Патент на изобретение №2253026

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2253026 (13) C1
(51) МПК 7
F02B37/18, F02B37/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2003134660/06, 28.11.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.11.2003

(45) Опубликовано: 27.05.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DE 4202080 A1, 29.07.1993. SU 1629572 A1, 23.02.1991. RU 2014478 C1, 15.06.1994. FR 2797908 A1, 02.01.2001. US 6073447 А, 13.06.2000. ЕР 0297287 А1, 04.01.1989. GB 996055 А, 23.06.1965.

Адрес для переписки:

423810, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, 68/19, ОНТИ

(72) Автор(ы):

Магзумьянов Р.Ф. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Камский государственный политехнический институт (RU)

(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБОНАДДУВА ДВС

(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность регулирования турбонаддува. В способе регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса. При этом перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса. 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания.

Известен способ регулирования турбонаддува ДВС для уменьшения давления наддува путем перепуска выпускных газов, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного аппарата турбины, поступает в выпускной трубопровод, расположенный за рабочим колесом турбины [1].

Известный способ имеет недостатки. Основная часть выпускных газов, поступающих через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины, используется для создания мощности турбины NТ, которая равна [2]

где LТ – работа турбины;

GГ – расход выпускных газов через турбину.

Так как рабочее колесо турбины и колесо компрессора находятся на одном валу, то мощность компрессора NK равна мощности турбины Nт (без учета к.п.д. турбокомпрессора) [2]

при этом

где LК – работа компрессора;

GВ – расход воздуха через компрессор.

Во время перепуска расход выпускных газов через турбину GГ равен (без учета расхода топлива из-за сравнительно малого значения)

где – перепускаемая мимо турбины часть выпускных газов.

Из (1-4) видно, что

Анализ уравнения (5) показывает, что чем больше перепускается выпускной газ мимо турбины, тем больше совершается работа турбины LТ по сравнению с работой компрессора LК. Увеличение работы турбины LТ приводит к повышению давления выпускных газов перед турбиной PТ согласно уравнению [3]

где кГ – показатель адиабаты для выпускных газов;

RГ – газовая постоянная для выпускных газов;

ТТ – температура выпускных газов перед турбиной;

рО – давление выпускных газов за турбиной.

Чрезмерно повышаясь во время перепуска, давление выпускных газов перед турбиной рТ становится выше давления наддува рК, что приводит к увеличению отрицательной работы насосных ходов и, соответственно, к ухудшению эффективных показателей двигателя внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение эффективности способа регулирования турбонаддува ДВС.

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении его вращения, а перепускаемая часть выпускных газов – через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, согласно изобретению поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

На чертеже представлена схема способа регулирования турбонаддува ДВС.

Схема содержит безлопаточный направляющий аппарат 1, рабочее колесо 2, перепускной клапан 3, расположенный в выпускном трубопроводе 4 до безлопаточного направляющего аппарата 1.

Способ регулирования турбонаддува ДВС работает следующим образом. На режиме работы ДВС с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат 1 на рабочее колесо 2 в направлении его вращения со скоростью с1, тангенсиальная составляющая которой равна . А перепускаемая часть выпускных газов поступает через открытый перепускной клапан 3 в безлопаточный направляющий аппарат 1, оттуда на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения со скоростью , тангенсиальная составляющая которой равна . Поступившие на рабочее колесо 2 в обратном направлении его вращения выпускные газы приводят к уменьшению работы турбины на окружности колеса LТ согласно уравнению [2]

где u1 – окружная скорость рабочего колеса на входе выпускных газов;

u2 – окружная скорость рабочего колеса на выходе выпускных газов. Так как перепуск выпускных газов мимо турбины отсутствует, то расход выпускных газов через турбину GГ равен расходу воздуха через компрессор GB (без учета расхода топлива)

Из (1-3) и (8) видно, при уменьшении работы турбины LТ уменьшается работа компрессора LК, которая равна [3]

где к – показатель адиабаты для воздуха;

R – газовая постоянная для воздуха;

ТО – температура воздуха перед компрессором;

рО – давление воздуха перед компрессором.

Из (9) видно, что при уменьшении работы компрессора LК уменьшается давление наддува рК. При этом давление наддува рК будет выше, чем давление выпускных газов перед турбиной рТ, так как температура на входе в компрессор ТО меньше, чем температура выпускных газов перед турбиной ТТ. Поэтому совершается положительная работа насосных ходов и, соответственно, улучшаются эффективные показатели ДВС.

Источники информации

1. Моргулис Ю.Б. Системы регулирования давления наддува тракторных и комбайновых двигателей. – ЦНИИТЭИ, сер. “Тракторы и двигатели”, 1982, вып.3.

2. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. Теория, конструкция и расчет: Учебник для втузов. – 3-е изд., перераб. и доп./ В.И.Локай, М.К.Максутова, В.А.Стрункин. – М.: Машиностроение, 1979. – 447 с., ил.

3. Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок: Учеб. пособие для студентов втузов, обучающихся по специальности “Турбиностроение” / В.С.Бекнев, В.Е.Михальцев, А.Б.Шабаров, Р.А.Янсон. – М.: Машиностроение, – 392 с., ил.

Формула изобретения

Способ регулирования турбонаддува ДВС путем перепуска, в котором на режиме работы двигателя с перепуском основная часть выпускных газов поступает через безлопаточный направляющий аппарат на рабочее колесо турбины в направлении вращения колеса, отличающийся тем, что перепускаемая часть выпускных газов через открытый перепускной клапан, расположенный в выпускном трубопроводе до безлопаточного направляющего аппарата турбины, поступает в безлопаточный направляющий аппарат и оттуда на рабочее колесо турбины в обратном направлении вращения колеса.

РИСУНКИ

Categories: BD_2253000-2253999