|
(21), (22) Заявка: 2004108005/11, 18.03.2004
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
18.03.2004
(45) Опубликовано: 27.05.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2180304 С2, 10.03.2002. RU 2149791 С1, 27.05.2000. RU 2149792 С1, 27.05.2000.
Адрес для переписки:
681005, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Металлургов, 1, ИМиМ ДВО РАН
|
(72) Автор(ы):
Одиноков В.И. (RU), Горкунов Э.С. (RU), Козин В.М. (RU), Колмогоров В.Л. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
|
(54) СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров путем гидродинамического на него воздействия при их всплытии в сплошном льду. Способ разрушения ледяного покрова подводным судном заключается в том, что судно останавливают и максимально приближают к нижней поверхности ледяного покрова на безопасное заглубление, а затем вращают вокруг вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 2 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров путем гидродинамического на него воздействия при их всплытии в сплошном льду.
Недостатком решения проблемы является невозможность его использования для разрушения льда на ограниченных в разводьях по площади участках относительно тонкого и ровного ледяного покрова, т.к. для возбуждения ИГВ максимальной амплитуды требуется определенные время и протяженность ледяного покрова.
Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения деформации ледяного покрова при его ограниченных площадях, т.е. в разводьях.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения относительно тонкого ледяного покрова, формирующегося в разводьях, т.е. на ограниченных по площади участках льда, возникающих в более толстом паковом льду при его подвижках.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова подводным судном.
Отличительные: судно останавливают и максимально приближают к нижней поверхности ледяного покрова на безопасное заглубление, а затем вращают вокруг вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна.
Из работы [1] известно, что для возбуждения подводным судном резонансных ИГВ, способных разрушить ледяной покров, требуется движение судна с резонансной скоростью в течение определенного времени, достаточного для достижения максимальной амплитуды ИГВ. Очевидно, что для выполнения этого условия необходимы соответствующие размеры акватории. В арктических условиях многолетний паковый лед, толщина которого достигает более 5 м, невозможно разрушить даже самыми крупными подводными судами путем возбуждения резонансных ИГВ. Поэтому известный способ [1] может быть реализован в разводьях достаточной протяженности и покрытых льдом гораздо меньшей толщины (разводья возникают в паковых льдах в результате ветро-волновых воздействий, волн цунами, приливно-отливных течений и пр.). Как правило, протяженность этих разводий велика, а время их существования ограничено из-за подвижек льда, что при их возникновении в течение года не позволяет нарости ледовым перемычкам до большой толщины. Поэтому при соответствующей ледовой разведке решение [1] становится работоспособным.
Также известно, что в условиях Арктики и Антарктики, как и в условиях берегового шельфа, из-за тех же ветро-волновых нагрузок происходят подвижки и разворот массивных участков ледяных полей. В результате этого между ними возникают пространства воды, чистые ото льда, где намерзает ледяной покров тонкий по отношению к паковому льду. Такие участки бывают ограниченными по размерам в плане, что и не позволяет эффективно использовать известный способ для разрушения льда, т.к. на ограниченных площадях развить ИГВ максимальной амплитуды невозможно.
Для достижения заявленного технического результата и предлагается способ, который поясняется чертежами и осуществляется следующим образом.
Под ледяным покровом 1 в его разводье на безопасном заглублении H1 начинают перемещать подводное судно 2 с резонансной скоростью Vp. Если амплитуда возбуждаемых при этом резонансных ИГВ 3 оказывается недостаточной для разрушения льда 1, то судно возвращают к центру разводья 4 (его предварительно определяют с помощью судовых эхолотов) и останавливают. Рубку из обычного, т.е. выступающего из корпуса судна положения 5, перемещают внутрь корпуса (позиция 6 на фиг.1), а вертикальный кормовой руль 7 с его стабилизатором 8 поворачивают до горизонтального положения 9 (см. фиг.2). Затем судно приближают к нижней поверхности ледяного покрова 1 на минимально безопасное расстояние Н2<Н1 (см. фиг.1, 2). Это, как известно из [1], повысит эффективность гидродинамического воздействия на лед от движущегося судна, т.е. увеличит деформации ледяного покрова. После этого с помощью подруливающих устройств 10, предварительно установленных на судне, например струйных рулей, установленных в носу и корме судна и ориентированных к диаметральной плоскости судна в противоположные направления с таким расчетом, чтобы при их включении судно начинало вращение вокруг вертикальной оси с угловой скоростью , совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна 11 (см. фиг.1, 2), место положения которой с учетом присоединенных масс воды предварительно определяют либо расчетом, либо с помощью модельного эксперимента в опытном бассейне. Такое расположение струйных рулей, как это следует из курса гидромеханики, позволит судну сохранить свое неизменное положение в горизонтальной плоскости относительно оси вращения.
В свою очередь известно (RU 2170687 С1, 15.03.2000), что при вращательном движении тела в районе оси вращения возникает область разряжения 12, при достаточной степени которой в ледяном покрове возникнут впадина 13 и соответствующие изгибные напряжения. При достижении судном достаточной угловой скорости вращения вокруг вертикальной оси за счет достижения соответствующих центробежных сил 14 область разрежения и изгибные напряжения достигнут предельного значения и ледяной покров 1 разрушится за счет собственного веса 15. После этого судно всплывет в поле битого льда 14 (см. фиг.2).
Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, отличающийся тем, что судно останавливают и максимально приближают к нижней поверхности ледяного покрова на безопасное заглубление, а затем вращают вокруг вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна.
РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.03.2006
Извещение опубликовано: 20.08.2007 БИ: 23/2007
|
|