|
(21), (22) Заявка: 2004100774/28, 08.01.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
08.01.2004
(45) Опубликовано: 27.05.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 151695 A1, 01.10.1962. RU 2002203 С1, 30.10.1993. SU 93692 A1, 01.01.1952. SU 1749695 A2, 23.07.1992. DE 1142184 А, 10.01.1963. GB 448670 A, 12.06.1936.
Адрес для переписки:
644005, г.Омск, ул. Избышева, 3, корп.2, а/я 3919, ГУП Центр “ТРАНСПОРТ” МПС РФ
|
(72) Автор(ы):
Должиков С.Н. (RU), Соловьев Ю.В. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Государственное унитарное предприятие Центр внедрения новой техники и технологий “ТРАНСПОРТ” (RU), Должиков Сергей Николаевич (RU), Соловьев Юрий Васильевич (RU)
|
(54) ЛИНЕЙНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ
(57) Реферат:
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей колесно-буксовых узлов железнодорожного подвижного состава. Сущность: линейный измеритель содержит параллельные штоки 1, поперечную балку 2 с закрепленньм в средней части указателем 5 и внутренние пары 3, средние пары 7 и крайние пары 8 измерительных кареток. Внутренние пары измерительных кареток размещены с возможностью перемещения на концах балки. Кроме того, измеритель содержит две опоры 12, закрепленные на балке симметрично указателю, поверхности которых параллельны оси балки, и две консоли 11, закрепленные к штокам параллельно оси балки, на каждой из которых размещены с возможностью средняя измерительная каретка 7 и крайняя измерительная каретка 8. При этом, штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, а контактные стержни 9 и 10 выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности. Технический результат: упрощение конструкции и расширение функциональных конструкций. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля рабочих поверхностей железнодорожных колесно-буксовых узлов подвижного состава.
Известен штангенциркуль по А.С. СССР №879257, G 01 В 3/20, содержащий штангу со шкалой и размещенные на ней с возможностью перемещения две рамки с нониусом и измерительными губками.
Наиболее близким по назначению и техническому решению является стенд для измерения элементов колесной пары по А.С. СССР №151695, G 01 В 3/14, снабженный печатающим устройством и выполненный в виде рамы с роликами, поддерживающими колесную пару, и с установленными на раме стойками, по которым перемещается поперечная балка, несущая измерительные головки с электроконтактными датчиками.
Стенд такой конструкции автоматизирует процесс измерения и записи результатов. Недостатком является его конструктивная сложность и ограниченное применение. Наличие роликов, пневмоцилиндров, противовесов требует организации стационарного рабочего места, дополнительных затрат на его обслуживание, кроме того, стенд не предназначен для контроля колесной пары в сборе с буксами.
Целью создания изобретения является упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей инструмента.
Поставленная цель достигается тем, что линейный измеритель выполнен с параллельными штоками, расположенными на концах поперечной балки и установленными подвижно во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, и дополнен двумя опорами и двумя консолями. При этом обе опоры закреплены на поперечной балке, имеют параллельные оси балки поверхности и размещены симметрично относительно указателя середины оси, а обе консоли закреплены к штокам параллельно оси балки и на каждой консоли размещены с возможностью перемещения средняя и крайняя измерительные каретки, контактные стержни которых выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена симметричная половина линейного измерителя.
Линейный измеритель содержит параллельные штоки 1, поперечную балку 2, несущую внутренние измерительные каретки 3 с фиксатором 4, и закрепленный в средней части указатель 5 с конусом 6. Внутренние измерительные каретки размещены с возможностью перемещения на концах балки, а средние 7 и крайние 8 измерительные каретки выполнены с контактными стержнями 9 и 10 и размещены с возможностью перемещения на консолях 11, закрепленных к штокам параллельно оси балки. Кроме того, на поперечной балке закреплены две опоры 12, размещенные симметрично относительно указателя, и имеющие параллельные оси балки поверхности, а штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем, при этом контактные стержни 9 и 10 выполнены с измерительными элементами, расположенными со стороны контролируемой поверхности.
Измерение линейных размеров колесно-буксового узла осуществляются следующим образом.
Конус 6 указателя 5 устанавливают поворотом оси колесной пары на ее середину в точку, отмеченную керном, совмещая при этом поверхности опор 12 с гребнями бандажей.
Для измерения размера от центра оси до поводков буксового узла вначале поворачивают поводки букс в контролируемое положение, а затем перемещают поочередно измерительные каретки 7 по консолям 11 до упора контактных стержней 9 с рабочими гранями поводков букс.
Для определения расстояния от середины оси до других посадочных поверхностей колесно-буксового узла, например до внутренних граней бандажей, до наружных торцов оси, до лабиринтных колец буксовых узлов, измерения производят аналогично с применением измерительных кареток 7 и 8, совмещая при этом измерительные элементы контактных стержней 9 и 10 с контролируемыми поверхностями.
Размеры от середины оси до контролируемых поверхностей определяют по показаниям нониусов, точность сборки узла определяют по разнице полученных измерений и их соответствию номинальным значениям.
Предложенный линейный измеритель испытан в производственных условиях.
Испытания показали, что он обеспечивает точность измерений и возможность производить одним инструментом контроль четырех основных показателей симметричности сборки колесно-буксового узла относительно середины оси колесной пары, позволяет обеспечить в дальнейшем точную центровку контролируемого узла относительно железнодорожного полотна.
Предложенный линейный измеритель отличается простотой конструкции, не требует стационарного рабочего места для контроля, позволяет быстро производить соответствующие контрольные операции, отличается универсальностью и удобен для контроля в любом положении колесно-буксового узла.
Линейный измеритель позволяет предотвратить преждевременный износ рабочих поверхностей колесных пар и буксовых узлов и выход их из строя, и обеспечивает безопасность эксплуатации подвижного состава на железных дорогах.
Формула изобретения
Линейный измеритель, содержащий параллельные штоки, поперечную балку с закрепленным в средней части указателем, внутренние средние и крайние пары измерительных кареток, внутренние из которых размещены с возможностью перемещения на концах балки, отличающийся тем, что он дополнен двумя опорами, закрепленными на балке симметрично указателю, поверхности которых параллельны оси балки, и двумя консолями, закрепленными к штокам параллельно оси балки, на каждой из которых размещены с возможностью перемещения средняя и крайняя измерительные каретки, причем штоки установлены во внутренних измерительных каретках с возможностью перемещения и фиксации в плоскости, общей с указателем.
РИСУНКИ
PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
(73) Патентообладатель(и):
Федеральное государственное унитарное предприятие Центр ведения новой техники и технологий “Транспорт”, Должиков Сергей Николаевич, Соловьев Юрий Васильевич
(73) Патентообладатель:
Должиков Сергей Николаевич
(73) Патентообладатель:
Соловьев Юрий Васильевич
(73) Патентообладатель:
Открытое акционерное общество “Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта”
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 03.09.2007 № РД0025947
Извещение опубликовано: 10.10.2007 БИ: 28/2007
|
|