|
(21), (22) Заявка: 2003108595/14, 25.03.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
25.03.2003
(43) Дата публикации заявки: 10.11.2004
(45) Опубликовано: 20.06.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2203621 C1, 10.05.2003. RU 2065736 C1, 27.08.1996. RU 2199352 C1, 27.02.2003. RU 2149624 C1, 27.05.2000. RU 2147447 C1, 20.04.2000. RU 2092150 C1, 10.10.1997.
Адрес для переписки:
190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, 9, НИИ ЛОР, патентоведу Т.В. Логиновой
|
(72) Автор(ы):
Скляров О.П. (RU), Склярова Т.Н. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи МЗ РФ (RU)
|
(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
(57) Реферат:
Способ относится к области медицины, а именно к логопедии. Регистрируют спонтанную речь пациента, выделяют сегменты речи по принципу «есть голос – нет голоса, определяют их длительность, среднюю величину Т, коэффициент их вариации std и оценивают эффективность или неэффективность проводимой коррекции. При этом спонтанную речь пациента регистрируют по меньшей мере трижды – в начале курса лечения, в середине и в конце и каждый раз определяют хаусдорфову размерность множества нормированных длительностей голосовых сегментов. Оценку эффективности коррекции выполняют в середине курса и в случае ее неэффективности проводят оценку динамики хаусдорфовой размерности в первой половине курса, затем для второй половины курса выбирают адекватный метод коррекции по правилу: в случае роста хаусдорфовой размерности концентрируют внимание пациента на собственной речи, а при падении хаусдорфовой размерности отвлекают внимание пациента от собственной речи. Способ позволяет повысить эффективность коррекции речи, что достигается за счет достоверности выбора метода коррекции. 10 ил.
Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может найти применение при профилактике и лечении заикания.
В настоящее время практически всегда используют одну методику коррекции заикания, а именно замедляют темп пациента (метод «тянутой» речи), что в благоприятных случаях приводит к редукции запинок [1, 2]. Однако такие случаи, как показывает практика, составляют не более 60-70%, а данная методика не позволяет в течение курса коррекции сделать вывод о том, насколько она эффективна для данного пациента.
До недавнего времени диагностику и оценку эффективности коррекции заикания проводили преимущественно при помощи учета выраженности заикания, используя неформальнные, субъективные критерии. Это не давало возможности достаточно точно проследить динамику темпоритмических характеристик речи пациентов и не позволяло объективно сравнивать эффективность различных методов коррекции заикания.
Известен способ оценки тяжести заикания, основанный на количественных измерениях, проводимых во временной структуре речевого сигнала, полученного при чтении [3]. Авторы используют коэффициент вариации длительностей гласных на плавных участках речи заикающихся, отбираемых экспертным путем. Эти участки подчиняются списку довольно жестких ограничений: они должны состоять, по крайней мере, из двух слов, быть трехслоговой длины. Слова, входящие в эти участки, должны начинаться или со стоп консонанты (например, русского “п”), или с фрикатива (например, «с»), или с так называемой смычной согласной (например, русского “т”). Первая и вторая форманты, т.е. резонансные частоты артикуляторного тракта, должны быть четко видны на спектрографе. Сегментные и словесные границы должны быть четко идентифицируемы на экране дисплея. После выделения сегментов измеряют длительность гласных, используя при этом только участок стационарности. При этом анализируемый сигнал получают при чтении стандартного текста, и пациент обязан произнести слова без артикуляционных ошибок.
Все перечисленное выше делает метод чрезвычайно сложным и трудоемким, при этом способ использует речь только при чтении стандартного текста и основывается на оценках эксперта. Все это делает невозможным широкое применение способа и исключает его использование при работе с малолетними детьми, не владеющими навыками чтения. Вопрос об эффективности используемого метода коррекции, а тем более вопрос о выборе эффективной методики остается при таком способе открытым.
Также известен способ оценки эффективности коррекции заикания [4], при котором регистрируют речь пациента при чтении стандартного текста. Сегментируют акустический сигнал по принципу «есть голос – нет голоса» (принцип «Voice/Unvoice»), т.е. в речевом сигнале выделяют эпохи, когда происходит колебание голосовых складок (Voice – есть голос, голосовые сегменты) и когда таких колебаний нет (Unvoice – нет голоса, не голосовые сегменты). Далее определяют длительности сегментов, причем используют их среднее значение Т (V/U-темп), а также величину коэффициента вариации std (аритмия) на объединении множеств голосовых и не голосовых сегментов. Эти значения определяют для здоровых лиц с нормальной речью и у заикающихся каждые 10-15 дней в процессе коррекции заикания. По этим параметрам строят кривые с координатами {T, std}. И по характеру кривой, полученной в процессе курса коррекции, по степени удаленности полученных точек {T, std} от нормы судят об изменении степени выраженности заикания.
Таким образом, способ основан на оценке темпоритмических характеристик на объединении голосовых и не голосовых сегментов, что позволяет анализировать весь сигнал, включающий как участки плавной речи, так и запинки. По этой причине отпадает надобность экспертных оценок по выделению участков плавной речи, что позволяет полностью избежать субъективности.
Недостатком данного способа является то, что он непригоден для детей раннего дошкольного возраста, у которых еще нет навыков чтения стандартного текста. Недостатком этого способа также является то, что вопрос о выборе методики коррекции заикания в случае установления неэффективности используемой методики остается открытым.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому способу является способ оценки эффективности логокоррекции заикания [5].
Способ оценки эффективности логокоррекции заикания состоит в том, что регистрируют спонтанную речь пациента, выделяют сегменты акустического сигнала по принципу «есть голос – нет голоса», определяют длительности только голосовых сегментов, их среднюю величину T, коэффициент их вариации std и степень отклонения точки с координатами {T, std} от нормы. В случае приближения точки к норме курс коррекции считают эффективным, в противном случае – неэффективным.
Использование спонтанной речи делает возможным применение способа у пациентов любого возраста, делает его пригодным для детей дошкольного возраста, у которых заикание, как известно, поддается наиболее радикальному исправлению.
Недостатком данного способа является то, что он также не дает возможности решить вопрос о выборе методики коррекции заикания в случае установления неэффективности используемой методики.
Технический результат, ожидаемый от настоящего изобретения, состоит в возможности выбора для конкретного пациента адекватного метода коррекции заикания в случае, если установлена неэффективность используемой методики путем оценки динамики дополнительного параметра, а именно хаусдорфовой размерности множества нормированных длительностей голосовых сегментов (далее х-размерность).
Для достижения указанного технического результата в способе оценки и выбора метода коррекции заикания, включающем регистрацию спонтанной речи пациента, выделение сегментов акустического сигнала по принципу «есть голос – нет голоса», определение множества длительностей голосовых сегментов, их средней величины Т, коэффициента их вариации std и степени отклонения траектории точки с координатами {T, std} от нормы, а также оценку эффективности коррекции и в случае приближения полученных величин к значениям нормы коррекцию оценивают эффективной, в противном случае – неэффективной, согласно изобретению, спонтанную речь пациента регистрируют, по меньшей мере, трижды, в начале курса, в середине и в конце, при этом каждый раз определяют дополнительный параметр, а именно x-размерность, а оценку эффективности коррекции выполняют в середине и при ее неэффективности анализируют динамику х-размерности в первой половине курса, затем для второй половины выбирают адекватный метод коррекции по правилу: в случае роста х-размерности концентрируют внимание пациента на собственной речи, а при падении х-размерности отвлекают его внимание от собственной речи.
Наличие отличительных признаков, а именно регистрация спонтанной речи пациента, по меньшей мере, трижды, в начале курса, в середине и в конце, определение при каждой регистрации дополнительного параметра, а именно х-размерности, оценка эффективности коррекции обязательно в середине курса, а при установлении ее неэффективности оценка динамики х-размерности в первой половине курса, выбор адекватной методики коррекции заикания по правилу: в случае роста х-размерности концентрируют внимание пациента на собственной речи, а в случае падения х-размерности отвлекают его внимание от собственной речи, свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «новизна».
Известно, что вербальный поток при спонтанной речи прерывается судорожными пролонгациями и паузами молчания, связанными, как правило, с гипертрофированным вниманием пациента к недостаткам собственной речи, обращением к невербальной памяти. С другой стороны, известно, что при недостаточной концентрации внимания речь пациента убыстрена, слова наезжают друг на друга, речь изобилует запинками-повторами звуков, слогов, частей слов, слов.
Однако отсутствие объективной оценки степени нарушения временной структуры речевого сигнала не позволяло дифференцировать эти случаи и применять адекватную методику коррекции. Так, в первом случае необходимо отвлечь внимание пациента от собственной речи. Во втором случае сконцентрировать его внимание на собственной речи.
Отсутствие такой дифференциации в диагностике приводило к следующему.
В случае правильно спланированного курса коррекционных мероприятий траектория точки {T, std}, соответствующая V/U-ритмике пациента, эволюционирует из зоны, соответствующей средней и тяжелой формам заикания (см. фиг.1а, область справа от вертикальной решетки, траектории точек Б. и О.), в область, соответствующую нормальной речи или близкую к ней.
Зачастую такая эволюция сопровождается достижением нормальных значений std, которые соответствуют плавной речи без запинок, за счет замедления темпа Т, т.е. достижением состояния так называемой «тянутой речи» (точка 2 на траектории С., соответствующая середине курса). Для придания речи пациента нормального темпа, когда точка {T, std} приходит в точку 3 на траектории С., нужна «адиабатическая доводка» темпа до нормы с помощью тех или иных коррекционных мероприятий в зависимости от положения текущей точки {T, std}. Если речь пациент остается без такой коррекции, траектория в конце курса лечения может оказаться в точке 3′, то есть пациент приобретет даже более тяжелую степень заикания, чем до коррекции.
Теоретической основой выбора адекватного метода коррекции является установленная в работе [6] связь хаусдорфовой размерности множества голосовых сегментов (как мы уже указывали выше х-размерности) с уровнем нейронной активности соответствующих нейронных отделов ЦНС в процессе речи.
В случае увеличения числа судорожных нарушений речи х-размерность снижается. Следовательно, снижается уровень нейронной речевой активности, заторможенной гипертрофированным вниманием говорящего к свой речи. Поэтому следует отвлечь внимание пациента от речи.
И, наоборот, в случае увеличения темпа речи, многократного увеличения повторов в речи, х-размерность увеличивается, следовательно, увеличивается уровень нейронной речевой активности. Это увеличение обусловлено малой заторможенностью этой активности со стороны внимания говорящего, недостаточности этого внимания, поэтому в этом случае показана дополнительная концентрация внимания пациента к его собственной речи.
Способ, запатентованный в ближайшем аналоге, позволяет определить степень отклонения речи пациентов от нормы по величинам стандартных отклонений голосовых сегментов. Степень приближения к норме или отдаления от нее кривой, характеризующей процесс изменения тяжести заикания в процессе логокоррекции, свидетельствует об ее эффективности. Если коррекция неэффективна, мы знаем об этом уже к середине курса, и методику необходимо изменить.
Как изменить методику, не навредив пациенту, помогает понять оценка динамики х-размерности. Регистрируя спонтанную речь в начале курса, к середине можно сделать вывод о том, растет или уменьшается х-размерность. Затем мы предлагаем один из двух взаимоисключающих методов, а именно или концентрируем, или отвлекаем внимание пациента от собственной речи.
Статистическая оценка эффективности использования модели ритмики при коррекции заикания показывает следующее.
На фиг.1b приведено сравнение относительного числа пациентов, выписываемых из клиники с нормальной речью, а также с плавной, но, может быть, замедленной речью, до внедрения программы сегментации на клинике и после внедрения. (Результаты приведены за полгода до внедрения и за полгода после). Как видно из приведенных на фиг.1b данных, внедрение результатов предлагаемой теории ритмики речи привело к увеличению числа пациентов с полной коррекцией речи на 19% с одновременным увеличением числа пациентов с плавной (но, может быть, замедленной) речью на 13%.
Кроме того, регистрация только спонтанной речи пациента обеспечивает применимость предлагаемого способа к коррекции заикания у детей, у которых еще не сложилось навыков чтения. Именно в этом возрасте, при правильной диагностике заикания, этот дефицит речи лучше всего корректируется вплоть до полного его устранения. Это как раз тот возраст, когда на фоне еще не установившихся навыков речеобразования могут возникать различные формы заикания, проявления которых нельзя отличить обычными способами диагностики от нерегулярностей речи, имеющих место вследствие ее недоразвития.
С другой стороны, именно в этом возрасте возможно полное исправление заикания, при правильной его диагностике, вплоть до полного его устранения. При сложившихся навыках чтения заикание, как правило, уже переходит в хроническую стадию, когда возможна лишь его коррекция с конечным временем ремиссии (в наиболее благоприятных случаях период ремиссии заключен между 12 и 18 месяцами).
Объективная диагностика заикания особенно важна при коррекционной работе с детьми, т.к. известно, что наиболее чревата последствиями неадекватная диагностика заикания в младшем дошкольном возрасте, так как надежно установлен факт возникновения так называемого “вторичного” заикания, когда у ребенка, у которого спонтанно прекратилось “первичное” заикание, развивается “вторичное” заикание под воздействием затянувшегося оказания терапевтических мероприятий [2].
Объективный способ коррекции заикания именно в детском возрасте имеет большое теоретическое и практическое значение. Как показано в работе [6], переход от заикания к нормальной речи и наоборот представляет собой пример критического поведения сложной физической системы в условиях сильной неравновесности. Установление закономерностей возникновения заикания у детей позволило бы описать критическое поведение такой важной для выживания человека, как биологического вида, сложной физической системы, как система речеобразования.
Из вышесказанного следует, что введенные отличительные признаки, в частности такой, как оценка динамики дополнительного параметра, хаусдорфовой размерности множества нормированных длительностей голосовых сегментов, в сочетании с известными признаками, а именно регистрацией спонтанной речи, выделением длительностей только голосовых сегментов, позволяют получить новый технический результат, то есть изменять методику коррекции при получении вывода о ее неэффективности еще в середине курса, предлагая один из двух взаимоисключающих методов, или концентрацию внимания, или отвлечение внимания пациента от собственной речи, что свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «изобретательский уровень».
Способ реализуется следующим образом.
Речь испытуемых фиксируют на магнитную ленту магнитофоном TEAC-200 фирмы «Fillips» с помощью отечественного электродинамического микрофона 82А-12 производства объединения «ЛОМО». Характеристики микрофона: частотный диапазон – 5-12000 Гц; чувствительность на частоте 1 кГц – 1.8 mV/Pa; направленность – кардиоидная.
Речевые сигналы оцифровывают стандартным компьютером типа «Pentium» в реальном времени. При этом используют блок предварительных усилителей входа-выхода и 12-разрядную плату АЦП-ЦАП с блоком предварительного усиления сигнала. Плата изготовлена Санкт-Петербургским ООО «Центр Речевых Технологий». Частота дискретизации сигнала – 10 кГц. Оцифрованные сигналы подвергают контрольному прослушиванию путем вывода с ЦАП на усилитель динамика, а также визуальному контролю с помощью программного пакета «Sound Development Tools», изготовленного тем же обществом.
С помощью программы сегментации определяют длительности голосовых сегментов в речи испытуемых и вычисляют среднее значение длительностей Т и безразмерный коэффициент вариации std указанных длительностей. Точку с координатами {T, std} наносят на планшет с соответствующими координатными осями. На этом планшете предварительно наносят компактную область точек {T, std}, соответствующих речи лиц без явной речевой патологии. По удаленности текущей в ходе коррекции точки {T, std} от области нормы производят текущую диагностику степени заикания и определяют эффективность его коррекции.
Далее для пояснения выполнения данного способа приводим оценки хаусдорфовой размерности множества длительностей голосовых сегментов.
Это множество называется V-ритмикой, а ее хаусдорфову размерность будем далее называть х-размерностью V-ритмики. Понятие хаусдорфовой размерности V-ритмики, элементы которой нормированы на максимальный элемент и поэтому определенной на единичном отрезке L=[0, 1], вводится по аналогии с хаусдорфовой размерностью множества точек, занимающих объем с линейным размером L [7]. Для того, чтобы вычислить размерность этого множества точек, расположенных в пространстве с размерностью D, это множество покрывается D-мерными непустыми ящиками со стороной l. Минимально требуемое число таких ящиков в одномерном случае будет , а в D-мерном случае: соответственно. Прологарифмировав, получаем, что D равно , деленному на сумму: . Поскольку логарифмом можно пренебречь по сравнению с логарифмом при малых , получаем для хаусдорфовой размерности произвольного множества точек, в том числе и множества V-ритмики как нормальной речи, так и речи при заикании, следующую формулу:
На практике вычисление хаусдорфовой размерности по определению неудобно. Более удобные оценки для размерности получают при использовании специальной конструкции, называемой размерностью Реньи , связанной с -ми степенями вероятности нахождения элемента ритмики в -ой по формуле [7]:
;
При из формулы (2) получаем
,
то есть размерность Реньи совпадает с хаусдорфовой размерностью , введенной с помощью формулы (1).
В силу того, что, в соответствии с формулой (2), размерность Реньи является монотонно убывающей функцией , соблюдается следующее неравенство:
,
причем это неравенство становится равенством только для однородного распределения элементов ритмики на отрезке [0, 1]. Нижняя граница размерности представляет собой выражение:
Это выражение с учетом того, что вероятность нахождения элемента ритмики в -ой ячейке размером представляется в виде
,
где – суммарное число элементов ритмики, а – число элементов ритмики в ячейке с номером , допускает свое вычисление из экспериментально измеренных V-ритмик.
На практике нижняя граница размерности V-ритмики получается как тангенс угла наклона прямой линейной регрессии для точек , получающихся при различных .
Конкретные вычисления, в соответствии с описанной процедурой, проводились следующим образом. Осциллограммы сигналов для нормальной речи (испытуемый K.Л. с нормальной речью на протяжении всего стандартного текста) и заикания (заикающийся испытуемый В.В. на протяжении всего текста) путем применения процедуры сегментации переводятся в дискретный набор сегментов. Затем паттерн длительностей V-сегментов разбивался на ячеек длиной . В каждой такой ячейке подсчитывается число сегментов фонации и определяется оценка вероятности в соответствии с формулой (6). Затем вычислялись пары точек для нормальной речи и заикания соответственно для разных . Далее строятся две линейные регрессии, одна для нормальной речи, другая для заикания. Результаты такой обработки представлены на фиг.2, где введено обозначение
Заявляемый способ иллюстрируется графиками и примерами.
Пример 1 (ноябрь 2001 г), Ж. Павел, 16 лет.
Диагноз клинический: заикание легкой степени на фоне умеренно выраженной эмоционально-обсессивной логофобии. Пациент доброжелателен, словоохотлив. Запинки пациент преодолевает без видимого напряжения. В первой половине курса применялись фармакологические средства транквилизирущего свойства (напр. Феназепам), формирование нижнедиафрагмального типа дыхания (что, как и следует, приводит к уменьшению речевой активности, т.е. к речевой концентрации на фоне отрицательной тенденции темпоритмических характеристик. См. 1-2.)*. Во второй половине курса производится формирование навыка синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (что приводит к отвлечению речевого внимания с изменением динамики темпоритмических характеристик на положительную, что и предписывается предлагаемым способом). При выписке отмечается улучшение (мед. Карта 24/2321).
*Здесь и всюду в скобках приводятся комментарии авторов предлагаемого способа.
Пример 2. (октябрь 2001), Ш. Кирилл, 11 лет.
Диагноз клинический: заикание тяжелой степени на фоне невробульбарной дизартрии. Наследственность отягощена по эпилепсии. Пациент активный, возбужденный, заикание тяжелое с выраженной судорогой языка и грубым расстройством речевого дыхания. Темп речи ускорен, ритм нарушен, наблюдаются эмболы. Первая половина курса: артикуляционная, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения. Постановка диафрагмального типа дыхания (что способствует концентрации речевого внимания, но, к сожалению, сопровождается отрицательной динамикой темпоритмических характеристик). Во второй части курса используются речевые игровые напряжения для снятия мышечного напряжения, работа над темпом и ритмом речи на шагах, то есть с привлечением двигательной активности. Проводится работа над координацией речи с движениями (перечисленный комплекс мероприятий позволяет отвлечь внимание пациента от речи, что приводит к положительной тенденции темпоритмических характеристик). При выписке отмечается улучшение (мед. Карта №21/1830).
Пример 3 (ноябрь 2001), Ц. Саша, 6 лет.
Диагноз клинический: неврозоподобное заикание на фоне невробульбарной дизартрии. Из заключения психоневропатолога при поступлении: мальчик активен, легко вступает в контакт. Запинки носят преимущественно клонический характер. В первой половине курса – постановка диафрагмального дыхания (что способствовало концентрации речевого дыхания – снижение х-размерности – на фоне отрицательной тенденции темпоритмических характеристик). Во второй половине курса нажатиями руки снижает симптоматику, проводятся занятия на координацию речи движениями рук и ног (т.е. отвлекающим речевое внимание приемом, что и предписано предлагаемым способом для исправления динамики темпоритмических характеристик на положительную). Но, в результате, мальчик говорит, что не понимает, зачем он здесь находится, к занятиям относится недостаточно сознательно. По выписке: улучшение (мед. Карта №49/2324).
Пример 4 (январь 2002). Г. Руслан, 15 лет.
Диагноз клинический: заикание на фоне стертой формы дизартрии. Мальчик активный, легко вступает в контакт, отмечается некоторая эмоциональная неустойчивость, импульсивность. На запинках не фиксируется. На начальном этапе было предпринято развитие речевого дыхания (что способствовало концентрации речевого внимания и, следовательно, понижению х-размерности на фоне отрицательной тенденции темпоритмических характеристик). Во второй половине работа над слитной речью, речевые игры привели к тому, что мальчик стал способен говорить без запинок (т.е. тактика отвлечения внимания – игры – помогла исправить тенденцию в динамике темпоритмических характеристик, как и предписывается предлагаемым способом. Однако повышенная х-размерность может привести к срывам, действительно, в медицинской карте отмечается, что на высоте эмоционального напряжения контролирует себя.
Пример 5 (ноябрь 2001). С. Даниил, 5 лет.
Неврозоподобное заикание на фоне гипоталамической дисфункции с нейроэндокринным синдромом. В анамнезе несовместимость крови матери и плода. В 2 года перенес приступ фебрильных судорог на фоне ОРВИ. Заикание очень тяжелое с судорожными сокращениями мышц мимической мускулатуры. Неврологический статус: макроцефалия. В плане: транскраниальная микрополяризация. Во второй половине курса было установлено, что координация речи с движениями правой руки неэффективна (то есть отвлечение внимания – неэффективно, по предлагаемому способу эффективен прием, концентрирующий речевое внимание), действительно, ребенку ближе ритм логического ударения в слове, после чего мальчик отмечает у себя улучшение речи. По выписке отмечено улучшение (мед. Карта №12/2361).
Пример 6. (май 2002). Н. Александр, 21 год.
Диагноз клинический: заикание крайне высокой степени, резко выраженная эмоционально-обсцессивная логофобия. Речевой статус: частые тоноклонические судороги во всем речевом тракте. Во второй половине проводилась работа над дыханием (что способствует концентрации речевого внимания, что и предписывается предлагаемым способом). При выписке отмечено улучшение (мед. Карта №49/1306).
Пример 7. (январь 2002). С. Костя, 15 лет.
Диагноз клинический: заикание средне-тяжелой степени. Темп речи ускорен. Присутствуют тоноклонические судороги. Логоневротическая сенситивность и повышенная эмоциональная откликаемость. Во второй половине курса пациент работает над темпом и ритмом речи на материале стихов, происходит формирование синхронизации речи с движениеми пальцев ведущей руки (что способствует отвлечению внимания, что и предписывается предлагаемым способом). При выписке отмечено улучшение (мед. Карта №3/19).
Пример 8 (январь 2002). Б. Сергей, 14 лет.
Диагноз клинический: заикание сильной степени. Осмотр психоневролога: Часто возникающие запинки преодолевает со значительным напряжением, диагноз: заикание тяжелой степени, ситуационная логофобия. Во второй половине курса: формирование навыка синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (т.е. проводится отвлечение внимания от речи, что и предписывается данным способом). При выписке отмечено улучшение (мед. карта №35/2604).
Таким образом, предлагаемый способ обладает следующими преимуществами:
– его применение позволяет произвести диагностику заикания, получить оценку эффективности того или иного курса коррекции заикания по спонтанной речи и без применения субъективных суждений, а основываясь на объективной диагностике состояния темпоритмических характеристик в ходе коррекции, выбрать адекватную методику коррекции заикания;
– длительность обследования пациента практически соответствует длительности спонтанной речи (принцип «реального времени»), что имеет важное значение при терапии детей младшего возраста;
– способ абсолютно не инвазивен, то есть не сопряжен с использованием каких-либо транквилизаторов и опасных воздействий типа электростимуляции мозга;
– способ позволяет быстро проводить массовое обследование детей и взрослых с целью диагностики темпоритмических нарушений, характерных для заикания и выбора правильного курса коррекции заикания.
Предлагаемый способ обеспечивает технический результат и может быть осуществлен с помощью известных в технике средств.
Из вышесказанного следует, что заявляемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость».
ЛИТЕРАТУРА
2. Story R.S. et al., (1996), Haskins Laboratories Status Report on Speech Research, SR-121, 1-21.
5. Заявка на изобретение №2001134158/14(036774) от 19.12.2001, МПК7 А 61 B 8/00, А 61 B 5/00, A 61 F 5/58, «Способ оценки эффективности логокоррекции заикания», авторы: Скляров О.П. и др., решение о выдаче патента от 12.11.2002.
7. Шустер Г. Детерминированный хаос: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 240 с.
Формула изобретения
Способ оценки и выбора метода коррекции заикания, включающий регистрацию спонтанной речи пациента, выделение сегментов акустического сигнала по принципу «есть голос – нет голоса», определение длительностей голосовых сегментов, их средней величины Т, коэффициента их вариации std и степени отклонения точки с координатами {Т, std} от нормы, а также оценку эффективности коррекции, а именно, при приближении полученных величин к значениям нормы коррекцию оценивают эффективной, в противном случае – неэффективной, отличающийся тем, что спонтанную речь пациента регистрируют по меньшей мере трижды – в начале курса, в середине и в конце, при этом каждый раз определяют дополнительный параметр, а именно, хаусдорфову размерность множества нормированных длительностей голосовых сегментов, а оценку эффективности коррекции выполняют в середине курса и, в случае ее неэффективности, проводят оценку динамики хаусдорфовой размерности в первой половине курса, затем для второй половины курса выбирают адекватный метод коррекции по правилу: в случае роста хаусдорфовой размерности концентрируют внимание пациента на собственной речи, а при падении хаусдорфовой размерности отвлекают внимание пациента от собственной речи.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.03.2008
Извещение опубликовано: 27.03.2010 БИ: 09/2010
|
|