Патент на изобретение №2153154
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СТРУКТУРНО-НЕОДНОРОДНОГО ЖЕСТКОГО РОТОРА С НАКЛОННЫМ ДИСКОМ
(57) Реферат: Использование: для устранения моментной неуравновешенности структурно-неоднородного по материалу жесткого ротора с наклонным к плоскости вращения диском на стадии проектирования и последующей после его изготовления доводочной балансировки с учетом конструктивных особенностей ротора. Сущность: внутренняя посадочная поверхность диска выполнена коаксиальной относительно оси вращения, а для его фиксации в рабочем положении используются две боковые косые шайбы, моментная неуравновешенность которых, характеризуемая центробежным моментом инерции, равна по величине и противоположна по знаку моментной неуравновешенности диска. Причем геометрические параметры ротора выбирают такими, чтобы соблюдалась зависимость, вытекающая из равенства величин центробежных моментов инерции наклонного диска и косых шайб. По результатам доводочной балансировки на балансировочном станке вычисляют толщину слоя материала, подлежащего удалению либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб, в зависимости от источника остаточной моментной неуравновешенности. Технический результат – упрощение и удешевление конструкции ротора. 2 з.п.ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к машиностроительному производству, а именно к способам и средствам уравновешивания роторов, и может быть использовано при проектировании динамически уравновешенных структурно-неоднородных жестких роторов, в частности, шлифовальных блоков с наклонным к плоскости вращения кругом, а также при их доводочной балансировке. В известных способах [1] моментная неуравновешенность ротора устраняется при балансировке с помощью двух корректирующих масс, располагаемых в двух плоскостях коррекции. Корректирующие массы присоединяют или удаляют или перемешивают таким образом, чтобы главная центральная ось инерции приближалась к оси ротора. Эти способы могут использоваться как для уравновешивания ротора на стадии проектирования [2], так и при окончательной его балансировке на балансировочных станках [1]. К недостаткам способов, требующих введения в конструкцию корректирующих масс, относится их ограниченность в применении. Эти способы целесообразно использовать применительно к конструкциям, не имеющим явно выраженной неуравновешенности конструктивного характера, или в случаях, если эта неуравновешенность характеризуется малыми значениями дисбалансов и их моментов, например, вызванных технологическими отверстиями [2]. Кроме того, размещение корректирующих масс может оказаться затруднительным по конструктивным соображениям, например, в малогабаритных системах при большой моментной неуравновешенности, обусловленной особенностями конструкции ротора. К таким конструкциям, в частности, можно отнести шлифовальные головки с наклонным к плоскости вращения кругом [3, 4]. В известном устройстве для балансировки шлифовального круга на шпинделе станка [5], содержащем по меньшей мере один подвижный груз, расположенный в полости шпинделя, связанную с грузом соосную шпинделю составную тягу и механизм управления перемещением груза, неуравновешенность ротора, включая моментную, уменьшают за счет регулировки положения груза относительно оси вращения ротора. Недостатками этого способа уравновешивания являются невозможность достижения полной уравновешенности ротора, а также сложность конструкции механизма управления подвижным грузом. Кроме того, применение этого способа уменьшения моментной неуравновешенности к роторам с явно выраженной моментной неуравновешенностью, обусловленной наклоном диска к плоскости вращения [3], не может быть эффективным из-за ограниченности массы подвижного груза и его расположения в полости шпинделя. Наиболее близким к предлагаемому является расчетный способ уравновешивания жесткого ротора на стадии проектирования с последующей доводочной балансировкой на балансировочном станке [2]. Однако известный способ, разработанный с целью устранения динамической неуравновешенности ротора, вызванной, в основном, технологическими отверстиями, несмотря на общность подхода к решению задачи, не может быть непосредственно использован в применении к жесткому ротору с наклонным к оси ротора диском из-за иных аналитических выражений, характеризующих неуравновешенность ротора, и особенностей его конструкции. Заявляемое изобретение решает задачу устранения моментной неуравновешенности структурно-неоднородного жесткого ротора с наклонным диском на стадии проектирования и последующей после его изготовления доводочной балансировки с учетом конструктивных особенностей ротора. Это достигается тем, что внутренняя посадочная поверхность диска выполнена коаксиальной относительно оси вращения, а для его фиксации в рабочем положении используются две боковые косые шайбы, моментная неуравновешенность которых равна по величине и противоположна по знаку моментной неуравновешенности диска в соответствии с зависимостью: JIyz = -JIIyz, (1) где ![]() ![]() соответственно центробежные моменты инерции наклонного диска и двух косых шайб относительно перпендикулярных осей y, z, из которых ось z есть ось вращения, ![]() масса наклонного диска, ![]() масса фиктивного диска, дополняющего косые шайбы до общего цилиндра, r – наружный радиус диска, S – размер диска вдоль оси вращения z, r0 – радиус посадочного отверстия, r1 – наружный радиус косых шайб, – угол наклона диска к плоскости вращения, соответственно плотности материалов диска и косых шайб.
k0 = r0/r; k01 = r0/r1–безразмерные параметры. При этом геометрические параметры ротора выбирают такими, чтобы они удовлетворяли условию: ![]() После изготовления ротора осуществляют доводочную балансировку ротора на балансировочном станке с последующим снятием слоя материала либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб в соответствии с формулами: ![]() ![]() где и 1 – толщина снимаемого слоя материала, соответственно, с диска или косых шайб,R, R1 – максимальные значения реакций опор ротора на балансировочном станке, соответственно, для случая и случая ![]() L – расстояние между опорами при балансировке, – угловая скорость вращения ротора при балансировке.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показана схема конструкции структурно-неоднородного жесткого ротора с наклонным к плоскости вращения диском, включающая: наклонный диск 1, посаженный на втулку 2, установленную на шпинделе 3, и две косые шайбы 4 и 5, стянутые гайкой 6. Причем плотности материалов диска 1 и шайб 4, 5 различны.
На фиг. 2 – схема наклонного диска.
На фиг. 3 – схема взаимного расположения двух косых шайб.
На фиг. 4 – схема к расчету снимаемого слоя материала при ![]() На фиг. 5 – аналогичная схема для случая ![]() Способ осуществляют следующим образом. На стадии проектирования ротора определяют его параметры в следующей последовательности. Находят отношение плотностей материалов диска и косых шайб: 1/ 2.При этом целесообразно воспользоваться экспериментальным способом определения величин 1 и 2.
По формуле (7) вычисляют значение параметра k01, выбрав значение k0 по конструктивным соображениям. Определяют радиусы наружных поверхностей диска и косых шайб по формулам (6).
В случае необходимости найденные геометрические размеры легко изменить с использованием формулы (7).
Выбор осевых размеров косых шайб может быть подчинен конструктивным или иным соображениям.
Последовательность расчета поясним примером. Пусть требуется подобрать параметры динамически самоуравновешенного ротора при следующих исходных данных: 1/ 2 = 0,2, k0 = 0,3.По формуле (7) находим k01 = 0,445. Тогда согласно (6) r = 100 мм, r1 = 67,4 мм. После изготовления диска и косых шайб их монтируют на вспомогательную цилиндрическую оправку, стягивают между собой и устанавливают на шпиндель балансировочного станка. При вращении ротора с угловой скоростью обнаруживают остаточную моментную неуравновешенность. Находят амплитудные значения реакций опор, вызванных моментной неуравновешенностью ротора, и определяют источник возникновения моментной неуравновешенности.
По формуле (8) или (9), в зависимости от обнаруженного при балансировке источника моментной неуравновешенности, определяют толщину подлежащего удалению слоя материала и снимают его режущим инструментом.
Рассмотрим пример.
Пусть балансировка проведена на станке при L = 250 мм и h = 3000 об/мин ( =314 с-1). Обнаружена моментная неуравновешенность, источником которой явились косые шайбы, т.е. Причем R1 = 0,02 кН вызвано моментной неуравновешенностью.
При параметрах ротора, равных следующим значениям: 2 = 7,85 103 кг/м3, r1 = 67,4 мм, S = 30 мм, = 15o, по формуле (9) находим:![]() Предположим, что причиной моментной неуравновешенности явился наклонный диск, т.е. и R = 0,02 кН. Тогда для r = 100 мм и 1 = 1,57 10 кг/м3 при тех же значениях остальных параметров по формуле (8) находим:![]() Предложенный способ уравновешивания структурно-неоднородного по материалу жесткого ротора достаточно прост и доступен для реализации при различных масштабах выпуска, поскольку он не требует применения сложного и дорогостоящего балансировочного оборудования. Кроме того, возможность предварительного уравновешивания ротора на стадии проектирования в предложенном конструктивном варианте исполнения деталей ротора, существенно упрощает и удешевляет конструкцию ротора. Источники информации 1. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (пред. ) – М.: Машиностроение, 1981, – т. 6. Защита от вибрации и ударов / Под ред. К.В. Фролова, 1981, – С. 35-82. 3. Патент РФ RU 2042495 C1, кл. B 24 B 45/00, 1995, Бюл. N 24. 4. Патент РФ RU 2006804 C1, кл. G 01 M 1/30, 1994, Бюл. N 2. 5. А. с. СССР US 1036507 A, кл. B 24 B 45/00, 1983, Бюл. N 31. Формула изобретения
JIyz= -JIIyz, ![]() – соответственно, центробежные моменты инерции наклонного диска и двух косых шайб относительно перпендикулярных центральных осей y и z, из которых ось z есть ось вращения, ![]() масса наклонного диска, ![]() масса фиктивного диска, дополняющего косые шайбы до общего цилиндра, r – наружный радиус диска; S – размер диска вдоль оси вращения z; r0 – радиус посадочного отверстия; r1 – наружный радиус косых шайб; – угол наклона диска к плоскости вращения; 1, 2 – соответственно, плотности материалов диска и косых шайб;K0 = r0/r, K01 = r0/r1 – безразмерные параметры. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что геометрические параметры ротора выбирают так, чтобы соблюдалось условие ![]() 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что доводочную балансировку осуществляют путем снятия слоя материала либо с наружной поверхности диска, либо с наружной поверхности косых шайб в соответствии с формулами ![]() ![]() где и 1 – толщина снимаемого слоя материала, соответственно, с диска или косых шайб;R, R1 – максимальные значения реакций опор ротора на балансировочном станке, соответственно, для случая и случая ![]() L – расстояние между опорами при балансировке; – угловая скорость вращения ротора при балансировке.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 25.05.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 2-2003
Извещение опубликовано: 20.01.2003
|
||||||||||||||||||||||||||





– угол наклона диска к плоскости вращения,
соответственно плотности материалов диска и косых шайб.
k0 = r0/r; k01 = r0/r1–


и
и случая 
– угловая скорость вращения ротора при балансировке.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 показана схема конструкции структурно-неоднородного жесткого ротора с наклонным к плоскости вращения диском, включающая: наклонный диск 1, посаженный на втулку 2, установленную на шпинделе 3, и две косые шайбы 4 и 5, стянутые гайкой 6. Причем плотности материалов диска 1 и шайб 4, 5 различны.
На фиг. 2 – схема наклонного диска.
На фиг. 3 – схема взаимного расположения двух косых шайб.
На фиг. 4 – схема к расчету снимаемого слоя материала при 

1/
Причем R1 = 0,02 кН вызвано моментной неуравновешенностью.
При параметрах ротора, равных следующим значениям:
103 кг/м3, r1 = 67,4 мм, S = 30 мм, 
и R = 0,02 кН. Тогда для r = 100 мм и 






и случая 