|
(21), (22) Заявка: 2003124326/06, 04.08.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
04.08.2003
(45) Опубликовано: 27.05.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2121082 C1, 27.10.1998. SU 1746078 A1,07.07.1992. SU 1375863 A1, 23.02.1988. DE 3230511 A1, 09.02.1984. FR 2323042 A1, 01.04.1977. US 5403150 A, 04.04.1995.
Адрес для переписки:
614990, г.Пермь, ГСП, Комсомольский пр-т, 93, ОАО “Авиадвигатель”, отдел защиты интеллектуальной собственности
|
(72) Автор(ы):
Тункин А.И. (RU), Кузнецов В.А. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество “Авиадвигатель” (RU)
|
(54) СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к статорам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и экономичности газотурбинного двигателя путем увеличения эффективности системы управления радиальными зазорами. Сущность изобретения заключается в том, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя с внутренним корпусом, связанным с наружным корпусом двумя упругими элементами, и полостью обдува, согласно изобретению полость обдува ограничена упругим элементом, конической и цилиндрической перфорированной перегородками, при этом I/h=0,1…1,5, где I – расстояние между конической перегородкой и другим упругим элементом, h – расстояние между цилиндрической перфорированной перегородкой и наружной поверхностью внутреннего корпуса. 2 ил.
Изобретение относится к статорам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известен статор компрессора газотурбинного двигателя ТРДД-36 [1].
Недостатком такой конструкции является ее низкая экономичность из-за отсутствия системы регулирования радиальных зазоров между статором и ротором.
Наиболее близким к предложенному изобретению является статор компрессора газотурбинного двигателя с системой управления радиальными зазорами между статором и ротором путем обдува внутреннего корпуса через перфорированную перегородку [2].
Недостатком статора компрессора, принятого за прототип, является низкая экономичность из-за недостаточной эффективности системы управления радиальными зазорами, так как радиальное перемещение внутреннего корпуса при управлении радиальными зазорами в нем происходит за счет упругой деформации упругих элементов, соединяющих внутренний и наружный корпуса.
Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и экономичности газотурбинного двигателя путем увеличения эффективности системы управления радиальными зазорами.
Сущность изобретения заключается в том, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя с внутренним корпусом, связанным с наружным корпусом двумя упругими элементами, и полостью обдува, согласно изобретению полость обдува ограничена упругим элементом, конической и цилиндрической перфорированной перегородками, при этом I/h=0,1…1,5, где
I – расстояние между конической перегородкой и другим упругим элементом,
h – расстояние между цилиндрической перфорированной перегородкой и наружной поверхностью внутреннего корпуса.
Эффективность системы управления радиальными зазорами заключается в снижении расхода охлаждающего воздуха для изменения радиального зазора между статором и ротором. Заявляемая конструкция позволяет осуществлять обдув холодным воздухом упругих элементов совместно с внутренним корпусом статора компрессора, при этом температурная деформация упругих элементов приближается к температурной деформации внутреннего корпуса при минимальной их упругой деформации, поэтому нагрузка на болты крепления не превышает допустимую.
Соотношение I/h выбирают равным 0,1-1,5, исходя из требований сборки и оптимизации охлаждения, т.е. достаточного охлаждения упругого элемента при протекании воздуха, а также минимизации гидравлического сопротивления каналов.
При <0,1 будет резко увеличиваться гидравлическое сопротивление канала, соединяющего коническую перегородку и упругий элемент.
При I/h>1,5 ухудшится охлаждение упругого элемента воздухом.
На фиг.1. показан продольный разрез статора компрессора газотурбинного двигателя, на фиг.2. – элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.
Статор 1 компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружных корпусов 2 и 3, связанных при помощи упругих элементов 4 и 5, 6 и 7 соответственно. По условиям сборки, для обеспечения подхода к болтам 10, наружный корпус 3 выполнен с продольным разъемом 11. Наружный корпус 2 выполнен без продольного разъема и ограничивает совместно с упругим элементом 5, перфорированной цилиндрической перегородкой 12 и конической перегородкой 13 кольцевую замкнутую полость обдува 14, соединенную на входе через трубу 15 с промежуточной ступенью компрессора (не показано), а на выходе через отверстия 16 – с полостью сброса 17 и далее через пазы 18 – с атмосферой, или с наружным контуром двигателя (не показано). Поверхность 19 внутреннего корпуса 8 обдувается струями воздуха 20, проходящего через отверстия 16 в полость сброса 17. Отработанный воздух далее поступает в полость 21. Упругий элемент 5 образует с перфорированной перегородкой 12 щелевую полость 22. Корпус 8 связан с упругими элементами 4 и 5 с помощью болтов 23 и 24.
Работает данное устройство следующим образом.
При работе двигателя в полость обдува 14 по трубе 15 из-за промежуточной ступени компрессора (не показано) подается охлаждаемый воздух 20, который, протекая в полости 14 и щелевой полости 22, охлаждает упругий элемент 5. Далее, через множество отверстий 16 в перфорированной перегородке 12 воздух струями натекает на внутреннюю поверхность 19, охлаждая внутренний корпус 8.
Отработанный воздух из полости 17 поступает в полость 21, охлаждая упругий элемент 4, и далее истекает через пазы 18 в атмосферу.
Так как упругие элементы 4 и 5 термически деформируются совместно с внутренним корпусом 8, то нагрузка на болты 23, 24 не превышает допустимую, а эффективность управления радиальным зазором возрастает (т.е. при меньшем расходе охлаждающего воздуха 20 можно получить большее изменение зазора 8).
Источники информации
1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, “Машиностроение”, 1981, стр.106, рис.3.43.
2. Патент РФ №2121082, F 04 D 29/56, F 02 C 7/20, 1998 г.
Формула изобретения
Статор компрессора газотурбинного двигателя с внутренним корпусом, связанным с наружным корпусом двумя упругими элементами, и полостью обдува, отличающийся тем, что полость обдува ограничена упругим элементом, конической и цилиндрической перфорированной перегородками, при этом I/h=0,1-1,5, где I – расстояние между конической перегородкой и другим упругим элементом; h – расстояние между цилиндрической перфорированной перегородкой и наружной поверхностью внутреннего корпуса.
РИСУНКИ
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Авиадвигатель”
НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Пермский моторный завод”
Договор № РД0070892 зарегистрирован 07.10.2010
Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
|