наиболее летучего арена – бензола. Рисайкл возвращают в экстракционную колонну, в результате чего наиболее трудно удаляемые насыщенные углеводороды не выводятся из цикла, снижается производительность экстрактора, уменьшается концентрация экстрагента в системе и, как следствие, селективность процесса разделения углеводородов.
Одна из целей данного изобретения – полное исключение рециркулирующих углеводородных потоков. Поставленная цель достигается при удалении насыщенных углеводородов, остающихся в экстрактной фазе, с использованием экстрактивно-азеотропной ректификации с тем же селективным растворителем, что и на стадии экстракции – сульфоланом, и с высокооктановым алифатическим спиртом в качестве азеотропобразующего компонента, не нуждающегося в регенерации. Дистиллят колонны экстрактивно-азеотропной ректификации объединяется с рафинадом, полученным на стадии экстракции, и объединенный продукт является экологически чистым реформулированным компонентом автомобильных бензинов.
В качестве сырья использовали стабильный катапизат риформинга фракции 62-180°С следующего состава, % маc.: бензол – 6.9, толуол – 22.5, арены C8 – 17,2, арены С9 – 9.0, насыщенные углеводороды – 44.4.
Условия многоступенчатой противоточной экстракции аренов из риформата бензиновой фракции представлены в табл.1, а полученные результаты – в табл.2. Рафинат, удовлетворяющий современным и перспективным экологическим требованиям по содержанию как бензола, так и суммы аренов, получен в условиях обоих опытов, однако выход рафината в опыте №1 низок, а в экстракте остается много насыщенных углеводородов.
Поэтому последующие опыты экстрактивно-азеотропной ректификации проводили с использованием экстрактной фазы, полученной в опыте №2. Условия процесса экстрактивно-азеотропной ректификации представлены в табл.3, а полученные результаты – в табл.4.
Пример 1.
В нижнюю часть экстракционной колонны эффективностью 5 теоретических ступеней подают катализат риформинга фр. 62-180°С (расход 1000 г/ч), содержащий 55.6% маc. аренов, состав которых приведен выше. В верхнюю часть экстракционной колонны при той же температуре со скоростью 2000 г/ч подают сульфолан, содержащий 0.2% маc. воды.
В результате противоточной многоступенчатой экстракции после выхода на стабильный режим отбираются рафинатная и экстрактная фазы, состав которых анализируется методом газожидкостной хроматографии. По данным анализа рассчитывают выход и состав рафината, экстракта и степень извлечения аренов. Результаты опыта приведены в табл.2, опыт №1.
Пример 2.
В нижнюю часть экстрактора эффективностью 7 теоретических ступеней подают катализат риформинга фр. 62-180°С того же состава со скоростью 1000 г/ч при температуре 30°С. В верхнюю часть экстрактора подают со скоростью 1600 г/ч при температуре 50°С сульфолан, содержащий 2% маc. воды.
В результате противоточной экстракции после выхода на стабильный режим отбирается рафинатная фаза, которая отмывается водой от примесей экстрагента. Балансовое количество экстрактной фазы направляется в колонну экстрактивно-азеотропной ректификации эффективностью 15 теоретических тарелок. Колонна орошается сверху сульфоланом (280 г/ч), а снизу подается азеотропобразующий компонент – этанол (32 г/ч). Дистиллят колонны экстрактивно-азеотропной ректификации объединяется без регенерации азеотропобразующего компонента с рафинатом экстракционной колонны и анализируется. Из кубового остатка колонны экстрактивно-азеотропной ректификации с помощью острого водяного пара отгоняются ароматические углеводороды, которые вторичной ректификацией разделяют на бензол, толуол, арены C8 и С9.
Материальный баланс комбинированного процесса выделения аренов С6-С9 из риформата бензиновой фракции в примере 2 представлен в табл.5. Объединенный поток рафината и дистиллята колонны экстрактивно-азеотропной ректификации может быть использован в качестве реформулированного экологически чистого компонента автомобильных бензинов. Содержание основного вещества в товарных ароматических углеводородах составило, % мас.: бензол – 99.9, толуол – 99.95, арены C8 – 99.5.
Принципиальная схема комбинированного процесса выделения аренов из риформата бензиновой фракции представлена на чертеже. В нижнюю часть экстрактора (1) подается сырье, в верхнюю – сульфолан. Из рафинатной фазы в экстракторе (2) реэкстрагируется водой сульфолан. В ректификационной колонне (3) из водного раствора сульфолана отгоняется вода, возвращаемая в экстрактор (2).
Из экстрактной фазы в колонне экстрактивно-азеотропной ректификации (4), в нижнюю часть которой подается этанол, а наверх – сульфолан, отгоняется азеотроп этанола с насыщенными углеводородами экстрактной фазы. Дистиллят колонны (4) объединяется с рафинатом и используется как компонент бензина без регенерации этанола. Из кубового остатка колонны (4) в ректификационной колонне (5) с помощью острого водяного пара отпаривается экстракт. Сульфолан после охлаждения в теплообменнике частично подается на орошение колонны (4), а большая часть возвращается в экстрактор (1). Из экстракта в ректификационных колоннах (6), (7) и (8) выделяют соответственно бензол, толуол и суммарные ксилолы.
Таблица 1 Условия опытов многоступенчатой противоточной экстракции аренов из риформата бензиновой фракции сульфоланом |
Параметры процесса |
№№ опытов |
1 |
2 |
Число теоретических ступеней |
5 |
7 |
Температура, °С: |
|
|
верх экстрактора |
50 |
50 |
низ экстрактора |
50 |
30 |
Массовое соотношение сульфолан:сырье |
2:1 |
1.6:1 |
Содержание воды в сульфолане, % мас. |
0.2 |
2.0 |
Таблица 3 Условия опытов экстрактивно-азеотропной ректификации при удалении насыщенных углеводородов из экстрактной фазы опыта №2 |
Параметры процесса |
№№ опытов |
2а |
2в |
Массовое соотношение к экстрагенту: |
|
|
сульфолан |
0.55:1 |
0.7:1 |
этанол |
0.05:1 |
0.08:1 |
Массовое соотношение в расчете на риформат: |
|
|
сульфолан |
0.22:1 |
0.28:1 |
этанол |
0.02:1 |
0.032:1 |
Конечная температура кубового остатка, °С |
180 |
180 |
Таблица 4 |
Результаты очистки аренов экстрактивно-азеотропной ректификацией |
Параметры процесса |
№№ опытов |
2я |
2s |
Выход углеводородной части дистиллята на риформат, % мас. |
4.8 |
5.5 |
Содержание аренов, % мас.: |
|
|
углеводородная часть риформата |
19.8 |
12.0 |
кубовый остаток |
98.4 |
99.7 |
Степень извлечения, % мас.: |
|
|
суммы аренов |
99.0 |
99.1 |
в том числе: бензол |
94.2 |
94.0 |
толуол |
99.8 |
99.9 |
арены C8 + |
100 |
100 |
Степень извлечения при комбинированном процессе, % мас.: |
|
|
суммы аренов |
67.3 |
67.4 |
в том числе: бензол |
89.5 |
89.3 |
толуол |
76.8 |
76.9 |
арены C8 |
69.0 |
69.0 |
арены С9 |
24.0 |
24.0 |
Таблица 5 Материальный баланс комбинированного процесса выделения аренов С6-С9+ из катализата риформинга бензиновой фракции |
Приход |
Расход |
Компонент |
% мас. |
Компонент |
% мас. |
Риформат |
100 |
Компонент бензина |
65.4 |
в т.ч.: бензол |
6.9 |
Бензол |
6.17 |
толуол |
22.5 |
Толуол |
17.3 |
арены C8 |
17.2 |
Арены C8 |
11.87 |
арены С9+ |
9.0 |
Арены С9+ |
2.16 |
насыщенные углеводороды |
44.4 |
|
|
Этанол |
3.2 |
|
|
Сульфолан с 2% мас.воды |
188 |
|
|
Источники информации
1. Каминский Э.Ф., Хавкин В.А. Глубокая переработка нефти: технологический и экономический аспекты. – М.: Изд-во “Техника”. ООО “ТУМАГРУПП”, 2001, 384 с.
2. Экономика производства ароматических углеводородов / А.Н.Давыдов, В.Л.Клименко, М.Л.Колесов и др. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1978, 68 с.
3. Гайле А.А., Сомов В.Е., Варшавский О.М. Ароматические углеводороды: Выделение, применение, рынок. Справочник. – СПб: Химиздат, 2000, 544 с.
Формула изобретения
Способ выделения ароматических углеводородов С6-С9 из риформата бензиновой фракции экстракцией сульфоланом, содержащим 0,2-2,0 мас.% воды, отличающийся тем, что полученную экстрактную фазу подвергают экстрактивно-азеотропной ректификации в присутствии сульфолана и высокооктанового алифатического спирта, преимущественно этанола, причем верхний продукт колонны экстрактивно-азеотропной ректификации без регенерации азеотропобразующего компонента используют в качестве реформированного компонента бензина.
РИСУНКИ
|
|