Патент на изобретение №2250882
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ЭЛЕМЕНТ МОЩЕНИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, тротуаров, площадей. Технический результат – повышение морозостойкости, атмосферостойкости, противогололедных показателей, износостойкости. Элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, содержит в качестве пластификатора – алкилсульфонат натрия, в качестве отходов промышленности – резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующим соотношении компонентов в мас.%: указанная резиновая крошка – 4-10, песок – 50-65, указанный грунт – 10-20, цемент – 15-24, указанный пластификатор – 0,1-0,3, вода – остальное. 1 табл.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, тротуаров, площадей и т.д. Известен элемент мощения, преимущественно тротуарная плитка, выполненная из смеси полимерного материала (измельченной целлюлозы) и наполнителя, состоящего из песка или мелкого гравия (фракции менее 5 мм) [А.С. SU 481661, МКИ Е 01 С 7/10, С 04 В 13/00, 1975]. Недостатком известного элемента мощения являются недостаточные морозостойкость, атмосферостойкость, износостойкость и отсутствие противогололедных показателей, низкая поверхностная твердость и склонность к старению. Наиболее близким к заявляемому является элемент мощения, включающий портландцемент, кварцевый песок при их массовом соотношении 1:1,5-1:3,5, крупный заполнитель, минеральные добавки – отходы производств (до 20 мас.%), пластификатор С-3 (до 2 мас.%) и воду (см. патент РФ № 2132318 С1, кл. Е 01 С 5/06, 27.06.1999, 3 с.). Недостатком известной композиции являются низкие прочностные показатели. Изобретение решает задачу повышения морозостойкости, атмосферостойкости и противогололедных показателей, а также утилизации отходов резинотехнической и шинной промышленности. Технический результат заключается в повышении морозостойкости, атмосферостойкости, противогололедных показателей, износостойкости. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, согласно изобретению содержит в качестве пластификатора алкилсульфонат натрия, а в качестве отходов промышленности резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующем соотношении компонентов в мас.%: указанная резиновая крошка 4-10 песок 50-65 указанный грунт 10-20 цемент 15-24 указанный пластификатор 0,1-0,3 вода остальное Использование грунта в виде карьерной глины дает положительный эффект. В результате своей вязкости и липучести обеспечивается сохранность глиняной пленки на резиновой крошке, поэтому цемент хорошо схватывается с наполнителем. Введение пластификатора обеспечивает хорошую удобоукладываемость и низкую водопотребность, что резко повышает морозостойкость. Предлагаемый элемент мощения имеет повышенные прочностные и противогололедные характеристики, повышенную морозостойкость, атмосферостойкость. Результаты испытаний заявляемого элемента мощения приведены в таблице.
Работа по созданию материала элемента мощения включает следующие операции. Отходы резинотехнической и/или шинной промышленности измельчают до размера фракции от 0,06 до 3,00 мм. Все составляющие дозируют. Резиновую крошку перемешивают с грунтом, цементом, песком, водой и пластификатором. Элемент мощения готовят на стационарных заводах. Пример 1. Отходы резинотехнической промышленности измельчают до фракции 1,25 мм. Все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 10 мас.% (174,4 кг/м3), грунта 10 мас.% (174,4 кг/м3), портландцемента марки 400 15 мас.% (261,6 кг/м3), песка 55 мас.% (959,2 кг/м3), воды 9,8 мас.% (170,9 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,2 мас.% (3,49 кг/м3). Полученный материал для элементов мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 15 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 260 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,55, в мокром 0,47. Пример 2. Отходы шинной промышленности измельчают до фракции 3 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 10 мас.% (174,4 кг/м3), портландцемента марки 400 15 мас.% (261,6 кг/м3), песка 65 мас.% (1133,6 кг/м3), воды 5,7 мас.% (99,4 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,3 мас.% (5,23 кг/м3). Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 13,0 МПа, на растяжение при изгибе 1,5 МПа, морозостойкость 250 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,5, в мокром 0,45. Пример 3. Отходы резинотехнической и шинной промышленности измельчают до фракции 0,06 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 6 мас.% (104,6 кг/м3), грунта 15 мас.% (261,6 кг/м3), портландцемента марки 400 20 мас.% (348,8 кг/м3), песка 50 мас.% (870,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,22 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3). Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 12 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 260 Мрз, водопоглощение – 1,5%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,55, в мокром 0,48. Пример 4. Отходы резинотехнической промышленности измельчают до фракции 1,25 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 13 мас.% (226,72 кг/м3), портландцемента марки 400 24 мас.% (418,56 кг/м3), песка 50 мас.% (872,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,12 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3). Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 15 МПа, на растяжение при изгибе 2,6 МПа, морозостойкость 258 Мрз, водопоглощение – 2,0%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,53, в мокром 0,46. Пример 5. Отходы шинной промышленности измельчают до фракции 1,25 мм, все составляющие дозируют в бетоносмесительную установку и перемешивают: резиновой крошки 4 мас.% (69,76 кг/м3), грунта 20 мас.% (348,8 кг/м3), портландцемента марки 400 17 мас.% (295,8 кг/м3), песка 50 мас.% (872,0 кг/м3), воды 8,9 мас.% (155,22 кг/м3), пластификатора алкилсульфоната натрия 0,1 мас.% (1,74 кг/м3). Полученный материал для элемента мощения имеет следующие показатели: прочность при сжатии – 13 МПа, на растяжение при изгибе 1,7 МПа, морозостойкость 263 Мрз, водопоглощение – 1,9%, коэффициент сцепления колеса с покрытием в сухом состоянии 0,52, в мокром 0,47. Преимуществами заявляемого элемента мощения (в виде дорожных, тротуарных плит, площадей) являются повышенная морозостойкость, износостойкость, повышенные прочностные характеристики и экономия цемента. Как видно из приведенных данных, предлагаемый материал для элемента мощения позволяет утилизировать отходы резинотехнической и шинной промышленности.
Формула изобретения
Элемент мощения, включающий цемент, песок, отходы промышленности, пластификатор и воду, отличающийся тем, что он содержит в качестве пластификатора – алкилсульфонат натрия, в качестве отходов промышленности – резиновую крошку – отходы резинотехнической и/или шинной промышленности с размерами фракций от 0,06 до 3,00 мм и дополнительно грунт – карьерную глину при следующим соотношении компонентов, мас.% Указанная резиновая крошка 4-10 Песок 50-65 Указанный грунт 10-20 Цемент 15-24 Указанный пластификатор 0,1-0,3 Вода Остальное
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.07.2005
Извещение опубликовано: 20.03.2007 БИ: 08/2007
|
||||||||||||||||||||||||||