Патент на изобретение №2254831

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2254831 (13) C1
(51) МПК 7
A61F2/64
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003134156/14, 26.11.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

26.11.2003

(45) Опубликовано: 27.06.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 164098, 25.08.1964. SU 304946 A1, 01.01.1971. US 6610101 В2, 26.08.2003. US 6206933 B1, 27.03.2001. WO 02/24123 A1, 28.03.2002. WO 99/55261 A1, 04.11.1999.

Адрес для переписки:

141009, М.О. г. Мытищи, Олимпийский пр-т, 50, ООО “Метиз”

(72) Автор(ы):

Солоненко А.И. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “МЕТИЗ” (RU)

(54) ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С МЕХАНИЗМОМ ПОДТОРМАЖИВАНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к области медицинской техники, а именно к экзопротезам коленного сустава. Искусственный коленный сустав содержит бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения. Внутри сустава на его оси установлен механизм подтормаживания, включающий обжимной элемент, узел регулирования силы обжатия, включающий упругий элемент и регулировочный винт. Резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей. Механизм подтормаживания включает узел смазывания, охватывающий обжимной элемент и контактирующий с осью. Изобретение позволяет повысить реабилитационные возможности экзопротезов, удобство эксплуатации, обеспечить простоту и надежность конструкции искусственного коленного сустава с механизмом подтормаживания. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к искусственным коленным суставам, и может быть использовано при протезировании нижних конечностей.

Известно, что отсутствие в искусственном коленном суставе (далее – ИКС) средств для управления фазой переноса приводит к проблемам при ходьбе на протезе бедра. После заднего толчка пятка протеза поднимается выше, чем у здоровой ноги, что удлиняет время переноса протезированной конечности и усугубляет асимметрию движений. Кроме того, в конце фазы переноса имеет место сильное соударение рекурвационных элементов ИКС, приводящее к тенденции спадания приемной гильзы с культи и к бедродинамическому удару, оказывающему при длительной эксплуатации отрицательное воздействие на здоровье инвалида (см., например, Р.Баумгартнер, П.Ботта. Ампутация и протезирование нижних конечностей. Пер. с нем. М.: Медицина, 2002).

Наличие в ИКС средств, обеспечивающих управление фазой переноса, а именно механизмов подтормаживания голени, устраняет чрезмерное сгибание протеза в фазе переноса и снижает ударное воздействие на элементы ИКС от инерционных сил голени и ступни в момент полного разгибания протеза. Это позволяет приблизить время переноса протезированной конечности к норме, уменьшить динамическую асимметрию, снизить энергозатраты и уменьшить дискомфортность при ходьбе инвалида (Б.С.Фарбер и др. Теоретические основы построения протезов нижних конечностей и коррекции движения. Под ред. Б.С.Фарбера, кн. 2. М.: ЦНИИПП, 1994).

Существуют различные схемы построения таких механизмов. Так, известен ИКС бедра с подтормаживающим устройством (SU 0240178, Климов и др., 21.03.1969), в котором функция регулируемого подтормаживания реализуется посредством регулятора, выполненного в виде фрикционной серьги и винта, встроенного в ИКС. В другом изобретении – протезе бедра, реализующем указанную функцию, предусматривается подтормаживание голени за счет создания трения между подвижным и неподвижным элементами, размещенными на одной из осей шарнира (SU 0288858, Климов и др., 08.12.1970). В другом устройстве (RU 2043091 С1, Якобсон и др., 10.09.1995) подтормаживание 4-осного ИКС осуществляется посредством фрикционных и упругой шайб, сила сжатия которых между собой регулируется винтом. В известном 4-осном ИКС (модели 3R20 и 3R36 фирмы “Otto Bock”, см. техническое описание 647G72-3000-05.00-MD) введен другой механизм регулирования силы подтормаживания голени. В этом устройстве совмещены механизмы подтормаживания и вращения, однако при динамичной ходьбе происходит быстрый износ конических поверхностей скольжения-трения, приводящий к уменьшению сил подтормаживания, что требует дополнительного регулирования в процессе эксплуатации и может приводить к преждевременному нарушению работоспособности ИКС.

Наиболее близким аналогом к патентуемому является ИКС, содержащий бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания, установленный внутри сустава на оси и включающий обжимной элемент и узел регулирования силы обжатия, включающий регулировочный винт, причем резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей (SU 0164098, Плотник, 25.08.1964). Однако при совмещении механизмов вращения и подтормаживания поверхности скольжения-трения воспринимают как внутренние, так и внешние нагрузки (циклические – от веса инвалида и веса протеза, ударные – от инерционных сил, возникающие в момент полного разгибания протеза, и другие). Износу соприкасающихся поверхностей способствует сухое трение, так как все вышеуказанные устройства, в том числе и ближайший аналог, не предусматривают элементов для смазки поверхностей скольжения-трения. Кроме того, при каждом шаге, в момент перехода ИКС из состояния покоя в состояние вращения, происходит “срыв”, ощущаемый инвалидом как дискомфорт при ходьбе, что также связано с “сухим” трением, при котором, как известно, коэффициент трения покоя значительно выше коэффициента трения скольжения.

Задачей настоящего изобретения является создание ИКС с механизмом подтормаживания без указанных недостатков, а именно, свободного от воздействия внешних нагрузок и не требующего дополнительного регулирования, связанного с износом трущихся поверхностей в процессе эксплуатации.

Технический результат изобретения – повышение реабилитационных возможностей, удобство эксплуатации, простота и надежность конструкции – достигается тем, что искусственный коленный сустав содержит бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания. Механизм подтормаживания установлен внутри сустава на оси и включает обжимной элемент, узлы смазывания и регулирования силы обжатия. Узел регулирования силы обжатия выполнен в виде упругого элемента и регулировочного винта, при этом резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей, а узел смазывания охватывает обжимной элемент и контактирует с осью.

Сустав может характеризоваться тем, что обжимной элемент выполнен в виде двух колодок со стягивающими винтами, а также тем, что обжимной элемент выполнен в виде разрезной втулки.

Сустав может характеризоваться и тем, что узел смазывания содержит маслосодержащий элемент в кожухе и фитили в форме шайб, установленные на оси.

Сустав может характеризоваться также тем, что на внешних поверхностях колодок, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

Сустав может характеризоваться, кроме того, тем, что на внешних поверхностях разрезной втулки, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

Существо изобретения поясняется на чертежах, где:

на фиг. 1 изображена конструкция ИКС с подтормаживающим механизмом;

на фиг.2 – то же, что на фиг. 1, разрез по А-А;

на фиг.3 – механизм подтормаживания в разобранном состоянии;

на фиг.4, 5 – варианты выполнения обжимного элемента.

Принципы изобретения раскрываются на нижеприведенном примере четырехосного ИКС и могут быть применены как в моно-, так и в полицентрических ИКС различных модификаций.

ИКС содержит две основные составные части: бедренную часть 10, которая при изготовлении протеза соединяется с приемной гильзой бедра, и голенную часть 12, соединяемую с искусственной голенью. Части 10 и 12 связаны между собой механизмом 13 вращения, включающим в себя ось 14 и звенья 16. Ось 14 установлена в корпусе 18 бедренной части 10 на подшипниках 20 и неподвижно соединена со звеньями 16.

Механизм 21 подтормаживания (фиг.3, 4) представляет собой обжимной элемент 22, охватывающий ось 14, и выполненный в виде колодок 24 и 25, стянутых с одной стороны винтами 28, а с противоположной – через упругий элемент 30 и шайбу 31 с регулировочным винтом 32. Резьбовое отверстие для винта 32 может быть выполнено либо в промежуточной втулке 34, неподвижно соединенной с корпусом 18, либо непосредственно в корпусе 18. Упругий элемент 30 может быть выполнен в виде набора тарельчатых пружин, винтовой пружины сжатия, втулки из упругого материала и других подобных элементов. На поверхностях колодок 24, 25 имеются опорные площадки 36, 37. Площадки 36, 37 расположены с двух сторон паза 33 по направлению оси 14. Ширина площадок 36, 37 меньше диаметра винта 32. Такая конструкция предотвращает возможность возникновения изгибающего момента, действующего на винт 32, а также способствует стабильности регулировочных характеристик при серийном изготовлении.

Механизм 21 подтормаживания имеет узел смазывания, состоящий из маслосодержащего элемента 40 и двух фитилей-шайб 42, поджатых к обжимному элементу 22 посредством кожуха 44 и шайб 46 соответственно. В качестве иной формы выполнения обжимного элемента 22 возможно использование разрезной втулки 48 (фиг.5) с опорными площадками 50 и 51. Регулирование силы обжатия втулки 48 осуществляется через упругий элемент 30 винтом 32.

При ходьбе на протезе ось 14 вращается в корпусе 18 на подшипниках 20. Обжимной элемент 22 – колодки 24, 25 (фиг. 4) или разрезная втулка 48 (фиг.5) – обжимает ось 14 с определенным усилием, величина которого устанавливается регулировочным винтом 32 при индивидуальной настройке протеза. Для ослабленных инвалидов, у которых темп ходьбы медленный, усилие обжатия устанавливается небольшим, а для энергичных – значительным. Для исключения “сухого” трения соприкасающиеся поверхности смазываются фитилями-шайбами 42 из маслосодержащего элемента 40.

В патентуемом устройстве, в отличие от ближайшего аналога, функции вращения и подтормаживания реализуются различными механизмами, не связанными друг с другом. Поэтому механизм подтормаживания не воспринимает внешние нагрузки (циклические, обусловленные весом инвалида, ударные от инерционных сил и другие). Патентуемая конструкция при практическом протезировании позволит облегчить процессы индивидуальной настройки и регулирования ИКС, что дает возможность уменьшить динамическую асимметрию ходьбы на протезе и снизить энергозатраты инвалида.

Формула изобретения

1. Искусственный коленный сустав, содержащий бедренную и голенную части, связанные между собой механизмом вращения, имеющим по меньшей мере одну ось, и механизм подтормаживания, установленный внутри сустава на оси и включающий обжимной элемент и узел регулирования силы обжатия, включающий регулировочный винт, причем резьбовое отверстие под винт расположено в одной из упомянутых частей, отличающийся тем, что механизм подтормаживания включает узел смазывания, охватывающий обжимной элемент и контактирующий с осью, а узел регулирования силы обжатия включает упругий элемент.

2. Сустав по п.1, отличающийся тем, что узел смазывания содержит маслосодержащий элемент в кожухе и фитили в форме шайб, установленные на оси.

3. Сустав по п.1, отличающийся тем, что обжимной элемент выполнен в виде двух колодок со стягивающими винтами.

4. Сустав по п.3, отличающийся тем, что на внешних поверхностях колодок, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

5. Сустав по п.1, отличающийся тем, что обжимной элемент выполнен в виде разрезной втулки.

6. Сустав п.5, отличающийся тем, что на внешних поверхностях разрезной втулки, перпендикулярных оси регулировочного винта, выполнены опорные площадки, расположенные с обеих сторон от паза под винт и по направлению оси механизма вращения, причем ширина площадок меньше ширины паза.

РИСУНКИ


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 27.11.2005

Извещение опубликовано: 27.01.2007 БИ: 03/2007


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.02.2008

Извещение опубликовано: 20.02.2008 БИ: 05/2008


Categories: BD_2254000-2254999