|
(21), (22) Заявка: 2003127854/06, 15.09.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
15.09.2003
(43) Дата публикации заявки: 20.03.2005
(45) Опубликовано: 27.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2133370 C1, 20.07.1999. RU 2186235 C1, 27.07.2002. RU 2211354 C1, 27.08.2003. DE 1626133 A, 01.07.1971. DE 2757764 A1, 20.07.1978. FR 2376299 A1, 01.09.1978. FR 2436121 A1, 11.04.1980. FR 2597926 A1, 30.01.1987.
Адрес для переписки:
300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”
|
(72) Автор(ы):
Шипунов А.Г. (RU), Кузнецов В.М. (RU), Благов С.Г. (RU), Давыдов М.Н. (RU), Хрипунов Л.А. (RU), Махонин В.В. (RU), Колотилин В.И. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)
|
(54) ЗАРЯД ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА
(57) Реферат:
Заряд твердого ракетного топлива содержит крышку с канальными шашками. Канальные шашки выполнены с торцевой конической развальцовкой с одной стороны и установлены в перфорированную платформу, в виде диска с множеством отверстий. На каждом отверстии со стороны крышки выполнено посадочное место, эквидистантное наружной конической развальцовке канальной шашки. Канальные шашки поджаты крышкой через эластичную прокладку в виде диска с диаметром, равным диаметру платформы. Со стороны платформы диск имеет множество конических выступов, эквидистантных внутренней конической развальцовке шашек. Изобретение уменьшит трудоёмкость сборки заряда ракетного топлива и повысит надёжность и эффективность работы заряда твёрдого топлива. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, в частности к трубчатым пороховым зарядам “щеточного” типа (с закреплением пороховых элементов на переднем дне камеры двигателя – по принципу “щетки”), преимущественно многошашечным, с малым временем горения.
Известен узел крепления шашек заряда твердого топлива в камере сгорания ракетного двигателя, в котором на дно камеры наносится слой жидкого эластомера [1]. В эластомер устанавливаются шашки заряда, после чего эластомер полимеризуется. Указанное техническое решение обеспечивает надежное закрепление пороховых шашек в камере двигателя. К недостаткам такой конструкции можно отнести наличие пороховых остатков в заделке после окончания работы двигателя, что приведет к снижению импульса, а также невозможность контролировать вклейку, что при плохой адгезии приведет к отрыву порошин и их уносу несгоревшими, что недопустимо, а также большое время полимеризации эластомера.
Указанные недостатки в значительной мере устранены в конструкции заряда твердого топлива [2], выполненного без погружения шашек в клеящий материал. Заряд содержит крышу с буртиком, заполненную эластичным материалом, в котором установлены штифты с закрепленными на них канальными шашками. Штифты выполнены в вида шплинта, ветви которого вклеены в канал шашки, а ушко частично вклеено в эластичный клеящий материал. При этом на части наружной поверхности шплинта, вклеенной в канал шашки, нанесены поперечные насечки, повышающие прочность вклейки. Для обеспечения стабильности глубины вклейки шплинта в канал шашки на обеих ветвях шплинта выполнены ограничительные упоры, контактирующие с торцем шашки.
Данная конструкция заряда, при всех своих достоинствах, а именно: обеспечивает надежное крепление шашек в крышке и уменьшенную массу пороховых остатков, имеет существенный недостаток: большое время полимеризации клея, трудоемкость ручной сборки, а это приводит к удорожанию продукции, невозможность механизации, и опять же “человеческий фактор”. Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных выше недостатков: повышение надежности и эффективности работы заряда твердого ракетного топлива.
Указанная задача достигается тем, что в заряде твердого ракетного топлива, содержащем крышку с канальными шашками, в нем канальные шашки с одной стороны выполнены с торцевой конической развальцовкой и установлены в перфорированную платформу, в виде диска с множеством, по количеству канальных шашек отверстий, на каждом отверстии со стороны крышки, выполнено посадочное место эквидистантное наружной конической развальцовке канальной шашки, при этом канальные шашки поджаты крышкой через эластичную прокладку, в виде диска с диаметром, равным диаметру платформы, имеющего со стороны платформы множество по количеству канальных шашек, конических выступов, эквидистантных внутренней конической развольцовке шашек.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что данная конструкция заряда твердого ракетного топлива обеспечивает надежное крепление канальных шашек поджатием их к посадочному месту платформы оригинальной прокладкой, с коническими по числу шашек коническими выступами, и полное их сгорание при работе двигателя, а также обеспечит автоматизацию изготовления порохового заряда с исключением “человеческого фактора” (исключение ошибок изготовления).
На чертеже приведена предлагаемая конструкция заряда твердого ракетного топлива, где:
1 – крышка;
2 – канальные шашки;
3 – перфорированная платформа;
4 – торцевая наружная коническая развальцовка канальной шашки;
5 – эластичная прокладка;
6 – посадочное место;
7 – внутренняя коническая развальцовка канальной шашки;
8 – конические выступы прокладки.
Сборка и работа заряда твердого ракетного топлива заключается в следующем: все детали, входящие в сборку, заранее изготовлены. В перфорированную платформу 3 в каждое отверстие устанавливают канальные шашки 2, имеющие на своем торце коническую развальцовку 4 и 7, которые эквидистантно устанавливаются в посадочные места 6 платформы 3 и поджимаются крышкой 1 через эластичную, например резиновую, прокладку 5 с коническими выступами 8, установленными в каждую внутреннюю развальцовку 7 канальной шашки 2, тем самым надежно зажимая пороховые шашки между платформой и крышкой, исключая их выпадание. Прокладка с коническими выступами выполнена эластичной, что исключает поломку шашек, при поджатии, а при работе заряда гасит вибрации, возникающие при горении канальных шашек порохового заряда, и исключает их поломку.
Работает заряд твердого ракетного топлива следующим образом: при зажжении канальных шашек 2 начинается горение их по торцевой наружной поверхности и поверхности канала. Канальные шашки сгорают полностью даже в заделке между перфорируемой платформой и прокладкой, повышая тем самым энергетическую эффективность заряда.
Экспериментальная проверка предлагаемой конструкции заряда подтвердила его работоспособность и высокую эффективность, а также возможность механизировать сборку.
Источники информации
1. Заявка Франции №2436121, 04.07.73 г., М.кл С 06 D 5/06 – аналог.
2. Патент России №2133370 от 20.07.99 г., МПК6 F 02 K 9/10 – прототип.
Формула изобретения
Заряд твердого ракетного топлива, содержащий крышку с канальными шашками, отличающийся тем, что канальные шашки с одной стороны выполнены с торцевой конической развальцовкой и установлены в перфорированную платформу, в виде диска с множеством по количеству канальных шашек отверстий, на каждом отверстии со стороны крышки выполнено посадочное место, эквидистантное наружной конической развальцовке канальной шашки, при этом канальные шашки поджаты крышкой через эластичную прокладку в виде диска с диаметром, равным диаметру платформы, имеющего со стороны платформы множество по количеству канальных шашек конических выступов, эквидистантных внутренней конической развальцовке шашек.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 16.09.2008
Извещение опубликовано: 20.08.2010 БИ: 23/2010
|
|