Патент на изобретение №2250882

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2250882 (13) C2
(51) МПК 7
C04B28/02, E01C15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2003122250/03, 16.07.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.07.2003

(45) Опубликовано: 27.04.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2132318 C1, 27.06.1999. RU2131856 C1, 20.06.1999. SU 1418379 A1, 23.08.1988. SU 167517 А, 18.01.1965. SU 1655945 A1, 15.06.1991. CN 1358686 A1, 17.07.2002.
МАКАРОВ В.М., Использование амортизированных шин и отходов производства резиновых изделий, Ленинград, Химия, 1986, с. 200.

Адрес для переписки:

660049, г.Красноярск, пр. Мира, 82, Сибирский государственный технологический университет, сектор ИС, И.П. Куличковой

(72) Автор(ы):

Чернышова А.С. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Сибирский государственный технологический университет (RU)

(54) ЭЛЕМЕНТ МОЩЕНИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, тротуаров, площадей. Технический результат – повышение морозостойкости, атмосферостойкости, противогололедных показателей, износостойкости. Элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, содержит в качестве пластификатора – алкилсульфонат натрия, в качестве отходов промышленности – резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующим соотношении компонентов в мас.%: указанная резиновая крошка – 4-10, песок – 50-65, указанный грунт – 10-20, цемент – 15-24, указанный пластификатор – 0,1-0,3, вода – остальное. 1 табл.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, тротуаров, площадей и т.д.

Известен элемент мощения, преимущественно тротуарная плитка, выполненная из смеси полимерного материала (измельченной целлюлозы) и наполнителя, состоящего из песка или мелкого гравия (фракции менее 5 мм) [А.С. SU 481661, МКИ Е 01 С 7/10, С 04 В 13/00, 1975].

Недостатком известного элемента мощения являются недостаточные морозостойкость, атмосферостойкость, износостойкость и отсутствие противогололедных показателей, низкая поверхностная твердость и склонность к старению.

Наиболее близким к заявляемому является элемент мощения, включающий портландцемент, кварцевый песок при их массовом соотношении 1:1,5-1:3,5, крупный заполнитель, минеральные добавки – отходы производств (до 20 мас.%), пластификатор С-3 (до 2 мас.%) и воду (см. патент РФ № 2132318 С1, кл. Е 01 С 5/06, 27.06.1999, 3 с.).

Недостатком известной композиции являются низкие прочностные показатели.

Изобретение решает задачу повышения морозостойкости, атмосферостойкости и противогололедных показателей, а также утилизации отходов резинотехнической и шинной промышленности.

Технический результат заключается в повышении морозостойкости, атмосферостойкости, противогололедных показателей, износостойкости.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, согласно изобретению содержит в качестве пластификатора алкилсульфонат натрия, а в качестве отходов промышленности резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующем соотношении компонентов в мас.%:

указанная резиновая крошка 4-10

песок 50-65

указанный грунт 10-20

цемент 15-24

указанный пластификатор 0,1-0,3

вода остальное

Использование грунта в виде карьерной глины дает положительный эффект. В результате своей вязкости и липучести обеспечивается сохранность глиняной пленки на резиновой крошке, поэтому цемент хорошо схватывается с наполнителем.

Введение пластификатора обеспечивает хорошую удобоукладываемость и низкую водопотребность, что резко повышает морозостойкость.

Предлагаемый элемент мощения имеет повышенные прочностные и противогололедные характеристики, повышенную морозостойкость, атмосферостойкость. Результаты испытаний заявляемого элемента мощения приведены в таблице.

Наименование Показатели
Прочность, МПа
при сжатии 8,0-15,0
на растяжение при изгибе 1,5-3,0
Водопоглощение, % 1,5-2,0
Коэффициент сцепления колеса с покрытием
в сухом состоянии 0,50-0,60
в мокром состоянии 0,45-0,50
Морозостойкость, Мрз 250-280

Работа по созданию материала элемента мощения включает следующие операции. Отходы резинотехнической и/или шинной промышленности измельчают до размера фракции от 0,06 до 3,00 мм. Все составляющие дозируют. Резиновую крошку перемешивают с грунтом, цементом, песком, водой и пластификатором. Элемент мощения готовят на стационарных заводах.

Пример 1.

Отходы резинотехнической промышленности измельчают до фракции 1,25 мм. Все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 10 мас.% (174,4 кг/м3), грунта 10 мас.% (174,4 кг/м3), портландцемента марки 400 15 мас.% (261,6 кг/м3), песка 55 мас.% (959,2 кг/м3), воды 9,8 мас.% (170,9 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,2 мас.% (3,49 кг/м3).

Полученный материал для элементов мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 15 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 260 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,55, в мокром 0,47.

Пример 2.

Отходы шинной промышленности измельчают до фракции 3 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 10 мас.% (174,4 кг/м3), портландцемента марки 400 15 мас.% (261,6 кг/м3), песка 65 мас.% (1133,6 кг/м3), воды 5,7 мас.% (99,4 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,3 мас.% (5,23 кг/м3).

Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 13,0 МПа, на растяжение при изгибе 1,5 МПа, морозостойкость 250 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,5, в мокром 0,45.

Пример 3.

Отходы резинотехнической и шинной промышленности измельчают до фракции 0,06 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 6 мас.% (104,6 кг/м3), грунта 15 мас.% (261,6 кг/м3), портландцемента марки 400 20 мас.% (348,8 кг/м3), песка 50 мас.% (870,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,22 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3).

Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 12 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 260 Мрз, водопоглощение – 1,5%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,55, в мокром 0,48.

Пример 4.

Отходы резинотехнической промышленности измельчают до фракции 1,25 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 13 мас.% (226,72 кг/м3), портландцемента марки 400 24 мас.% (418,56 кг/м3), песка 50 мас.% (872,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,12 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3).

Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 15 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 258 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,53, в мокром 0,46.

Пример 5.

Отходы шинной промышленности измельчают до фракции 1,25 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 20 мас.% (348,8 кг/м3), портландцемента марки 400 17 мас.% (295,8 кг/м3), песка 50 мас.% (872,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,22 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3).

Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 13 МПа, на растяжение при изгибе 1,7 МПа, морозостойкость 263 Мрз, водопоглощение – 1,9%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,52, в мокром 0,47.

Преимуществами заявляемого элемента мощения (в виде дорожных, тротуарных плит, площадей) являются повышенная морозостойкость, износостойкость, повышенные прочностные характеристики и экономия цемента.

Как видно из приведенных данных, предлагаемый материал для элемента мощения позволяет утилизировать отходы резинотехнической и шинной промышленности.

Формула изобретения

Элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, отличающийся тем, что он содержит в качестве пластификатора – алкилсульфонат натрия, в качестве отходов промышленности – резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующим соотношении компонентов, мас.%

Указанная резиновая крошка 4-10

Песок 50-65

Указанный грунт 10-20

Цемент 15-24

Указанный пластификатор 0,1-0,3

Вода Остальное


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 17.07.2005

Извещение опубликовано: 20.03.2007 БИ: 08/2007


Categories: BD_2250000-2250999