Патент на изобретение №2153423
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДВЕРЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат: Изобретение относится к транспортной технике, в частности к усиленной боковой двери автомобиля. Сущность изобретения: устройство содержит наружную 6 и внутреннюю 7 панели, жестко соединенные между собой с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, жестко соединенное с внутренней панелью 7 и объединяющее зону замка N и противоположно расположенную зону петель М, размещенные на боковых балках 11 и 12 соответственно. Новым является то, что энергоадсорбирующее устройство представляет собой замкнутый силовой каркас 8, выполненный из нескольких жестко соединенных элементов, например, усилителя 17 под замок, усилителя 18 под петли, подоконного усилителя 19 и бруса безопасности 24, что объединяет и усиливает ранее упомянутые зоны N и М, увязывая их в единый силовой модуль, поэтому все элементы двери 1 равномерно нагружены и работают как одно целое, обеспечивая тем самым высокую прочность и жесткость конструкции в целом. 10 з.п. ф-лы, 11 ил. Изобретение относится к транспортной технике, в частности к усиленной боковой двери автомобиля. Известна конструкция двери транспортного средства, в частности боковая, включающая в себя наружную и внутреннюю панели, жестко соединенные между собой с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, включающее в себя множество подушек или блоков, выполненных из вспененного материала; отделочную панель, разъемно соединенную с внутренней панелью со стороны пассажирского салона. Энергоадсорбирующее устройство включает в себя хотя бы один блок подушек, жестко соединенный с внутренней поверхностью отделочной панели (аналог – патент США 5482344, кл. B 60 R 21/04). Описанная конструкция технологична при изготовлении и сборке, однако наличие упомянутого энергоадсорбирующего устройства недостаточно для обеспечения безопасности пользователей транспортного средства, т.к. использование его направлено в основном для решения локальных задач, а именно – смягчение удара в жизненно важных зонах человека. Известна конструкция двери транспортного средства, в частности боковая, включающая в себя наружную и внутреннюю панели, каждая из которых содержит боковые и нижнюю стенки, направленные навстречу друг другу и соединенные друг с другом соответственно с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, представляющее собой усиливающий стальной элемент, вытянутый в продольном направлении двери и содержащий крепежные выступы, расположенные между боковыми стенками наружной и внутренней панелей (аналог – патент Японии 4-8248, кл. B 60 J 5/04, публ. 92.02.14). Описанная конструкция технологична при изготовлении и сборке, где наружная панель выполнена из синтетической смолы, однако крепление усиливающего стального элемента к последней не обеспечивает достаточной жесткости двери, необходимой для обеспечения безопасности пользователей транспортным средством. Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится дверь транспортного средства, в частности боковая (прототип – заявка Германии (DE) 4236229, кл. В 60 J 5/04), включающая в себя наружную и внутреннюю панели, жестко соединенные между собой с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, представляющее собой усилитель Y-образной формы, где основание ножки этой буквы расположено на передней кромке в зоне петель двери, а конечные части обоих плеч – на задней кромке в зоне замка двери, при этом нижнее плечо усилителя проходит на уровне тазовой области пользователя автомобиля, тем самым защищая ее, а второе, верхнее, плечо закрывает область живота. Таким образом Y-образный усилитель, расположенный на уровне жизненно важных зон человека, объединяет зону замка и противоположно расположенную зону петель, однако такая конструкция не обеспечивает равномерного распределения нагрузки по всей двери и может привести к ее провисанию в области петель, что не обеспечивает безопасность пользователей транспортного средства особенно при фронтальном ударе. Задача изобретения направлена на создание конструкции двери транспортного средства повышенной жесткости с равномерным распределением нагрузки по всей двери, что повышает жесткость последней и обеспечивает безопасность пользователя транспортного средства при боковом и фронтальном ударах. Для решения этой задачи дверь транспортного средства состоит из наружной и внутренней панелей, жестко соединенных между собой с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, жестко соединенное с внутренней панелью и объединяющее зону замка и противоположно расположенную зону петель, размещенные на боковых балках, причем энергоадсорбирующее устройство представляет собой замкнутый силовой каркас, выполненный из нескольких жестко соединенных элементов, в частности четырех, один из которых представляет собой усилитель под замок L-образной формы поперечного сечения, жестко соединенный по всей своей длине с боковой балкой внутренней панели в зоне замка, второй представляет собой усилитель под петли, жестко соединенный по всей своей длине с боковой балкой внутренней панели в зоне петель, имеющий переменное поперечное сечение и соответствующий по форме части боковой балки внутренней панели, к которой прилегает, третий представляет собой подоконный усилитель корытообразной формы поперечного сечения с удлиненным фланцем, донной поверхностью направленный к наружной панели и жестко соединенный с подоконной балкой внутренней панели посредством упомянутого удлиненного фланца, четвертый представляет собой брус безопасности замкнутого поперечного сечения с жестко закрепленными на концевых частях кронштейнами, посредством которых он жестко соединен с усилителем под петли, усилителем под замок и боковой балкой внутренней панели в зоне замка, причем брус безопасности расположен в зоне, ограниченной горизонтальными плоскостями, проходящими через верхнюю и нижнюю точки бампера. Сущность технического решения поясняется на чертежах. Фиг. 1 – общий вид на транспортное средство. Фиг. 2 – вид на раздеталированную дверь. Фиг. 3 – вид на боковую дверь со стороны салона транспортного средства. Фиг. 4 – разрез А-А по фиг. 3. Фиг. 5 – разрез Б-Б по фиг. 3. Фиг. 6 – разрез В-В по фиг. 3. Фиг. 7 – разрез Г-Г по фиг. 3. Фиг. 8 – разрез Д-Д по фиг. 3. Фиг. 9 – разрез Е-Е по фиг. 3. Фиг. 10 – разрез Ж-Ж по фиг. 3. Фиг. 11 – вид на силовой каркас двери транспортного средства. Транспортное средство содержит дверь 1, в частности боковую, подвешенную на петлях 2, замок 3, оконный проем 4, закрываемый стеклом 5. Дверь 1 содержит как минимум три основные силовые зоны: зону петель М, зону замка N и зону обеспечения безопасности G. Зона петель М расположена противоположно зоне замка N, а зона обеспечения безопасности G расположена между ними. Дверь 1 включает в себя наружную 6 и внутреннюю 7 панели, жестко соединенные между собой с образованием межпанельного пространства, в котором размещено энергоадсорбирующее устройство, представляющее собой замкнутый по контуру силовой каркас 8, выполненный в форме рамки. Наружная 6 и внутренняя 7 панели выполнены цельноштампованными. Внутренняя панель 7 включает в себя верхнюю 9, нижнюю 10, боковые 11, 12 и подоконную 13 балки. Наружная панель 6 жестко соединена с внутренней панелью 7 по наружному контуру 14 способом зафланцовки, а по оконному проему 4 посредством двух соединителей 15 и 16 – точечной сваркой. Соединители 15 и 16 повторяют форму соединяемых ими частей наружной 6 и внутренней 7 панелей. Силовой каркас 8, выполненный из нескольких жестко соединенных элементов, в частности из четырех, включает в себя усилитель 17 под замок 3, представляющий собой штампованную удлиненную деталь L-образной формы поперечного сечения; усилитель 18 под петли 2, представляющий собой пространственную деталь переменного поперечного сечения, соответствующую по форме части боковой балки 11 внутренней панели 7, к которой он прилегает; подоконный усилитель 19, представляющий собой штампованную деталь корытообразной формы поперечного сечения с фланцами 20, 21 и донной поверхностью 22, направленной к наружной панели 6, причем фланец 21 выполнен удлиненным и содержит изгиб 23; брус безопасности 24 замкнутого поперечного сечения с жестко закрепленными на концевых частях кронштейнами 25 и 26, где последний выполнен из двух жестко соединенных частей 27 и 28. Подоконный усилитель 19 жестко соединен фланцем 20 и конечной частью фланца 21 с верхними частями усилителя 17 под замок 3 и усилителя 18 под петли 2 соответственно, с нижними частями которых в свою очередь жестко соединен брус безопасности 24 посредством кронштейна 25 и частью 27 кронштейна 26 соответственно. Таким образом, образуется замкнутый по контуру силовой каркас, имеющий форму рамки. Подоконный усилитель 19 и брус безопасности 24 имеют длину, соответствующую ширине внутренней панели 7. А усилители 17 и 18 под замок 3 и петли 2 соответственно должны имеют такую длину, что жестко закрепленный брус безопасности 24 должен быть расположен в зоне, визуально ограниченной горизонтальными плоскостями (не показаны), проходящими через верхнюю и нижнюю точки бампера 29 транспортного средства. Силовой каркас 8 жестко соединен с внутренней панелью 7, при этом усилитель 17 под замок 3 жестко крепится по всей своей длине двумя стенками, образующими ранее упомянутую букву L, к боковой балке 11 в зоне замка N, причем к последней в нижней части жестко крепится посредством части 28 кронштейна 26 брус безопасности 24; подоконный усилитель 19 жестко соединен фланцем 21 с подоконной балкой 13; усилитель 18 под петли 2 жестко соединен по всей длине с боковой балкой 12 в зоне замка М. Под упомянутым выше жестким соединением следует понимать точечную сварку, распространенную в области автомобилестроения. В процессе эксплуатации транспортного средства на дверь 1, в частности боковую, действуют динамическая нагрузка P1, обусловленная массой двери 1, динамическая нагрузка P2 бокового удара, динамическая нагрузка P3 фронтального удара, возникающие в зоне обеспечения безопасности G. В заявляемой конструкции нагрузки P1, P2 и P3 распределяются равномерно на зону петель М и зону замка N. Таким образом, жестко закрепленный силовой каркас 8 объединяет и усиливает основные силовые зоны: зону петель М, зону замка N и зону обеспечения безопасности G, увязывая их в единый силовой модуль, поэтому все элементы двери 1 равномерно нагружены и работают как одно целое, обеспечивая тем самым высокую жесткость и прочность конструкции, что в конечном итоге направлено на обеспечение безопасности пользователя транспортного средства. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||