|
(21), (22) Заявка: 2004112985/02, 27.04.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
27.04.2004
(45) Опубликовано: 27.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ПОЛУХИН П.И. и др. Технология процессов обработки металлов давлением. М., Металлургия, 1988, с.226-231. RU 2028840 С1, 20.02.1995. SU 1258520 A1, 23.09.1986. SU 858955 A1, 30.08.1981. ЕР 1148956 В1, 31.10.2001.
Адрес для переписки:
455002, г. Магнитогорск, ул. Кирова, 93, ОАО “ММК”, Отдел рационализации, изобретательства и патентной работы, В.Г. Кузнецову
|
(72) Автор(ы):
Антипанов В.Г. (RU), Распопов А.Л. (RU), Корнилов В.Л. (RU), Карпов Е.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Магнитогорский металлургический комбинат” (RU)
|
(54) СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСОВОЙ СТАЛИ
(57) Реферат:
Изобретение относится к прокатному производству, в частности к технологии холодной прокатки полос на непрерывных станах. Задача, решаемая изобретением, – улучшение плоскостности холоднокатаного проката и уменьшение неравномерности износа валков. Способ заключается в последовательном обжатии металла в клетях непрерывного стана с приложением натяжений заданной величины в межклетевых промежутках. В соответствии с изобретением в середине указанных промежутков к полосе прикладывают дополнительные вертикальные усилия путем плавного изгиба ее поперечного сечения на участке, симметричном продольной оси полосы и шириной (0,60…0,67)В с максимальной стрелой прогиба на середине ширины этого участка, равной: где В и т – соответственно ширина прокатываемой полосы и ее исходный предел текучести в МПа; l – длина межклетевого промежутка, м; n – номер промежутка по ходу прокатки. Изобретение обеспечивает уменьшение поперечной разнотолщинности полосы, повышение равномерности износа по длине бочки валка.
Предлагаемое изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве холоднокатаной полосовой стали.
Такую сталь обычно производят на непрерывных станах холодной прокатки, содержащих от трех до шести клетей, путем последовательного уменьшения толщины полос и в качестве заготовки используют рулонную горячекатаную сталь. Современная технология холодной прокатки полос достаточно подробно описана, например, в книге В.Ф.Зотова и В.И.Елина “Холодная прокатка металла”, М., Металлургия, 1988, с.165-173. Прокатку на современных непрерывных станах ведут с обязательным приложением к полосе натяжений в межклетевых промежутках, а также перед первой и за последней клетями стана, что снижает давление металла на валки и общие энергозатраты.
Известен способ холодной прокатки, при котором величину межклетевого натяжения регулируют изменением числа оборотов рабочих валков, а постоянство межвалковых зазоров обеспечивают изменением толщины масляной пленки в подшипниках жидкостного трения опорных валков (см. япон. пат. кл. В 21 В 37/00, опубл. 20.06.75). Известен также способ непрерывной холодной прокатки, заключающийся в том, что после определенной степени деформации, зависящей от текущего соотношения величин От/ Ов, производят правку полосы изгибом с растяжением (см. а.с. СССР №1380813 кл. В 21 В 1/36, опубл. в БИ №10, 1988 г.).
Недостатком известных способов является поперечная разнотолщинность прокатываемых полос, а также повышенный износ средней по длине части бочек рабочих валков.
Действительно, исходная горячекатаная полосовая заготовка имеет, как правило, чечевицеобразное поперечное сечение (см., например, книгу С.П.Ефименко и В.П.Следнева “Вальцовщик листопрокатных станов”, М., Металлургия, 1980, с.52-54), которое сохраняется и в процессе холодной прокатки. В результате этого величина удельных (на единицу площади поперечного сечения полосы) натяжений в средней части по ширине полосы меньше, чем по краям, что приводит к повышенным удельным давлениям на этом участке.
Следствием такого явления становится неравномерный износ валков (он больше на средней части длины их бочек) и возможность появления волнистости на кромках прокатываемой полосы или даже их разрыв.
Наиболее близким аналогом к заявляемому объекту является способ (технология) холодной прокатки на непрерывном стане, описанная в книге под ред. П.И.Полухина “Технология процессов обработки металлов давлением”, М., Металлургия, 1988, с.226-231.
Эта технология состоит в последовательном обжатии металла в клетях непрерывного стана с приложением натяжений в межклетевых промежутках и характеризуется варьированием величины суммарного обжатия в зависимости от конечной толщины полосы и величиной удельных натяжений в диапазоне 20…30% от предела текучести (от) металла полосы.
Недостатком такой технологии также является поперечная разнотолщинность прокатываемых полос и неравномерный износ бочек валков.
Технической задачей предлагаемого изобретения является улучшение плоскостности полосового (листового) проката и уменьшение неравномерности износа валков станов холодной прокатки.
Для решения этой задачи в способе холодной прокатки полосовой стали, заключающемся в последовательном обжатии металла в клетях непрерывного стана с приложением натяжений заданной величины в межклетевых промежутках, в середине этих промежутков к полосе прикладывают дополнительные вертикальные усилия путем плавного изгиба ее поперечного сечения на участке, симметричном продольной оси полосы и шириной (0,60…0,67)В с максимальной стрелой прогиба на середине ширины этого участка, равной:
где В и т – соответственно, ширина прокатываемой полосы в мм и ее исходный предел текучести в МПа;
l – длина межклетевого промежутка, м;
n – номер промежутка по ходу прокатки.
Приведенная зависимость получена в результате обработки опытных данных и является эмпирической.
Сущность заявляемого технического решения заключается в приложении к среднему по ширине участку прокатываемой полосы дополнительного растягивающего усилия (натяжения) от действия вертикально направленной силы, которая вызывает поперечный изгиб средней части полосы и ее подъем на конкретную для данного стана и прокатываемого металла величину h.
В результате этого натяжение (в том числе удельное) середины полосы возрастает с соответствующим уменьшением давления металла на среднюю по длине часть бочки рабочих валков, что приводит к уменьшению величины их прогиба в вертикальной плоскости. Это, в свою очередь, во-первых, уменьшает поперечную разнотолщинность полосы и, во-вторых, делает более равномерным по длине износ бочки валков, т.е. предупреждается раскатка кромок полосы (с известными отрицательными последствиями) валками, у которых диаметр посредине бочки меньше, чем по ее краям.
Предлагаемый способ реализуется, например, с помощью ролика, устанавливаемого в середине каждого межклетевого промежутка непрерывного стана холодной прокатки (на некоторых станах в этих промежутках уже имеются роликовые измерители натяжения – см. рис.2 на с.301 книги Я.С.Финкельштейна “Справочник по прокатному и трубному производству”, М., Металлургия, 1975). Бочка ролика должна иметь криволинейную (например, параболическую) образующую, а ролик иметь возможность перемещения по вертикали на заданную величину.
Опытную проверку заявляемого способа осуществляли на пятиклетевом стане 1200 холодной прокатки ОАО “Магнитогорский меткомбинат”. С этой целью в промежутках между II-III и III-IV клетями стана были установлены ролики с параболической бочкой, длина которой была различной, в зависимости от ширины прокатываемых полос (эта ширина была в пределах 700…1000 мм).
Величина межклетевого промежутка у этого стана: l=4 мм; прокатывался металл с т=230…350 МПа с исходной толщиной 2,2…3,0 мм.
Наилучшие результаты (поперечная разнотолщинность в пределах 2% и наиболее равномерный износ по длине бочек валков при выходе проката I сорта в среднем 98,7%) получены при реализации заявляемого способа. Отклонения от рекомендуемых его параметров ухудшали качественные показатели прокатанных полос и увеличивали неравномерность износа рабочих валков.
Поперечная разнотолщинность и неравномерность износа валков возрастали с уменьшением h; при увеличении h на полосах начинала появляться коробоватость (волнистость средней по ширине части полосы). Аналогично увеличению h влияло и уменьшение длины бочки lб дополнительного ролика до (0,45…0,59)В. При lб>0,67В для получения положительного эффекта приходилось увеличивать межклетевое натяжение до неприемлемых величин: из-за увеличения скоростей валков последующих клетей возрастало их проскальзывание относительно поверхности металла с появлением рисок (царапин) и повышался износ рабочих валков.
Контрольная прокатка с использованием известной технологии дала выход I сорта до 97,5%, а поперечная разнотолщинность была в пределах 4-5% с увеличением неравномерности износа валков.
Таким образом, опытная проверка подтвердила приемлемость найденного технического решения для достижения поставленной цели и его преимущества перед известным объектом.
Технико-экономические исследования, проведенные в Центральной лаборатории контроля ОАО “ММК”, показали, что использование заявляемого способа при производстве тонколистовой холоднокатаной стали повысит выход проката I сорта с повышенной плоскостностью ориентировочно на 1,0…1,5% и продлит рабочую кампанию валков стана холодной прокатки не менее чем на 20%.
Пример конкретного выполнения
Холодная прокатка полос на четырехклетевом стане 2500 ведется с приложением вертикального усилия во всех межклетевых промежутках с l=4 м.
При ширине полос В=2000 мм усилие прикладывается на участке шириной 0,64В=0,64·2000=1280 мм с помощью бочкообразного ролика.
Для полос с т=350 МПа величины h в отдельных межклетевых промежутках стана должны быть:
между I-II клетями –
между II-III клетями –
между III-IV клетями –
Формула изобретения
Способ холодной прокатки полосовой стали, заключающийся в последовательном обжатии металла в клетях непрерывного стана с приложением натяжений заданной величины в межклетевых промежутках, отличающийся тем, что в середине указанных промежутков к полосе прикладывают дополнительные вертикальные усилия путем плавного изгиба ее поперечного сечения на участке, симметричном продольной оси полосы и шириной (0,60…0,67)В с максимальной стрелой прогиба на середине ширины этого участка, равной
где В и т – соответственно ширина прокатываемой полосы, мм, и ее исходный предел текучести, МПа;
l – длина межклетевого промежутка, м;
n – номер промежутка по ходу прокатки.
|
|