(21), (22) Заявка: 2004113767/02, 07.05.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.05.2004
(45) Опубликовано: 27.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ТРЕТЬЯКОВ А.В. Резервы станов холодной прокатки. Металлургиздат, Свердловское отделение, 1962, с. 175-182. SU 1555004 A1, 07.04.1990. SU 1419765 A1, 30.08.1988. GB 1462629 A, 26.01.1977.
Адрес для переписки:
109428, Москва, Рязанский пр-кт, 8а, ОАО АХК “ВНИИМЕТМАШ”, ИРО, А.И. Шмыреву
|
(72) Автор(ы):
Родинков С.В. (RU), Орлов В.К. (RU), Гесслер Ю.В. (RU), Акимов А.Н. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество Акционерная холдинговая компания “Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения им. акад. Целикова” (ОАО АХК “ВНИИМЕТМАШ”) (RU)
|
(54) НЕРЕВЕРСИВНЫЙ СТАН ДЛЯ ПРОКАТКИ ТОНКИХ И ТОНЧАЙШИХ ЛЕНТ
(57) Реферат:
Изобретение относится к прокатному производству, точнее – к прокатке тонких и тончайших лент из стали и цветных металлов. Задача изобретения – повышение плоскостности лент. Нереверсивный стан для прокатки тонких и тончайших лент включает нажимной и натяжные механизмы, главный привод, предварительно взаимно прижатые друг к другу бочками опорные и рабочие валки, причем рабочие валки разного диаметра и один из них соединен с главным приводом. В соответствии с изобретением диаметр бочки приводного рабочего валка выполнен в 2…6 раз больше диаметра бочки неприводного рабочего валка. На бочке приводного рабочего валка по краям изготовлены бурты, расстояние между которыми выполнено по основанию на 10…15%, по вершинам на 15…20% шире прокатываемой ленты. Высоту буртов определяют в зависимости от технологических параметров прокатки и конструктивных размеров валка. Изобретение обеспечивает выравнивание поперечной разнотолщинности и создание условий для обжатия боковых кромок ленты без их пережатия. 4 ил.
Изобретение относится к металлургии, конкретно к производству листовой продукции, преимущественно к прокатке тонких и тончайших лент из стали и цветных металлов, и может быть использовано на предприятиях, производящих фольгу и тончайшие ленты.
Известен принятый в качестве аналога прокатный стан кварто, включающий натяжные устройства, рабочие валки разного диаметра и опорные валки, при этом приводными являются рабочий валок большего диаметра и опорный, на который опирается рабочий валок, меньшего диаметра. К рабочим валкам подводят разные моменты, позволяющие достигать большие вытяжки и уменьшать усилие прокатки (А.С. №738695, кл. В 21 В 1/00 от 05.06.80 г.).
Недостатком этого стана при прокатке тонких и тончайших лент, когда сплющивание рабочих валков больше толщины прокатываемой ленты, является значительное трение между боковыми не контактирующими с прокатываемой лентой участками бочек рабочих валков, ведущее к образованию дефектов на бочках рабочих валков и значительно ухудшающее качество кромок ленты, приводя к частым разрывам ленты на выходе.
Известен стан, принятый в качестве прототипа, где в клетях комбинированного стана с моталками применяют рабочие валки, отличающиеся друг от друга по диаметру. Верхняя часть валкового комплекта такого стана составляет половину стана кварто, включая большой рабочий валок и требуемый опорный, а нижняя часть представляет собой половину валкового комплекта многовалкового стана с рабочим валком малого диаметра (Третьяков А.В. Резервы станов холодной прокатки. Металлургиздат, Свердловское отделение, 1962 г. стр.175-182.).
Недостатком этого стана является существенная разница жесткостей верхней и нижней частей валкового комплекта, что ведет к нарушению плоскостности полосы и разнице вытяжек по ширине.
Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение плоскостности готовых лент путем естественного выравнивания вытяжек по ширине очага деформации в заданных условиях прокатки.
Достигаемый при этом технический эффект – обеспечение условий прокатки при пониженном уровне натяжений ленты и с пониженным числом обрывов на выходной стороне стана, а также с повышенным качеством в части точности геометрических размеров готовой ленты по ширине.
Поставленная задача и получаемый при этом технический эффект обеспечиваются тем, что нереверсивный стан для прокатки тонких и тончайших лент, включающий нажимной и натяжные механизмы, главный привод, предварительно взаимно прижатые друг к другу бочками опорные и рабочие валки, где рабочие валки разного диаметра и один из них соединен с главным приводом, причем диаметр бочки приводного рабочего валка выполнен в 2… 6 раз больше диаметра бочки неприводного рабочего валка и на бочке приводного рабочего валка по краям выполнены бурты, расстояние между которыми по основанию на 10… 15%, а по вершинам на 15… 20% шире прокатываемой ленты, при этом высота буртов составляет:
где h1 – выходная толщина прокатываемой ленты в мм;
Рбурта – усилие взаимного прижатия друг к другу рабочих валков по буртам приводного рабочего валка, тс· м;
L – длина бочки рабочих валков, мм;
А – расстояние между основанием буртов, мм;
– коэффициент пропорциональности, принимаемый равным 3,0 т/мм2 при стальных валках и равным 8,0 т/мм2 при твердосплавных валках, а
где М – крутящий момент на шпинделе приводного валка в тс· м;
D – диаметр бочки приводного валка в мм,
а диаметры бочек и шеек опорного валка для неприводного рабочего валка выполнены на 2… 10% больше, чем диаметры бочки и шеек опорного валка для приводного рабочего валка.
Предлагаемое изобретение представлено на фиг. 1… 4.
На фиг.1 показана схема нереверсивного стана для прокатки тонких и тончайших лент.
На фиг.2 показана конструкция и схема нагружения опорных и рабочих валков.
На фиг.3 показано продольное сечение, а на фиг.4 – вид в плане асимметричного обжатия подката h0=h1+ h + hM.
Предлагаемый стан включает: натяжные устройства на входе 1 и на выходе 2, рабочие валки, где неприводной малого диаметра 3 и приводной 4 большего диаметра в 2… 6 раз. Опорные валки для приводного рабочего валка 5 и с увеличенным по отношению к нему на 2… 10% бочкой и шейками, опорные валки 6 для неприводного валка малого диаметра. Нажимное гидравлическое устройство 7, предварительно прижимающее опорные и рабочие валки друг к другу.
На краях бочки приводного рабочего валка большого диаметра (см. фиг.2) выполнены бурты 8 согласно зависимостям (1) и (2). Расстояние между основаниями буртов “А” выполнено на 10… 15%, а между вершинами буртов на 15… 20% шире прокатываемой ленты. Длина бочки рабочих валков L и их диаметры, выполненные: для D – приводного – исходя из обеспечения требуемого сплющивания в месте контакта приводного рабочего валка и его опорного оп= , а для d – неприводного – исходя из обеспечения сплющивания p= -h1, достаточны для гарантированного сцепления приводного и неприводного рабочих валков при прокатке.
Работа предложенного стана производится следующим образом: исходный подкат от натяжного устройства на входе подается и зажимается в натяжном устройстве на выходе; рабочие валки неприводной малого диаметра и приводной большего диаметра и их опорные валки гидравлическим устройством предварительно нагружают раскат с усилием, равным Р=Рпр+Рбурта (где Рпр – усилие прокатки). Включают главный привод и производят асимметричную прокатку, где валок малого диаметра с большей степенью обжимает раскат из-за большей кривизны его дуги захвата lс.
Асимметрия обжатий создает растягивающие напряжения в очаге деформации за счет противоположной направленности сил трения очага деформации на контакте металла с приводным рабочим валком большего диаметра б и неприводного рабочего валка малого диаметра м (см. фиг.3).
Это растяжение металла равномерной по ширине величиной напряжения т производится между значительными, затрудняющими неравномерность вытяжек по ширине, зонами сплющивания (см. фиг.4): В’ВоСоС’ – в зоне выхода и АоА’D’Do – в зоне входа очага деформации, что в пластической зоне очага А’В’С’D’ 9 производит самовыравнивание вытяжек по ширине (плоскостность) за счет образования поперечных напряжений в, обеспечивающих перетекание металла по ширине.
Высокая точность равномерного по величине h1 (см. фиг.2) межвалкового зазора между рабочими образующими неприводного и приводного рабочих валков обеспечена равенством жесткостей приводного рабочего валка и его опорного и неприводного рабочего валка и его опорного увеличением на 2… 10% диаметров бочки и шеек на опорном валке для неприводного рабочего валка.
Способность в предложенном стане передавать крутящий момент за счет трения между буртами приводного валка и бочкой неприводного валка показана на частном примере.
Исходные данные: D=170 мм; d=80 мм; L=400 мм; В=205 мм; h1=0,25 мм; подкат h0=0,050 мм; Рпр=40 тc; h= h + hM=0,025 мм; l=1,25 мм.
1. Определяем момент прокатки М=Рпр· 1=40· 10-3· 1,25=0,05 тс· м.
2. Момент на каждом из валков
3. При коэффициенте трения =0,1 необходимое усилие на буртах передачи момента Мм составит:
4. Фактическое усилие прижатия Рбурта, определяемое по формуле (2):
5. В результате
что гарантирует требуемую работу стана.
Предложенный нереверсивный стан для прокатки тонких и тончайших лент позволяет естественным путем выравнивать поперечную разнотолщинность и создает предпочтительные условия для качественного обжатия боковых кромок без их пережатия. Эти особенности позволяют на предложенном стане получать высокоточные и планшетные ленты при значительном уменьшении числа обрывов лент по причинам некачественных кромок.
Формула изобретения
Нереверсивный стан для прокатки тонких и тончайших лент, включающий нажимной и натяжной механизмы, главный привод, предварительно взаимно прижатые друг к другу по бочкам опорные и рабочие валки, где рабочие валки разного диаметра и один из них соединен с главным приводом, отличающийся тем, что диаметр бочки приводного рабочего валка выполнен в 2…6 раз больше диаметра бочки неприводного рабочего валка и на бочке приводного рабочего валка по краям изготовлены бурты, расстояние между которыми равно по основанию на 10…15%, по вершинам на 15…20% шире прокатываемой ленты, при этом высота буртов, , составляет
где h1 – выходная толщина прокатываемой ленты, мм;
Рбурта – усилие взаимного прижатия друг к другу рабочих валков по буртам приводного рабочего валка, тс·м;
L – длина бочки валков, мм;
А – расстояние между основание буртов, мм;
– упругая постоянная материала валков, принимаемая равной 3,0 т/мм2 при стальных валках и 8,0 т/мм2 при твердосплавных валках, а
где М – крутящий момент на шпинделе приводного валка, тс;
D – диаметр бочки приводного валка, мм,
а диаметры бочек и шеек опорного валка для неприводного рабочего валка выполнены на 2…10% больше, чем диаметры бочки и шеек опорного валка для приводного рабочего валка.
РИСУНКИ
|