Патент на изобретение №2254358
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(54) ПРИСАДКА К УГЛЕВОДОРОДНОМУ ТОПЛИВУ
(57) Реферат:
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к присадке, предназначенной для улучшения смазывающих свойств углеводородных топлив, в частности дизельных топлив. Присадка к углеводородному топливу содержит 80-99% сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-О-C2H4-N(R1)R2 (1), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2 – Н, -СН3, -C2H5, -C2H4OH или -C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5% эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 – Н, -C2H4OH или C2H4О(О)-C-R; 0,5-2% амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 – Н, R-C(O)- или – C2H4OH; R2 – Н или -C2H4OH. Присадка позволяет получать экологически чистые топлива с низким содержанием серы и обладающие высокими противоизносными свойствами. 4 табл.
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к присадке, предназначенной для улучшения смазывающих свойств углеводородных топлив, в частности дизельных топлив. Известно, что при снижении содержания серы в углеводородных топливах, в частности дизельных, значительно ухудшаются их смазывающие свойства, и требуется добавление в эти топлива противоизносных присадок. Отечественных противоизносных присадок, используемых в моторных топливах, нет. В реактивные топлива для этих целей вводится присадка К, представляющая собой нафтеновые кислоты, выделяемые из нефтей месторождений Баку. Среди импортных присадок допущены такие как Hitec-586 (для реактивных топлив) и Paradine-665 (для дизельных топлив). (А.М. Данилов. «Применение присадок в топливах для автомобилей», Москва, Химия, 2000, с.172-175). Из патентной документации известно, что для улучшения противоизносных свойств углеводородных топлив, например дизельных, вводят одноатомные C1-С5-алканолы и эффективное количество первичного нормального алифатического амина RNH2, где R-C8-C50 – алкил или – алкенил. (Патент США №4208190, С 10 L 1/18, 1/22, 1980 г.); продукт взаимодействия малеиновой кислоты и 2,5-димеркапто-1,3,4,-триазола в количестве 0,001-2% (Патент США №4880437, C 10 L 1/10, 1989 г.); продукт взаимодействия трет-аминоалканола, например триэтаноламина с соединением формулы R(OH)x, где R – алифатический радикал, х Известно также использование противоизносных присадок к дизельным топливам, представляющих собой один или более сложных эфиров монокарбоновой кислоты и моно- или полигидроксиспирта (Патент РФ №2161640, С 10 L 1/18, 2001 г.); смесь эфиров: а) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта и б) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта, содержащего по меньшей мере три гидроксильные группы, причем эфиры (а) и (б) различны (Патент РФ №2158750, C 10 L 1/18, 2000 г.); или композицию а) диспергатора парафинов – ацилированного соединения азота и карбоновой кислоты, или монокарбоновую кислоту, или эфир монокарбоновой кислоты и спирта, где кислота содержит 2-50 атомов углерода, а спирт содержит один или более атомов углерода (Патент РФ №2163251, C 10 L 1/18, 1/22, 2001 г.). Все предлагаемые присадки в качестве компонента, обеспечивающего смазывающие свойства, содержат эфиры многоатомных спиртов, в частности глицерина, который является дорогим дефицитным продуктом. Кроме того, некоторые из предлагаемых присадок имеют неудовлетворительную совместимость с моторными маслами. Наиболее близкой к заявляемой по составу и достигаемому результату является противоизносная присадка к топливу, представляющая собой смесь, содержащую 5-25% мас. сложного моноэфира глицерина R1-C(О)-О-CH2-CHO-CH2ОH или R1-C(O)-ОСН(СН2ОН)2, где R1 – алкильная цепь, содержащая от 8 до 24 атомов углерода, или моно- или полициклическая группа, содержащая от 8 до 60 атомов углерода; 35-75% мас. соединения формулы R2-C(О)-X, где R2 – линейная или слаборазветвленная насыщенная или ненасыщенная алкильная цепь, содержащая от 8 до 24 атомов углерода, Х – это углеводородный радикал C1-C8, при необходимости замещенный одной или несколькими группами сложного эфира, или производные первичных или вторичных аминов и алканоламинов алифатической углеводородной цепи, содержащей от 1 до 18 атомов углерода и 0,1-20% мас. сложного диэфира глицерина. Для получения указанных компонентов используются природные кислоты растительного или животного происхождения. (Патент РФ №2167919, С 10 L 1/22, 2001 г.) Недостатками известной присадки является невысокие противоизносные свойства, а также использование при ее получении дорогих дефицитных продуктов: глицерина и карбоновых кислот растительного или животного происхождения. Задачей изобретения является разработка присадки к малосернистому углеводородному топливу на основе доступных нефтяных или синтетических продуктов, обеспечивающей высокие противоизносные свойства и имеющей хорошую совместимость с моторным маслом. Для решения поставленной задачи предлагается присадка к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, отличающаяся от известных тем, что содержит 80-99% мас. сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-С(О)-О-С2Н4-N(R1)R2 (1), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2 – Н, -СН3, -С2Н5, -С2Н4ОН или C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5% мас. эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 – Н, -С2Н4OН или -C2H4О(О)-C-R; и 0,5-2% мас. амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R – изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 – H, -С2Н4OH или -C(О)-R, R2 – H или -С2Н4ОН. Предлагаемое сочетание компонентов, взятых в заявленном соотношении, является новым и позволяет получить эффективную противоизносную присадку к углеводородным топливам, кроме того, обладающую хорошей совместимостью с моторными маслами. Все продукты, используемые для получения компонентов предлагаемой присадки, не являются дефицитными, так как их выпуск освоен в промышленном масштабе. Для получения продуктов, используемых в качестве компонентов предлагаемой присадки, могут быть взяты такие алкилоламины, как: метилдиэтаноламин, диметилэтаноламин, диэтилэтаноламин, этилдиэтаноламин, триэтаноламин, диэтаноламин, моноэтаноламин. В качестве органических кислот можно использовать кислоты нефтяного происхождения: дистиллированные нафтеновые кислоты с кислотным числом 200-270 мг КОН/1 г (ДНК), асидолы или синтетические кислоты: высшие изомерные кислоты с молекулярной массой 250-450 (ВИК), олеиновую кислоту (ОК) и другие. Эфиры, эфирамиды и амиды формул 1, 2 и 3 получают известными методами: путем этерификации, переэтерификации или конденсации. Предлагаемая присадка может быть получена путем смешения входящих в ее состав компонентов: эфиров, эфирамидов и амидов монокарбоновой кислоты и алкилоламина в заявляемом соотношении или непосредственно путем конденсации смеси монокарбоновых кислот и смеси алкилоламинов, взятых в соотношениях, обеспечивающих получение присадки заявляемого состава. Для иллюстрации заявленного технического решения было приготовлено 5 образцов присадки, состав и характеристики которых приведены в таблицах 1 и 2. Приготовленные образцы были испытаны в малосернистом дизельном топливе, содержание серы в котором составляло 0,034%. Противоизносные свойства образцов присадки оценивали по методу ISO 12156 на приборе HFRR. Результаты испытаний приведены в таблице 3. Как видно из представленных данных, добавление предлагаемой присадки в низкосернистое дизельное топливо в концентрации 0,01-0,02% мас. значительно улучшает его смазывающие свойства. Совместимость присадки с моторным маслом (SAE 15 w-40cF-4/SF) оценивали по методу DGMK 531 1-А. В таблице 4 приведены результаты оценки совместимости с маслом для образца присадки по примеру 4. Представленные данные показывают, что предлагаемая присадка совместима с моторным маслом. Другие образцы присадки дают аналогичные результаты. Кроме дизельных топлив, предлагаемая присадка может быть использована для улучшения смазывающих свойств других углеводородных топлив, например судовых маловязких, реактивных и пр. Использование предлагаемой присадки позволит получать экологически чистые углеводородные топлива с низким содержанием серы, обладающие высокими противоизносными свойствами.
Формула изобретения
Присадка к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, отличающаяся тем, что она содержит 80-99 мас.% сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-О-C2H4-N(R1)R2 (1), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2– Н, -СН3, -С2Н5, -С2Н4ОН или -C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5 мас.% эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1-Н, -С2Н4ОН или C2H4О(О)-C-R; 0,5-2 мас.% амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1-Н,-С(О)-R, -С2Н4ОН; R2-Н или -С2Н4ОН.
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 20.02.2008
Извещение опубликовано: 27.12.2009 БИ: 36/2009
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||