Патент на изобретение №2153591
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПЛОСКОЕ СОПЛО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ
(57) Реферат: Сопло предназначено для использования в двигателях сверхзвуковых транспортных самолетов пониженной шумности. Сопло содержит центральное тело с подвижными закритическими трактовыми панелями и неподвижной частью, боковые стенки, две внешние подвижные створки. Боковые стенки сопла и торцы центрального тела в местах скрепления его с боковыми стенками выполнены с окнами, сообщающими внутреннюю полость центрального тела с атмосферой. Створки подключены к силовым цилиндрам. Неподвижная передняя часть центрального тела оборудована рядами регулируемых элементов эжекции воздуха и цилиндрическим переходником-вытеснителем. Передние кромки внешних створок снабжены поворотными козырьками для турбулизации наружных пограничных слоев. Такие конструктивные особенности позволяют существенно снизить уровень шума на взлете сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения. 5 з.п.ф-лы, 7 ил. Изобретение относится к газотурбинной технике и может быть использовано на многофункциональных плоских соплах турбореактивных двигателей с реверсированием тяги, преимущественно, сверхзвуковых транспортных самолетов пониженной шумности на взлете. Известны плоские сопла, имеющие переходный участок от круглого сечения газового тракта за турбиной, к прямоугольному перед соплом, боковые оживальные стенки, неподвижные верхнюю и нижнюю стенки и клиновидное центральное тело изменяемой геометрии с его приводным механизмом (см. патент США N 1241876 по классу 239/265.27 за 1980 г. и обзор ЦАГИ иностранной печати: “Проблемы компоновки реактивных сопел на современных сверхзвуковых самолетах, часть III, сопла ВРД в компоновке с хвостовыми частями самолетов” N 546, 1979 г., фиг. 154, стр. 147). Эти сопла по сравнению с обычными осесимметричными соплами имеют внутренние потери тяги на форсажных режимах почти на 1% выше. Кроме того, уровень интенсивности шумов, создаваемого струями, вытекающими из таких сопел, особенно в момент взлета и посадки недопустим по международным нормам, особенно для гражданских самолетов. Указанные недостатки частично устранены в многофункциональных плоских соплах, обеспечивающих в момент взлета и посадки снижение уровня шума и реверсивную тягу при посадке. Известное плоское сопло (см. заявку ФРГ N 4114319 по кл. F 02 K 1/34 за 1994 г. , фиг. 11 – 17) имеет центральное тело, закрепленное на верхних и нижних полых ребрах, по которым производится подача воздуха из воздухозаборника самолета во внутреннюю полость центрального тела и которые установлены на корпусе выхлопного устройства. Законцовка центрального тела выполнена в виде узкой плоской щели, образуемой верхней и нижней выхлопными короткими створками. Воздух, выходящий из полости центрального тела, подмешиваясь к основному потоку, способствует уменьшению шума газовой струи. Снаружи газовый поток формируется двумя боковыми стенками и верхней и нижней подвижными стенками, каждая из которых состоит из трех панелей, причем средние панели снабжены рядами поворотных лотковых смесительных элементов и имеют возможность перекрытия газового тракта путем сдвига их задних концов средних панелей до упора в прикрытые выхлопные створки центрального тела. Такое их положение при открытых передних створках обеспечивает получение реверсивной тяги. Воздух для подачи в лотковые элементы подводится к ним сверху и снизу из воздухозаборника самолета, причем забор воздуха в центральное тело осуществлен из байпасных каналов воздухозаборника. Применение известного плоского сопла требует увеличенного проходного сечения воздухозаборника, учитывающего кроме расхода воздуха через рабочие контура двигателя и дополнительный расход воздуха, идущий на подмешивание воздуха через лотковые смесительные элементы и через центральное тело. Такая компоновка ведет к переутяжелению всей силовой установки. Кроме того, такое плоское сопло переутяжелено и переразмерено за счет наличия сложных и длинных верхней и нижней подвижных стенок. Наличие двух рядов лотковых элементов и ребер крепления центрального тела приводит к большим потерям полного давления газа в тракте двигателя, т.е. тяги и также к дополнительному увеличению массы силовой установки. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение заключается в создании малошумящего сопла, обеспечивающего при упрощенной конструкции на режиме взлета международные нормы по шуму при существенном снижении массы и габаритов. Поставленная задача решается тем, что в плоском сопле с полым центральным телом боковые стенки сопла и торцы центрального тела в местах скрепления его с боковыми стенками выполнены с окнами, сообщающими внутреннюю полость центрального тела с атмосферой. Варианты решения задачи описаны в последующих пунктах формулы изобретения. В частности, в них указано, что приводной механизм закритических панелей установлен на хвостовой панели, расположенной в горизонтальной плоскости симметрии сопла и скрепленной по ее концам с боковыми стенками сопла, что неподвижная закритическая часть центрального тела в месте стыковки с поворотными панелями снабжена рядами регулируемых элементов эжекции, что верхняя и нижняя внешние створки в их закритических частях включают ряды регулируемых элементов эжекции наружного воздуха, что передние кромки внешних створок снабжены поворотными козырьками и, что центральное тело включает цилиндрический переходник – вытеснитель. Предложенное плоское сопло, представляющее собой сопло внешнего расширения, позволяет, при получении хороших тяговых характеристик, уменьшить габариты и массу выхлопного устройства и решить проблемы снижения уровня шума на взлете сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения. Настоящее изобретение будет описано более полно при помощи нижеследующих фигур чертежа. На фиг. 1 изображено схематически плоское сопло с центральным телом на взлетном режиме полета самолета; на фиг. 2 – элемент 1 на фиг. 1; на фиг. 3 – вид А на фиг. 1; на фиг. 4 – плоское сопло на сверхзвуковом крейсерском режиме; на фиг. 5 – плоское сопло с центральным телом на режиме реверсирования тяги; на фиг. 6 – вариант выполнения плоского сопла с регулируемыми окнами эжекции наружного воздуха на внешних створках сопла; на фиг. 7 – аксонометрическое изображение плоского сопла на взлетном режиме. Плоское сопло с центральным телом включает две неподвижные боковые стенки 1 и подвижные верхнюю 2 и нижнюю 3 внешние створки с внутренней акустической облицовкой. Верхняя створка установлена на осях вращения 4; на аналогичных осях установлена и нижняя створка. Каждая передняя кромка 5 внешних створок снабжена поворотным на осях 6 козырьком 7. Данный козырек имеет возможность фиксации в трех положениях: положении турбулизации пограничного слоя, когда кончик 8 козырька выступает над контуром 9, убранном положении, когда кончик 8 установлен в гнездо 10 и в положении при реверсировании тяги, когда кончик 8 установлен в крайнее левое положение. Каждая внешняя створка также снабжена парой силовых цилиндров 11 с закреплением одним концом на створке, а другим – на профильном силовом фланце 12. Обе боковые створки 1 содержат окна 13, снабженные регулируемыми створками 14 и скреплены между собой полым клиновидным центральным телом 15. Центральное тело выполнено с внешней акустической облицовкой из неподвижной передней части 16 в двух подвижных закритических трактовых панелей 17. Каждая панель 17 установлена на осях 18 и при повороте имеет возможность образования их хвостовыми участками 19 двумерного центрального канала 20. Приводной механизм панелей 17 состоит из двух силовых цилиндров 21 с системой рычагов 22, которые расположены в окнах 23 хвостовой панели 24, а сама панель установлена в горизонтальной плоскости симметрии 25 сопла и скреплена по ее концам со стенками 1. Передние концы панелей 17 снабжены системой поводков 26 с возможностью образования в одном из крайних положений продольной щели 27. Акустически обработанная неподвижная передняя часть центрального тела 16 по своим торцам 28 скреплена с боковыми стенками 1 по форме она выполнена, преимущественно, с острым углом раствора ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.09.2000
Номер и год публикации бюллетеня: 2-2003
Извещение опубликовано: 20.01.2003
|
||||||||||||||||||||||||||