Патент на изобретение №2153477

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2153477 (13) C2
(51) МПК 7
C04B26/26, C08L95/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98110088/03, 28.05.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

28.05.1998

(45) Опубликовано: 27.07.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2063939 C1, 20.07.96. SU 1201261 A, 30.12.85. SU 1377260 A1, 29.02.88. SU 673651 A, 15.07.79. SU 724542 A, 30.03.80. SU 992639 A, 02.02.83. RU 2095324 C1, 10.11.97. GB 1406097 A, 17.09.75. US 3939004 A, 17.02.76.

Адрес для переписки:

450014, г.Уфа, ул. Мингажева 100, к.209, Сулейманову Н.Т.

(71) Заявитель(и):

Институт проблем нефтехимпереработки АН Республики Башкортостан,
ООО Башкирский институт патентоведения и сертификации

(72) Автор(ы):

Усманов М.М.,
Ильясов В.Г.,
Теляшев Э.Г.,
Хайрудинов И.Р.,
Кутьин Ю.А.,
Назаров М.Н.,
Струговец И.Б.,
Сулейманов Н.Т.,
Аминов Ш.Х.,
Султанов Ф.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Институт проблем нефтехимпереработки АН Республики Башкортостан,
ООО Башкирский институт патентоведения и сертификации

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов и может быть использовано при строительстве и ремонте автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием любой категории нагруженности. Способ осуществляют следующим образом: смешивают минеральные материалы с неокисленным дорожным битумом, полученным путем компаундирования асфальта пропан-бутановой деасфальтизации с нефтяными разбавителями. В случае использования минеральных материалов с повышенной кислотностью в состав неокисленного дорожного битума вводят адгезионную битумную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас. % на битум. Технический результат – повышение прочности и водостойкости получаемого асфальтобетона. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.


Изобретение относится к области дорожностроительных материалов и может быть использовано при строительстве и ремонте автомобильных дорог с твердым асфальтобетонным покрытием любой категории нагруженности.

Известен способ получения асфальтобетонной смеси путем смешения минеральных материалов и окисленного битума [1], получаемого по традиционной технологии с показателями качества, соответствующими требованиям ГОСТ 22245-90 [2].

Недостатком данного способа является низкое качество асфальтобетона, особенно при использовании в качестве минерального материала кислых пород, что выражается в недостаточной прочности асфальтобетона при сжатии (при 50oC) и его низкой водостойкости. Для повышения прочностных характеристик асфальтобетона в состав битума вводят поверхностно-активные вещества в количестве 1 мас.% и более.

Наиболее близким по технической сущности к достигаемому результату к предлагаемому способу является способ получения асфальтобетонной смеси путем смешения минерального материала с органическим вяжущим – расплавленным неокисленным дорожным битумом, в качестве которого используют нефтяной остаток, выкипающий выше 370 – 400oC и полученный путем ректификации продуктов висбрекинга гудрона [3].

Данный способ позволяет несколько улучшить прочность и водостойкость асфальтобетонной смеси, но только применительно к условиям автодорог третьей и четвертой категории нагруженности.

Предлагаемое изобретение позволяет значительно повысить прочность и водостойкость асфальтобетонной смеси для дорог любой категории нагруженности.

Это достигается тем, что в способе получения асфальтобетонной смеси путем смешения минерального материала с расплавленным неокисленным дорожным битумом, в качестве последнего используют битум, полученный компаундированием асфальта пропан-бутановой деасфальтизации гудрона с нефтяными разбавителями, например мазутом, полугудроном, остаточным экстрактом селективной очистки масел, их смесями и другими.

В случае использования в составе асфальтобетонной смеси минеральных материалов повышенной кислотности в состав такого неокисленного битума дополнительно вводят адгезионную битумную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас.% на битум. Причем требуемая дозировка этой присадки намного ниже, чем в случае использования окисленного битума.

Асфальт пропан-бутановой деасфальтизации гудрона имеет следующие характеристики:
плотность, кг/см3 – 1050 – 1060
температура размягчения по КиШ, oC – 65 – 75
групповой химический состав, %:
парафино-нафтеновые углеводороды – 4 – 6
ароматические углеводороды – 37 – 44
смолы – 27 – 35
асфальтены – 23 – 24
Полученный кампаундированный неокисленный битум имеет температуру размягчения 43 – 48oC, значения пенетрации при 25oC в пределах 80 – 110 мм, растяжимости при 25oC более 100 см.

Способ осуществляют следующим образом.

Минеральный материал (щебень, песок, минеральный порошок) нагревают до 160 – 180oC и в регламентированном количестве ссыпают в смеситель, смесь перемешивают и добавляют в нее неокисленный компаундированный битум. Смесь снова перемешивают и формуют под давлением 40 МПа.

Соотношение компонентов асфальтобетонной смеси, режим и продолжительность смешивания регламентируются по ГОСТ 9128-84. В случае использования в качестве минеральной составляющей асфальтобетонной смеси пород с повышенной кислотностью, в состав битума вводят адгезионную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас.% на битум.

Пример 1. Готовят асфальтобетонную смесь типа Б (наиболее часто употребляемую при строительстве твердых верхних асфальтобетонных покрытий из горячих смесей). Зерновой состав в минеральной части и количество вводимого битума соответствует требованиям ГОСТ 9128-84. Минеральную часть при перемешивании нагревали до 160 – 180oC и вводили требуемое количество предварительно разогретого до 140oC неокисленного компаундированного битума, соответствующего по значениям температуры размягчения и пенетрации дорожному окисленному битуму БНД 90/130. Смесь перемешивали 1 мин, после чего формовали под давлением 40 МПа.

Показатели качества образцов полученного асфальтобетона данного примера как и приводимых ниже сведены в таблицу.

Пример 2. Как по примеру 1, но неокисленный компаундированный битум соответствовал по температуре размягчения и пенетрации окисленному битуму БНД 60/90.

Пример 3. Как пример 1, но в качестве минеральной части использовали кислотные гранитные отсевы.

Пример 4. Как пример 3, но в состав битума вводили 0,5 мас.% на битум адгезионной битумной присадки БП-3М.

Пример 5. Как пример 1, но в качестве битума использовали окисленный битум БНД 90/130.

Пример 6. Как пример 3, но в качестве битума использовали окисленный битум БНД 90/130.

Пример 7. Как пример 4, но окисленный битум БНД 90/130 содержал 1% адгезионной битумной присадки БП-3М.

Пример 8 (прототип). В качестве битума использован нефтяной остаток, выкипающий выше 370 – 400oC, полученный на стадии ректификации продуктов висбрекинга гудрона. Минеральная часть взята как в примере 1.

Как видно из приведенных в таблице данных асфальтобетонные смеси, приготовленные по предлагаемому способу (примеры 1, 2, 4), имеют наилучшие прочностные характеристики и водостойкость:
предел прочности при сжатии, МПа
при 20oC – 6,2 – 8,8
при 50oC – 1,3 – 1,7
коэффициент водостойкости:
а) при кратком водонасыщении – 0,91 – 0,98
б) при длительном водонасыщении – 0,87 – 0,94
Они обладают малыми значениями набухания 0,26 – 0,31 об.% и водонасыщения 1,7 – 1,9.

Только эти образцы соответствуют требованиям ГОСТ 9128-84.

Источники информации
1. ГОСТ 9128-84. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетоны.

2. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

3. Патент РФ N 2063939, C 04 B 26/26, 1993 г. (прототип).

Формула изобретения


1. Способ получения асфальтобетонной смеси, включающий смешение минеральных материалов с расплавленным неокисленным дорожным битумом, отличающийся тем, что в качестве последнего используют битум, полученный путем компаундирования асфальта пропан-бутановой деасфальтизации с нефтяными разбавителями.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в состав неокисленного дорожного битума дополнительно вводят адгезионную присадку БП-3М в количестве не более 0,5 мас.% на битум.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 29.05.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2004

Извещение опубликовано: 10.05.2004


Categories: BD_2153000-2153999