|
(21), (22) Заявка: 2003138188/03, 31.12.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
31.12.2003
(45) Опубликовано: 27.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 853020 A, 07.08.1981. SU 50743 A, 31.03.1937. SU 54187 A, 30.11.1938. SU 66254 A, 31.05.1946. SU 693010 A, 27.10.1979. SU 711288 A, 25.01.1980. SU 878935 A, 07.11.1981. SU 968207 A, 28.10.1982. SU 1006629 A, 23.03.1983. SU 1094907 A, 30.05.1984. SU 1411389 A1, 23.07.1988. RU 2208571 C2, 20.07.2003.
Адрес для переписки:
685007, г.Магадан, ул. Колымская, 6, корп.1, кв.17, О.Н. Ярошенко
|
(72) Автор(ы):
Ярошенко О.Н. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Ярошенко Олег Николаевич (RU)
|
(54) БАШЕННЫЙ ЭКСКАВАТОР
(57) Реферат:
Изобретение относится к средствам перемещения грунта или добытого минерального сырья, позволяет снизить энергоемкость процесса и автоматизировать его, применить башенные экскаваторы для разработки россыпей в комплексе с другими машинами. Башенный экскаватор включает машинную башню с основной и дополнительной лебедками, хвостовую башню, два отрезка несущего каната, закрепленных на двух барабанах дополнительной лебедки, две ветви тягового каната, закрепленных на барабанах основной лебедки, и два ковша, подвешенных на несущих канатах с помощью двух ходовых тележек. Ковши снабжены полозьями. К хвостовой башне посредством гибкой связи прикреплена балка с возможностью качания в вертикальной плоскости. Два конца несущих канатов и два блока закреплены на концах этой балки и вместе с ветвями тягового каната, замкнутыми через блоки, также имеют возможность качания в указанной плоскости. Уменьшаются энергозатраты, повышается производительность экскаватора. 4 ил.

1. ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Изобретение относится к средствам перемещения грунта или добытого минерального сырья и может быть использовано, например, для подачи на переработку песков россыпных месторождений, разрабатываемых бульдозером.
II. УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Известен башенный экскаватор, включающий машинную и хвостовую башни, несущий и тяговый канаты, лебедку и ковш (Шорохов С.М. Технология и комплексная механизация разработки россыпных месторождений. М.: Недра, 1973, с.259). Экскаватор работает следующим образом. С помощью лебедки и тягового каната перемещают ковш по натянутому между башнями несущему канату, загружают его грунтом вблизи хвостовой башни и разгружают у машинной башни. Недостатком устройства является ограниченная производительность, поскольку экскаватор не совершает полезной работы при возвращении ковша к месту загрузки.
Этого недостатка лишена принятая за прототип башенная скреперно-экскаваторная установка, включающая машинную (головную) и хвостовую (вспомогательную) башни, два отрезка несущего (ездового) каната, две ходовые тележки с двумя ковшами, две ветви тягового каната и две лебедки, установленные на машинной башне: основную и дополнительную. Оба отрезка несущего каната натянуты между башнями и с одной стороны неподвижно закреплены на хвостовой башне, а с противоположной стороны – на барабанах дополнительной лебедки. Обе ветви тягового каната с одной стороны замкнуты через два блока хвостовой башни, а с противоположной стороны закреплены на барабанах основной лебедки машинной башни (Авторское свидетельство СССР №853020, кл. Е 02 F 3/54, 1981). При работе один из ковшей устанавливают в зоне забоя, а второй – в зоне разгрузки, поэтому ковши выполняют рабочие ходы поочередно. В забой ковш опускают путем растормаживания барабанов основной и дополнительной лебедок. Включая барабан основной лебедки, заполняют ковш грунтом и перемещают его к месту разгрузки. Затем включением дополнительной лебедки и натяжением несущего каната ковш поднимают, в результате чего он опрокидывается режущей кромкой вниз и разгружается. Второй ковш в это время останавливается в зоне забоя, и все операции повторяются.
Достоинством прототипа является более высокая производительность, а недостатком – потребность в дополнительной мощности для привода дополнительной лебедки, а также сложность одновременного управления двумя лебедками. Последнее затрудняет автоматизацию работы экскаватора, весьма необходимую в связи с отсутствием возможности визуально контролировать загрузку ковша (из-за значительного расстояния между забоем и машинной башней). Кроме того, область применения прототипа ограничена разработкой достаточно ровных участков с однородными слабыми грунтами. Его, например, проблематично использовать не только для разработки россыпей горных долин, сложенных достаточно крепкими горными породами, но и для транспортирования к промывочному прибору песков, уже добытых бульдозером.
III. РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является уменьшение установленной и потребляемой мощности рабочих механизмов, упрощение управления экскаватором и автоматизация его работы, а также расширение области его применения.
Существенные признаки, характеризующие устройство.
1. Устройство содержит машинную башню с основной и дополнительной лебедками, хвостовую башню, два отрезка несущего каната, закрепленных на двух барабанах дополнительной лебедки, две ветви тягового каната, закрепленных на двух барабанах основной лебедки, и два ковша, подвешенных на несущих канатах с помощью двух ходовых тележек.
2. К хвостовой башне посредством гибкой связи прикреплена балка с возможностью качания в вертикальной плоскости, а два конца несущих канатов и два блока закреплены на концах этой балки и вместе с ветвями тягового каната, замкнутыми через блоки, также имеют возможность качания в указанной плоскости.
3. Каждый ковш снабжен двумя полозьями.
4. Подвеска задней части ковша к ходовой тележке выполнена шарнирной, а передней части – разъемной, с запирающим устройством.
5. Машинная башня содержит два переключателя направления хода ковшей.
Существенными признаками, отличительными от прототипа и притом неизвестными автору из литературы, являются признаки 2 и 3.
Признак 4, хотя и является отличительным, но возможно множество других вариантов фиксирования ковша в рабочем положении.
Признак 5 известен из литературы.
IV. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ
На фиг.1 показана схема башенного экскаватора, общий вид.
На фиг.2 – то же, вид сверху.
На фиг.3 – схема хвостовой башни, вид спереди.
На фиг.4 – ковш в рабочем положении, общий вид.
V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Заявляемое устройство не отличается большой сложностью и при использовании типовых узлов и деталей может быть изготовлено не только на заводе, но и в хорошо оборудованных мастерских.
Работоспособность устройства проверена автором при проведении испытаний изготовленного им действующего макета башенного экскаватора уменьшенного размера с вместимостью ковша 3 л.
Башенный экскаватор (фиг.1-3) содержит машинную башню 1, хвостовую башню 2, основную лебедку 3 с барабанами 4 и 5, дополнительную лебедку 6 с барабанами 7 и 8, балку 9, прикрепленную в ее средней части гибкой связью 10 к хвостовой башне 2, два отрезка несущего каната 11 и 12, закрепленных на концах балки 9, а с противоположной стороны – на барабанах 7 и 8 дополнительной лебедки 6, две ветви тягового каната 13 и 14, замкнутых через блоки 15, а с противоположной стороны закрепленных на барабанах 4 и 5 основной лебедки 3, две ходовые тележки 16 и 17 с ковшами 18 и 19.
Ходовые тележки 16 и 17 и ковши 18 и 19 имеют шарнирные соединения, включающие планки 20, попарно закрепленные по бокам крестовин 21 (фиг.4). Ходовые тележки 16 и 17 содержат также ролики 22, кронштейны 23, запирающие устройства 24 и рычаги 25. Каждый ковш содержит нож 26, полозья 27 и арку 28.
Машинная башня 1 содержит два переключателя направления хода ковшей (не показаны), предназначенные для автоматического выключения одного барабана основной лебедки и включения с задержкой в 1-2 с второго барабана этой лебедки.
Экскаватор работает следующим образом,
Основной принцип его действия заключается в том, что ковши, двигаясь по несущим канатам навстречу друг другу, поочередно зачерпывают пески в зоне загрузки (вблизи хвостовой башни) и разгружаются в зоне разгрузки (у машинной башни). Причем опускание ковшей для загрузки и опрокидывание их для разгрузки выполняется автоматически.
В период монтажа экскаватора, прежде чем с помощью лебедки 6 будут натянуты несущие канаты 11 и 12, бульдозер подготавливает в створе башен канаву, заглубляя ее в плотик россыпи на 1 м для последующей подачи в нее песков.
Начиная работу, устанавливают ковш 18 в зоне загрузки, а ковш 19 – в зоне разгрузки. При опускании ковша 18 на дно канавы 29 ходовая тележка смещена назад относительно ее положения, показанного на фиг.4. Поэтому нижняя часть запирающего устройства 24 соприкасается с аркой 28 ковша 18 и приподнимается под ее воздействием, а корпус тележки 16 ложится на арку 28. При включении барабана 4 основной лебедки 3 ходовая тележка 16 начинает двигаться вперед, а ковш 18 благодаря шарнирной подвеске доли секунды остается неподвижным. В результате кронштейн 23 входит под арку 28, а запирающее устройство 24 свободно опускается, предохраняя в дальнейшем ковш 18 от самопроизвольной разгрузки в случае его неожиданной остановки в процессе движения по несущему канату. В итоге ходовая тележка 16 и ковш 18 занимают взаимное положение, показанное на фиг.4, и начинают совместное движение.
Ковш 18, передвигаясь на полозьях 27 по навалу песков 30, в своем движении повторяет его рельеф, срезая при этом верхний слой, и постепенно заполняется. Продолжая движение вдоль наклонного несущего каната 11 ковш 18 отрывается от навала песков 30 и приближается к машинной башне 1. Здесь рычаг 25 входит в соприкосновение с элементами конструкции башни 1 и приподнимает запирающее устройство 24, а корпус тележки 16 входит в соприкосновение с переключателем направления хода ковша, в результате чего барабан 4 лебедки 3 и тележка 16 останавливаются. При этом ковш 18 продолжает движение вперед по инерции. В итоге арка 28 срывается с кронштейна 23, ковш 18 опрокидывается передней частью вниз и разгружается. Затем переключатель включает барабан 5 лебедки 3. Ковш 18 начинает обратное движение, а ковш 19, подошедший к зоне загрузки и опустившийся на дно канавы 30, начинает движение вперед и загружается.
Автоматическое опускание ковшей на дно канавы происходит благодаря наличию балки 9, под влиянием вертикальной составляющей сил, действующих на концы этой балки, при поочередном приближении к ней порожних и удалении загруженных ковшей. Полностью ковш ложится на дно канавы, а корпус тележки – на арку ковша в результате уменьшения натяжения несущих канатов, вызванного разгрузкой второго ковша у машинной башни. Такое выравнивание натяжения обоих канатов осуществляется также благодаря наличию балки 9 и способу крепления ее к хвостовой башне. За счет этого обеспечивается и разная высота перемещения загруженного и порожнего ковшей.
Отличия устройства от прототипа позволяют ему не только работать в автоматическом режиме, но и снизить расход энергии. Так, дополнительную лебедку 6 во время экскавации песков не включают. Требуется лишь одноразовое включение ее для регулирования длины несущих канатов при монтаже экскаватора после его перемещения на новую стоянку. Поэтому такая лебедка должна быть тихоходной и может иметь мощность привода на порядок ниже, чем у прототипа.
Снизить мощность привода основной лебедки в сравнении с прототипом позволяет наличие у ковшей полозьев. Они препятствуют заглублению ковша в навал песков всем корпусом, что усложнило бы его извлечение из навала после заполнения и потребовало бы для этого значительно более высокой мощности привода основной лебедки. При использовании прототипа в подобной ситуации потребуется одновременная работа обеих лебедок.
Приведенные выше сведения подтверждают возможность осуществления изобретения и получения существенного экономического эффекта в результате его внедрения в производство.
Формула изобретения
Башенный экскаватор, включающий машинную башню с основной и дополнительной лебедками, хвостовую башню, два отрезка несущего каната, закрепленных на двух барабанах дополнительной лебедки, две ветви тягового каната, закрепленных на барабанах основной лебедки, и два ковша, подвешенных на несущих канатах с помощью двух ходовых тележек, отличающийся тем, что ковши снабжены полозьями, а к хвостовой башне посредством гибкой связи прикреплена балка с возможностью качания в вертикальной плоскости, при этом два конца несущих канатов и два блока закреплены на концах этой балки и вместе с ветвями тягового каната, замкнутыми через блоки, также имеют возможность качания в указанной плоскости.
РИСУНКИ
|
|