Патент на изобретение №2153112

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2153112 (13) C2
(51) МПК 7
F16J15/44, F01D11/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98116231/06, 25.08.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

25.08.1998

(45) Опубликовано: 20.07.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Разработка и исследование сотовых уплотнений валов центробежных компрессоров, Э.И., серия XM-5, М., 1978, N 7, с. 2, 13. SU 1302066 A1, 1987. SU 1314167 A1, 1987. SU 1448513 A1, 1988. SU 1651002 A1, 1991. SU 1707376 A1, 1992. FR 253493 A, 1986. DE 2344666 A, 1974. DE 2401951 A, 1974.

Адрес для переписки:

195009, Санкт-Петербург, Свердловская наб. 18, АО ЛМЗ, патентное бюро

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество открытого типа “Ленинградский Металлический завод”

(72) Автор(ы):

Гаев В.Д.,
Бакурадзе М.В.,
Жиц В.М.,
Ицкович М.Я.,
Кубарев В.Г.,
Назимов Е.Я.,
Старостин В.К.,
Хоменок Л.А.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество открытого типа “Ленинградский Металлический завод”

(54) СОТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ТУРБОМАШИНЫ


(57) Реферат:

Сотовое уплотнение предназначено для уплотнения зазоров и состоит из заполнителя, скрепленного с основанием. Заполнитель представляет собой сотовую структуру с ячейками, грани которых образованы тонкостенными полосами, соединенными между собой. Эти полосы заполнителя выполнены плоскими, пересекающимися между собой под прямым углом и соединенными с помощью прорезей на части ширины, в которые входят сплошные части сопрягаемых полос другого направления. Основание выполнено в виде толстостенных полос, располагающихся в тангенциальном направлении протяжения сотового уплотнения, и других толстостенных полос, поперечных по отношению к первым. При этом полосы основания установлены в вырезах на концах полос заполнителя, обеспечивая их стягивание между собой, и скреплены друг с другом по концам, образуя жесткую конструкцию. Заполнитель в таком сотовом уплотнении обладает высокой жесткостью и прочностью, что позволяет выполнить сотовое уплотнение в виде набора секций. Это обеспечивает хорошую ремонтопригодность. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.


Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин.

Известны сотовые уплотнения с заполнителем в виде шестигранных или прямоугольных ячеек со смещенными гранями, образованных тонкостенными перегородками (1). В таких известных сотовых уплотнениях перегородки заполнителя образованы с помощью тонкостенных гофрированных полос, скрепленных по примыкающим плоскостям граней ячеек электрозаклепками (1) или точечной сваркой (2). Поэтому процесс изготовления таких конструкций, включающий гофрирование полос и их скрепление, с учетом множества граней в сотовой структуре, отличается большой трудоемкостью, требует специального сложного оборудования для производительного выполнения операций сварки и сопровождается большими энергозатратами. Кроме того, для обеспечения высокой удельной прочности и жесткости заполнителя известных сотовых уплотнений со смещенными гранями ячеек, образованными тонкостенными гофрированными полосами, такой заполнитель закрепляют на основании в виде толстостенного листа или обоймы с соединением по всем линиям примыкания кромок ячеек к основанию. Это дополнительно увеличивает сложность процесса изготовления сотовых уплотнений и затраты электроэнергии. При этом и такое закрепление не обеспечивает достаточную жесткость при большой глубине ячеек, а следовательно, и высоте их граней, необходимых при уплотнении больших радиальных зазоров.

Прототипом настоящего изобретения можно считать любой из указанных выше аналогов, содержащий основание и скрепленный с ним заполнитель в виде ячеек с перегородками, образованными соединенными между собой тонкостенными полосами. Таким аналогом является, в частности, сотовое уплотнение, в котором заполнитель с шестигранными ячейками закреплен на основании с помощью пайки расплавлением порошкового припоя по всей поверхности основания, к которой примыкает заполнитель (3). Такое сотовое уплотнение является более технологичным по сравнению с другими известными сотовыми уплотнителями, однако процесс его изготовления также сопровождается большими энергозатратами и требует применения специального сложного оборудования.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания сотового уплотнения радиального зазора турбомашины с такой структурой заполнителя, которая обладала бы высокой удельной прочностью и жесткостью сама по себе, вне связи с основанием, и позволяла бы обеспечить хорошую технологичность конструкции уплотнению в целом.

Эта задача решается в сотовом уплотнении, которое содержит основание и скрепленный с ним заполнитель в виде ячеек с перегородками, образованными соединенными между собой тонкостенными полосами, и в котором, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, перегородки ячеек образованы плоскими полосами, пересекающимися под прямым углом и соединенными между собой с помощью поперечных прорезей на части ширины этих полос, в которые входят сплошные, т. е. оставшиеся неразрезанными части ширины сопряженных полос, а основание выполнено в виде каркаса из полос, проходящих в тангенциальном направлении по его концам, и по меньшей мере двух других поперечных полос, скрепленных по концам с первыми, при этом полосы каркаса расположены в соответствующих вырезах под них в полосах заполнителя, выполненных с обеспечением взаимного стягивания полос заполнителя полосами каркаса.

В таком уплотнении заполнитель представляет собой сотовую структуру с прямоугольными, в частности квадратными, ячейками, последовательно расположенными в двух пересекающихся направлениях без смещения их граней. Это обуславливает более высокую удельную прочность и жесткость заполнителя по всем направлениям по сравнению с другими известными аналогичными уплотнениями и, тем самым, обеспечивает достаточность использования каркасного основания вместо сплошного. Вместе с тем, благодаря стыковочному нежесткому соединению полос заполнителя между собой они обладают податливостью к изгибу, и в аварийных ситуациях, при которых происходит задевание этих пластин лопатками рабочего колеса, предотвращается их повреждение за счет деформации пластин заполнителя.

При изготовлении сотового уплотнения согласно изобретению исключаются операции гофрирования множества полос и соединения их сваркой или электрозаклепками. Соединение полос заполнителя, после выполнения в них соответствующих поперечных прорезей и вырезов в пакете, осуществляется с использованием относительно простой технологической оснастки, а соединение полос каркаса между собой с одновременным закреплением заполнителя выполняется по малому количеству стыков, что может быть осуществлено с минимальными трудозатратами на обычном аппарате точечной сварки или даже с применением клепаного соединения. Кроме хорошей технологичности сотового уплотнения согласно изобретению оно обладает еще одним достоинством, состоящем в том, что ячейки уплотнения, за исключением мест прохождения полос каркасного основания, являются сквозными, что позволяет сообщить их полости с кольцевой камерой за заполнителем для выравнивания давления по окружности или/и для отвода пара во влажнопаровых турбинах. В известных сотовых уплотнениях для этого было необходимо выполнять радиальные отверстия в основании (4).

Сотовое уплотнение согласно изобретению, благодаря высокой удельной жесткости и прочности заполнителя, может быть выполнено в виде отдельных секций с заполнителем и основанием из двух полос, проходящих в тангенциальном направлении, и двух концевых поперечных полос, или с одним общим основанием и отдельными секциями заполнителя. Выполнение сотового уплотнения в виде отдельных секций особенно предпочтительно при больших диаметрах уплотняемого радиального зазора, например, в крупных паровых турбинах – для уплотнения зазоров над рабочими лопатками ступеней цилиндра низкого давления турбины. Это позволяет не только улучшить технологичность, но и обеспечить хорошую ремонтопригодность уплотнения. При этом для указанных условий длину секций в тангенциальном направлении можно рассчитать таким образом, чтобы уплотнение могло быть выполнено из плоских секций с отклонениями от цилиндричности внутреннего контура, не оказывающими негативного влияния на уплотняющую способность.

Сущность настоящего изобретения поясняется следующими далее подробными описаниями примеров его реализации, изображенных на прилагаемых чертежах, на которых:
фиг. 1 показывает в аксонометрии со стороны основания, отдельную секцию сотового уплотнения радиального зазора между рабочим колесом и статором паровой турбины;
фиг. 2 – детали секции на фиг. 1 в разобранном состоянии;
фиг. 3 – узел установки сотового уплотнения из набора секций, показанных на фиг. 1, в диаметральной плоскости среднего по ширине сечения уплотнения;
фиг. 4 – разрез по А-А узла, изображенного на фиг. 3;
фиг. 5 – вид в аксонометрической проекции сотового уплотнения с секционным заполнителем при малых диаметрах статора.

На фиг. 1-4 показан пример выполнения сотового уплотнения радиального зазора между рабочим колесом и статором паровой турбины, характеризующегося большим диаметром уплотняемого зазора. Это уплотнение представлено в виде примера набора уплотнения из отдельных плоских секций А, который наиболее понятно раскрывает сущность изобретения.

Каждая секция А представленного уплотнения состоит из сотового заполнителя, образованного системой плоских тонкостенных полос 1 и 2, и основания, образованного двумя парами концевых толстостенных полос 3 и 4. Полосы 1 и 2 заполнителя пересекаются под прямым углом, образуя сотовую структуру с прямоугольными, в частности квадратными ячейками. Как это ясно видно на фиг. 2, полосы 1 и 2 соединяются между собой с помощью поперечных фиксирующих прорезей 5 и 6, соответственно, на части ширины полос 1 и 2 путем взаимного вставления одних полос в прорези других. Одни из пары полос 3 основания предназначены для расположения в тангенциальном направлении при установке в кольцевые направляющие карманы 7 статорной части Б (фиг. 3-4). Другая пара полос 4 основания расположена в поперечном направлении.

Полосы 2 заполнителя, связанные своими концами с полосами 3 основания, выполнены с вырезами 8 на этих концах, образующими со стороны их установочных прорезей 5 уступы 8, а полосы 1 заполнителя со стороны, противоположной их установочным прорезям 6 выполнены с вырезами 9 для поперечных полос 4 основания. При сборке секции А полосы 3 и 4 основания устанавливаются в указанные вырезы 8 и 9 полос 1 и 2 заполнителя и соединяются по углам сваркой или заклепками 10. Таким образом образуется жесткий и прочный конструкционный модуль.

При сборке статора паровой турбины в каждую из его половин в Т-образные кольцевые пазы с направляющими карманами 7 последовательно устанавливают секции А, образуя замкнутое по окружности сотовое уплотнение (фиг. 3-4). К Т-образному кольцевому пазу в статорной части Б примыкает кольцевая полость 11, обеспечивающая выравнивание давления пара, проникающего через сотовый заполнитель, по окружности, и которая может быть использована также для конденсации и отвода влаги, содержащейся в паре.

При таком исполнении с использованием плоских секций А сотовое уплотнение будет иметь отклонение от цилиндричности, обозначенное на фиг. 3 знаком d, а радиальный зазор по окружности будет изменяться от минимального значения z до максимального значения z + d. При известности радиуса рабочего колеса R и выборе расчетным или опытным путем размеров z и d несложно по известным геометрическим зависимостям определить тангенциальную длину L секции А уплотнения.

Работает описанное сотовое уплотнение обычным образом. Пар со стороны высокого давления поступает в радиальный зазор между уплотнением и рабочим колесом, где происходит его дросселирование торцами сотового заполнителя, а после попадания в его ячейки – снижение скорости и гашение энергии протечек пара через зазор. При осуществлении технического обслуживания и ремонта со вскрытием цилиндра поврежденные секции А сотового уплотнения могут быть извлечены и заменены на новые.

Если к сотовому уплотнению предъявляются повышенные требования и отклонение от цилиндричности описанного выше сотового уплотнения неприемлемо, его конструкция может быть выполнена из секторных кольцевых секций, в которых плоские тонкостенные полосы 1 заполнителя и полосы 3 основания, располагающиеся в тангенциальном направлении, изготовлены криволинейными.

При относительно небольших радиусах уплотняемого зазора между рабочим колесом и статором турбомашины может быть применена конструкция сотового уплотнения, показанная на фиг. 5. В этом уплотнении заполнитель выполнен из отдельных секций В, а основание образовано двумя полукольцевыми полосами 12, располагающимися в тангенциальном направлении, и поперечными полосами 4, установленными на стыке секций В заполнителя.

Для уплотнения валов турбомашин с малым радиусом уплотняемого зазора сотовое уплотнение может быть выполнено, как и другие известные, в виде двух цельных частей для соответствующих половин статора, в каждой из которых заполнитель образован плоскими тонкостенными пластинами, а основание – двумя тангенциальными полосами и расчетным числом поперечных полос. Следует понимать, что показанные на чертежах и описанные примеры реализации изобретения, поясняя его сущность, не исключают другие детальные эквивалентные вариации конструкций. Так, например, полосы основания могут быть расположены относительно заполнителя в противоположной взаимосвязи, вырезы полос заполнителя под полосы основания могут быть другой формы, как и формы полос в поперечном сечении. Может оказаться предпочтительным и некоторое отклонение от прямого угла расположения полос заполнителя относительно друг друга и, соответственно, поперечных полос основания относительно полос, располагающихся в тангенциальном направлении. Возможны и другие эквивалентные вариации конструкции сотового уплотнения в пределах объема изобретения, определяемого его формулой.

Источники информации
1. Патент Франции N 2583493, F 16 J 15/16, 1986 г.

2. Разработка и исследование сотовых уплотнений валов центробежных компрессоров. Э.И., серия ХМ-5, М., 1978 г., N 7, с. 2.

3. Там же, с. 13.

4. Авторское свидетельство СССР N 614272, F 16 J 15/44, 1977 г.

Формула изобретения


1. Сотовое уплотнение радиального зазора турбомашины, содержащее основание и скрепленный с ним заполнитель в виде ячеек с перегородками, образованными соединенными между собой тонкостенными полосами, отличающееся тем, что перегородки ячеек образованы плоскими полосами, пересекающимися под прямым углом и соединенными друг с другом с помощью поперечных прорезей на части ширины этих полос, в которые входят сплошные части ширины сопряженных полос, а основание выполнено в виде каркаса из полос, проходящих в тангенциальном направлении по концам заполнителя и, по меньшей мере, двух других поперечных полос, скрепленных по концам с первыми, при этом полосы каркаса расположены в соответствующих вырезах под них в полосах заполнителя, выполненных с обеспечением взаимного стягивания полос заполнителя полосами каркаса.

2. Сотовое уплотнение по п.1, отличающееся тем, что заполнитель выполнен секционным.

3. Сотовое уплотнение по п.2, отличающееся тем, что полосы основания, проходящие в тангенциальном направлении, выполнены секционными с длиной, соответствующей длине секций заполнителя, а поперечные полосы расположены по концам секций заполнителя, так что при этом секции заполнителя с полосами основания образуют наборное сотовое уплотнение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


TK4A – Поправки к публикациям сведений об изобретениях в бюллетенях “Изобретения (заявки и патенты)” и “Изобретения. Полезные модели”

Страница: 387

Напечатано: Адрес для переписки: 195009, Санкт-Петербург, Свердловская наб., 18, АО ЛМЗ, патентное бюро

Следует читать: Адрес для переписки: 195009, Санкт-Петербург, ул. Ватутина,3, Лит. А, ОАО “Силовые машины”, отдел по управлению интеллектуальной собственностью

Номер и год публикации бюллетеня: 20-2000

Код раздела: FG4A

Извещение опубликовано: 27.09.2005 БИ: 27/2005


MZ4A – Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение на основании заявления, поданного патентообладателем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности

Дата прекращения действия патента: 05.06.2006

Извещение опубликовано: 27.09.2006 БИ: 27/2006


Categories: BD_2153000-2153999