|
(21), (22) Заявка: 2004100319/11, 12.01.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
12.01.2004
(45) Опубликовано: 27.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 25474 U1, 10.10.2002. RU 2185299 C2, 20.07.2002. GB 2197630 A, 25.05.1988. EP 0254176 A1, 27.01.1983. DE 3534523 A1, 02.04.1987.
Адрес для переписки:
117303, Москва, а/я 114, В.Н. Банкову
|
(72) Автор(ы):
Савоськин А.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Савоськин Александр Владимирович (RU)
|
(54) ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сущность изобретения заключается в том, что проточка в верхней крышке 16 муфты 2 под блокирующий штырь 1 выполнена в виде сквозного отверстия 18, соосного продольной оси муфты 2. Отверстие фиксации 17 в муфте 2 выполнено прямоугольного сечения. Ригели 7 и 8 размещены с возможностью возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно валу рулевого управления 14 и выполнены цилиндрическими с поперечными выборками 12, при этом второй ригель 8 входит в цилиндрическую полость первого ригеля 7, в которой расположена одна пружина 9 возвратного пружинного элемента. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении удобства пользования устройством, его надежности в работе, а также устройство повышает надежность к взлому и обеспечивает универсальность за счет возможности установки муфты 2 без изменения конструкции на валах рулевого управления 14 разного диаметра. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может использоваться в противоугонных устройствах транспортных средств, имеющих рулевое управление.
Известно противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее блокирующий штырь, внутри торцевой части которого размещен снабженный защитным диском с фасонным отверстием под ключ расположенный в защитной втулке дисковый замковый механизм, связанный со снабженным возвратной пружиной стопором, расположенным в рабочей части блокирующего штыря с возможностью его возвратно-поступательного движения соосно валу рулевого управления, и жестко закрепленную на валу рулевого управления муфту, состоящую из соединенных между собой нижней крышки и верхней крышки, в которой выполнены углубления по форме основного стопора и проточки по форме поперечного сечения рабочей части блокирующего штыря, при этом между защитной втулкой и торцом блокирующего штыря размещена защитная шайба (RU 17492 U1, 2001).
Это устройство имеет малую эксплуатационную надежность. Это связано, в частности, с тем, что защитная шайба не обеспечивает высокую степень устойчивости к открыванию замкового механизма путем его высверливания, а исполнительный механизм привода стопора в этом устройстве малоэффективен. Низка и степень защиты стопорного узла от разрушения.
Из известных устройств наиболее близким к предложенному является противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее блокирующий штырь, внутри торцевой части которого размещен снабженный защитным диском с фасонным отверстием под ключ и вставной защитной планкой штифтовой замковый механизм, связанный посредством снабженного плоским выступом водила со снабженными выборками двумя ригелями (стопорами), расположенными внутри блокирующего штыря с возможностью их возвратно-поступательного перемещения с помощью возвратного пружинного элемента, и жестко зафиксированную на валу рулевого управления муфту с отверстием фиксации, состоящую из соединенных между собой нижней крышки и верхней крышки, в которой выполнена проточка под блокирующий штырь с углублениями по форме рабочей части ригелей (RU 25474 U1, 2002). В этом устройстве отверстие фиксации в муфте выполнено по форме вала рулевого управления преимущественно круглым. Проточка под блокирующий штырь в верхней крышке выполнена фигурной, а ее продольная ось перпендикулярна продольной оси муфты. Ригели с ортогональными выборками размещены в средней части блокирующего штыря с возможностью перемещения параллельно валу рулевого управления, а возвратный пружинный элемент выполнен в виде двух пружин.
Это устройство, однако, имеет недостаточно высокую эксплуатационную эффективность. Это связано с тем, что в этом устройстве блокирующий штырь вставлять в муфту неудобно, его фиксация в муфте недостаточно надежна, а его расположение относительно вала рулевого управления и продольной оси муфты не обеспечивает наибольшей устойчивости к взлому. Конструкция же узла ригелей не позволяет достичь высокой надежности работы устройства и обеспечить невозможность криминального открывания механизма. Кроме того, недостаточна универсальность устройства, поскольку требуется изменять конструкции муфты при закреплении на валах рулевого управления разного диаметра.
Задача, решаемая изобретением, заключается в создании противоугонного устройства для транспортного средства, лишенного недостатков прототипа. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении эксплуатационной эффективности устройства за счет повышения удобства и надежности в использовании его законным пользователем и повышения надежности к взлому, а также повышения его универсальности.
Это достигается тем, что в противоугонном устройстве для транспортного средства, содержащем блокирующий штырь, внутри торцевой части которого размещен снабженный защитным диском с фасонным отверстием под ключ и вставной защитной планкой штифтовой замковый механизм, связанный посредством снабженного плоским выступом водила со снабженными выборками двумя ригелями, расположенными внутри блокирующего штыря с возможностью их возвратно-поступательного перемещения с помощью возвратного пружинного элемента, и жестко зафиксированную на валу рулевого управления муфту с отверстием фиксации, состоящую из соединенных между собой нижней крышки и верхней крышки, в которой выполнена проточка под блокирующий штырь с углублениями по форме рабочей части ригелей, отверстие фиксации в муфте выполнено прямоугольного сечения, а проточка под блокирующий штырь в ее верхней крышке выполнена в виде сквозного отверстия, соосного продольной оси муфты, при этом ригели, размещенные в нижней части блокирующего штыря с обеспечением возможности перемещения перпендикулярно валу рулевого управления, выполнены цилиндрическими, а выборки в них – поперечными, в первом из них выполнена цилиндрическая полость, в которую вставлен второй ригель, а пружина возвратного пружинного элемента расположена в цилиндрической полости первого ригеля между дном цилиндрической полости и торцом второго ригеля. Муфта может быть снабжена фиксатором, размещенным в резьбовом отверстии ее нижней крышки, ввернутым до упора с валом рулевого управления. Пружина возвратного пружинного элемента одним из концов может быть вставлена в выполненное в торцевой части второго ригеля гнездо.
На фиг.1 показан вариант конструкции устройства в продольном разрезе. На фиг.2 показана с частичным разрезом конструкция узла ригелей с пружиной.
Противоугонное устройство содержит блокирующий штырь 1, выполненный преимущественно неразборным и имеющий внутреннюю полость. Его рабочая часть выполнена преимущественно в форме цилиндра, а ее длина выбрана достаточной для того, чтобы конец рабочей части блокирующего штыря 1, установленного в муфту 2 устройства, упирался в элементы конструкции кузова транспортного средства. Внутри торцевой части блокирующего штыря 1 размещен штифтовой замковый механизм 3 (замковый механизм, имеющий штифтовой механизм секретности). Со стороны торца блокирующий штырь 1 снабжен защитным диском 4, преимущественно из твердосплавного металла, с фасонным отверстием под ключ. Закрепление защитного диска 4 выполнено преимущественно посредством стопорного кольца 5. В торце блокирующего штыря 1 размещена также вставная защитная планка 6. В нижней части блокирующего штыря 1 размещены первый ригель 7 и второй ригель 8 с возможностью их возвратно-поступательного перемещения. Возвратный пружинный элемент выполнен в виде одной пружины 9. Ригели 7 и 8 сопряжены с водилом 10 посредством его плоского выступа 11. Для этого в ригелях 7, 8 выполнены поперечные выборки 12. Оба ригеля 7, 8 выполнены цилиндрическими. В первом из них 7 выполнена цилиндрическая полость, в которую вставлен второй ригель 8. Пружина 9 расположена в цилиндрической полости первого ригеля 7. В водиле 10 имеется продольный паз (на чертежах не показан), в который заходит хвостовик 13 штифтового замкового механизма 3. Муфта 2 установлена (жестко зафиксирована) на валу рулевого управления 14. Она выполнена разъемной и состоит из нижней 15 и верхней 16 крышек. В муфте 2 (в ее соединенных крышках 15 и 16) имеется отверстие фиксации 17 прямоугольного сечения. В верхней крышке 16 выполнено сквозное отверстие 18 под блокирующий штырь 1. В верхней крышке 16 выполнены также углубления 19 по форме рабочей части ригелей 7, 8. Соединение крышек 15 и 16 осуществлено преимущественно винтами 20 в количестве, например, четырех.
Противоугонное устройство работает следующим образом. В исходном состоянии ригели 7, 8 своей рабочей частью выступают за плоскость рабочей (нижней) части блокирующего штыря 1. В одном из вариантов приведения устройства в состояние блокировки, без использования ключа, вставляют блокирующий штырь 1 его рабочей частью в сквозное отверстие 18 муфты 2 до его полной фиксации в ней. При поступательном движении блокирующего штыря 1 ригели 7, 8 вжимаются вовнутрь него. Надежная фиксация блокирующего штыря 1 осуществляется за счет вхождения ригелей 7, 8 под воздействием пружины 9 в углубления 19 в верхней крышке 16. В другом варианте для приведения устройства в состояние блокировки используется ключ. Вставленный в штифтовый замковый механизм 3 ключ поворачивают против часовой стрелки, что фиксирует ригели 7, 8 в блокирующем штыре 1. При вставлении блокирующего штыря 1 в муфту 2 до отказа и отпускании ключа, под воздействием пружины 9 ригели 7, 8 входят в углубления 19 верхней крышки 16. Одновременно водило 10 поворачивается вокруг своей оси, что приводит ключ в исходное состояние.
Использование описанной конструкции узла ригелей 7, 8 с пружиной 9 обеспечивает надежную работу устройства и надежное противодействие криминальному открыванию. Вставление блокирующего штыря 1 в сквозное отверстие 18 описанным образом также способствует увеличению устойчивости устройства к взлому, облегчает пользование устройством и повышает надежность его фиксации в муфте 2. Выполнение отверстия фиксации 17 прямоугольной формы в его сечении позволяет жестко и надежно фиксировать муфту 2 на валах рулевого управления 14 разного диаметра.
Все это в совокупности повышает эксплуатационную эффективность противоугонного устройства, выполненного в соответствии с изобретением. Это достигается благодаря повышению удобства пользования и надежности работы устройства с одновременным повышением устойчивости к взлому или несанкционированному его отпиранию, а также повышению универсальности устройства (что позволяет использовать устройство без конструктивного изменения муфты 2 на транспортных средствах с различными диаметрами вала рулевого управления 14).
Формула изобретения
1. Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее блокирующий штырь, внутри торцевой части которого размещен снабженный защитным диском с фасонным отверстием под ключ и вставной защитной планкой штифтовой замковый механизм, связанный посредством снабженного плоским выступом водила со снабженными выборками двумя ригелями, расположенными внутри блокирующего штыря с возможностью их возвратно-поступательного перемещения с помощью возвратного пружинного элемента, и жестко зафиксированную на валу рулевого управления муфту с отверстием фиксации, состоящую из соединенных между собой нижней крышки и верхней крышки, в которой выполнена проточка под блокирующий штырь с углублениями по форме рабочей части ригелей, отличающееся тем, что отверстие фиксации в муфте выполнено прямоугольного сечения, а проточка под блокирующий штырь в ее верхней крышке выполнена в виде сквозного отверстия, соосного продольной оси муфты, при этом ригели, размещенные в нижней части блокирующего штыря с обеспечением возможности перемещения перпендикулярно валу рулевого управления, выполнены цилиндрическими, а выборки в них – поперечными, в первом из них выполнена цилиндрическая полость, в которую вставлен второй ригель, а пружина возвратного пружинного элемента расположена в цилиндрической полости первого ригеля между дном цилиндрической полости и торцом второго ригеля.
2. Противоугонное устройство для транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что муфта снабжена фиксатором, размещенным в резьбовом отверстии нижней крышки муфты, ввернутым до упора с валом рулевого управления.
3. Противоугонное устройство для транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что пружина возвратного пружинного элемента одним из концов вставлена в выполненное в торцевой части второго ригеля гнездо.
РИСУНКИ
|
|