Патент на изобретение №2153095

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2153095 (13) C1
(51) МПК 7
F02M45/02, F02M63/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99107883/06, 13.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

13.04.1999

(45) Опубликовано: 20.07.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 3990413 A, 09.11.76. SU 953249 A, 28.08.82. SU 1719701 A, 15.03.92. RU 2106513 C1, 10.03.98. RU 2011882 C1, 30.04.94. RU 2044917 C1, 27.09.95. DE 3931338 A1, 28.03.91. DE 3937918 A1, 16.05.91. US 4520774 A, 04.06.85. GB 2145472 A, 27.05.86. DE 3330774 A1, 14.03.85.

Адрес для переписки:

127550, Москва, ул.Тимирязевская 58, НПП “Агродизель”, Пономареву Е.Г.

(71) Заявитель(и):

Научно-производственное предприятие “Агродизель”

(72) Автор(ы):

Пономарев Е.Г.,
Девянин С.Н.,
Вальехо Мальдонадо Пабло Рамон

(73) Патентообладатель(и):

Научно-производственное предприятие “Агродизель”

(54) СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкциям топливоподающей аппаратуры дизелей и в частности к системам впрыска с несколькими форсунками, питаемыми общей секцией насоса. Задачей изобретения является улучшение экономических и экологических показателей дизеля путем увеличения давления впрыска и улучшения качества распыливания топлива, снижения жесткости процесса сгорания. Система топливоподачи дизеля содержит линию низкого давления, сообщенную с источником топлива, насос высокого давления с нагнетательной полостью, снабженной впускным, нагнетательным и отсечным каналами. Впускной канал и наполнительный клапан подключены линией низкого давления к источнику топлива, нагнетательный канал и клапан трубопроводом высокого давления – к первому распылителю, установленному в камере сгорания, и канал отсечки – к второму распылителю, размещенному во впускном коллекторе вблизи впускного клапана. Система снабжена регулируемым запорным органом, связанным с устройством управления топливным насосом и размещенным в трубопроводе связи с вторым распылителем. Система топливоподачи снабжена формирователем импульса отсечного топлива, центральный канал которого выполнен в виде линии низкого давления, и подключен к объединенному каналу впуска-отсечки, к линии слива излишков топлива через дроссель с оптимизированным отверстием и к второму распылителю через трубопровод, снабженный золотником, связанным с устройством управления топливным насосом. Оптимизирован объем каналов внутри корпуса формирователя импульсов в зависимости от суммарного объема трубопроводов, полостей и каналов высокого давления. Оптимизировано размещение наполнительного клапана, дросселя и штуцера подключения второго распылителя. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к двигателестроению, а именно к конструкциям топливоподающей аппаратуры дизелей, и в частности к системам впрыска с несколькими форсунками, питаемыми общей секцией насоса.

Уже известна система топливоподачи дизеля, содержащая линию низкого давления, сообщенную с источником топлива, насос высокого давления с размещенным в его корпусе плунжером, нагнетательной полостью и нагнетательным клапаном и подключенным трубопроводом высокого давления к тройнику, сообщенному с основной форсункой закрытого типа, установленной в цилиндре, и с дополнительной форсункой открытого типа с калиброванным распылительным отверстием и обратным клапаном, установленной во впускном трубопроводе, причем ось распылительного отверстия ориентирована на горячую поверхность впускного клапана, а впускной трубопровод снабжен воздушной заслонкой /А.С. СССР N 228374, F 02 B 19/00, 1967 г./.

Указанная система, реализуя способ работы дизеля с двухстадийным смесеобразованием путем подачи части топлива в конце такта сжатия в камеру сгорания и части во впускной трубопровод, позволяет обеспечить оптимальную степень сжатия и повышает литровую мощность двигателя. При малых подачах насоса и холостых пониженных оборотах вала двигателя работает только открытая форсунка во впускном трубопроводе. При увеличении подачи, в силу ограниченности пропускной способности открытой форсунки, вступает в действие закрытая форсунка. По мере дальнейшего увеличения подачи расход через закрытую форсунку изменяется в широких пределах в зависимости от режима работы дизеля, в то время как расход через открытую форсунку остается постоянным или увеличивается незначительно. Около 15-20% топлива от общей подачи при полной мощности подается открытой форсункой. Попадая на горячую поверхность впускного клапана, это топливо предварительно нагревается и в следующем цикле во время процесса впуска /т. е. через два такта/ увлекается воздухом в цилиндр. Под действием высокой температуры в топливе начинаются подготовительные химические реакции, которые продолжаются во время процессов впуска и сжатия. В этих условиях основная порция топлива, впрыскиваемая форсункой закрытого типа в конце такта сжатия, быстро воспламеняется и сгорает без значительного возрастания давления. Указанная система топливоподачи повышает эффективный КПД дизеля и снижает механические нагрузки на детали кривошипного механизма. Однако из-за наличия тройника-распределителя в линии высокого давления нарушается закон изменения давления у штуцера основной форсунки, снижается давление впрыскивания и ухудшается качество распыливания топлива, что отрицательно влияет на протекание рабочего процесса.

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является система топливоподачи дизеля, содержащая линию низкого давления, сообщенную с источником топлива, насос высокого давления с размещенным в его корпусе плунжером, нагнетательной полостью и расположенными с возможностью сообщения с последней каналом впуска и наполнительным клапаном, подключенным к линии низкого давления, нагнетательным каналом, снабженным нагнетательным клапаном и подключенным трубопроводом высокого давления к первому распылителю, размещенному в камере сгорания дизеля, и каналом отсечки, подключенным трубопроводом к второму распылителю, размещенному вблизи впускного клапана во впускном коллекторе дизеля, и содержащая регулируемый запорный орган, связанный с устройством управления топливным насосом /патент США N 3990413, НКИ 123-32, опубл. 1976 г./.

Неоптимальное соотношение объемов линий высокого и низкого давления приводит к снижению давления нагнетания топлива к форсунке, подающей топливо в камеру сгорания, ухудшает характеристики распыливания и качество сгорания топлива в дизеле, а следовательно, снижает экономические и экологические показатели двигателя.

Задачей изобретения является улучшение экономических и экологических показателей дизеля путем совершенствования процесса смесеобразования в дизеле, особенно на высоких нагрузках, снижения жесткости и максимального давления сгорания, а также путем увеличения полноты сгорания.

Для достижения поставленной задачи с заявляемым техническим результатом систему топливоподачи дизеля, содержащую линию низкого давления, сообщенную с источником топлива, насос высокого давления с размещенным в его корпусе плунжером, нагнетательной полостью и расположенными с возможностью сообщения с последней каналом впуска и наполнительным клапаном, подключенным к линии низкого давления, нагнетательным каналом, снабженным нагнетательным клапаном и подключенным трубопроводом высокого давления к первому распылителю, размещенному в камере сгорания дизеля, и каналом отсечки, подключенным трубопроводом к второму распылителю, размещенному вблизи впускного клапана во впускном коллекторе дизеля, и содержащая регулируемый запорный орган, связанный с устройством управления топливным насосом, согласно изобретению систему дополнительно снабжают формирователем импульса давления отсечного топлива, центральный канал корпуса которого выполнен в виде линии низкого давления, а также снабжают линией слива излишков топлива, сообщенной с источником топлива и подключенной через дроссель к корпусу формирователя импульса давления /ФИД/ отсечного топлива, причем каналы впуска и отсечки выполнены в виде одного общего канала впуска-отсечки, примыкающего к центральному каналу корпуса ФИД, регулируемый запорный орган размещен в трубопроводе подвода топлива во второй распылитель, закрепленном штуцером на корпусе ФИД напротив дросселя и сообщенном с центральным каналом его корпуса, наполнительный клапан установлен в торце ФИД, и соотношение объема каналов внутри корпуса ФИД к суммарному объему трубопроводов, полостей и каналов высокого давления выполнено равным /1-7/:1.

Первый и второй распылители могут быть выполнены в виде форсунок закрытого типа. Диаметр отверстия в дросселе линии слива излишков топлива может быть выполнен меньше внутреннего диаметра нагнетательного трубопровода высокого давления, а их соотношение может составлять предпочтительно 0,1-0,5.

Дроссель линии слива излишков топлива и штуцер трубопровода подвода топлива во второй распылитель размещены в корпусе ФИД на одинаковом расстоянии от канала впуска-отсечки, соосны и перпендикулярны оси центрального канала корпуса ФИД.

Анализ известной патентной и научно-технической литературы не выявил наличия технических решений с заявляемой совокупностью существенных признаков.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен общий вид заявляемой системы топливоподачи дизеля.

Система топливоподачи дизеля содержит топливный насос 1 высокого давления, в корпусе которого размещен плунжер 2, ограничивающий своим торцом 3 нагнетательную полость 4, снабженную объединенным каналом 5 впуска-отсечки и нагнетательным каналом 6 с нагнетательным клапаном 7, нагруженным пружиной 8 и подключенным к топливной форсунке 9 закрытого типа, размещенной в камере сгорания 10 дизеля.

Источник 11 топлива и канал 5 впуска-отсечки насоса 1 высокого давления сообщены линией 12 низкого давления топлива.

Система топливоподачи дизеля снабжена ФИД, корпус 13 которого жестко закреплен на корпусе топливного насоса 1 высокого давления. Центральный канал 14 ФИД выполнен в виде участка линии 12 низкого давления. Система снабжена линией 15 слива излишков топлива, сообщенной с источником 11 топлива и подключенной к корпусу ФИД через штуцер 16, снабженный дросселем 17, диаметр отверстия которого оптимизирован. В торце 18 корпуса ФИД вблизи дросселя 17 на входе в него потока топлива из источника 11 топлива в линии 12 низкого давления установлен наполнительный клапан 19, нагруженный пружиной 20. Центральный канал 14 внутри корпуса ФИД может быть выполнен коническим, в виде сопла, в частности, с поверхностью, выполненной по лемнискате. Кроме форсунки 9, размещенной в цилиндре 10 дизеля, система топливоподачи содержит второй распылитель 21, установленный вблизи впускного клапана 22 во впускном коллекторе 23 дизеля.

Система топливоподачи снабжена регулируемым запорным органом 24, выполненным в виде золотника, сблокированного с устройством 25 управления топливным насосом 1. Трубопровод 26 подвода топлива во второй распылитель 21 закреплен штуцером 27 на корпусе 13 ФИД напротив дросселя 17 и сообщен с центральным каналом 14 его корпуса 13 и снабжен обратным клапаном 28 с пружиной 29, установленным непосредственно перед вторым распылителем 21. Ось 30 штуцера 27 крепления трубопровода 26 ко второму распылителю 21 и ось 31 дросселя 17 в линии 15 слива могут быть соосны, удалены на одинаковое расстояние от канала 5 впуска-отсечки и перпендикулярны оси центрального канала 14 корпуса ФИД. Регулирование топливного насоса 1 высокого давления на рабочих режимах работы дизеля осуществляется специальным устройством 25 управления, например, с помощью рейки, подсоединенной тягой 32 к запорному органу 24.

Линия 33 высокого давления представляет собой трубопровод высокого давления, связывающий нагнетательную полость 4 насоса 1 через нагнетательный канал 6 с клапаном 7 и с топливной форсункой 9. Объем каналов внутри корпуса 13 ФИД включает объем центрального канала 14, канала 5 впуска-отсечки и соединительных каналов 34 и 35 с дросселем 17 и трубопроводом 26 соответственно.

Заявляемое устройство работает следующим образом.

Для нагнетания топлива в линию 33 высокого давления осуществляют забор его, например, с помощью подкачивающего насоса /не показан/ из источника 11 топлива. Далее по линии 12 низкого давления топливо поступает к наполнительному клапану 19, отрегулированному на давление открытия. В момент, когда перепад на клапане 19 превысит давление его открытия, топливо, пройдя через клапан 19, поступает в центральный канал 14 ФИД и далее по каналу 5 впуска-отсечки подается в топливный насос 1 высокого давления. При этом плунжер 2 насоса 1 движется вниз, создавая разрежение в нагнетательной полости 4 и канале 14. При движении плунжера 2 вверх и после перекрытия им канала 5 впуска-отсечки начинается процесс нагнетания, давление в полости 4 увеличивается, и, когда оно превысит давление затяжки пружины 8, нагнетательный клапан 7 откроется и топливо поступает в линию 33 высокого давления к топливной форсунке 9 для впрыскивания в камеру сгорания 10 дизеля.

Плунжер 2 продолжает перемещаться вверх и в момент совмещения отсечной кромки плунжера с каналом 5 впуска-отсечки происходит отсечка топлива из линии 33 высокого давления. Давление в нагнетательной полости 4 падает, и процесс нагнетания заканчивается. При отсечке образуется импульс, величину которого можно регулировать посредством изменения проходного сечения дросселя 17 и оптимизации объема полости внутри корпуса 13 ФИД.

Импульс отсечки перемещается по трубопроводу 26 к второму распылителю 21, преодолевая затяжку пружины 29. Клапан 28 открывается, и, таким образом, осуществляется впрыск дополнительной порции топлива во впускной коллектор 23 только под действием импульса отсечки без связи с линией 33 высокого давления. Количество поступающего топлива и качество распыливания через второй распылитель 21 зависит от затяжки пружины 29 клапана 28 и пропускной способности дросселя 17. При изменении скоростного и нагрузочного режима дизеля количество поступающего топлива через второй распылитель 21 автоматически регулируется при помощи запорного органа 24 – золотника, сблокированного с устройством 25 управления топливным насосом 1, например, посредством рейки, подсоединенной тягой 32. Кроме того регулирование производительности распылителя 21 достигается также посредством воздействия на давление открытия клапана 28 и величину проходного сечения соединительного канала 35.

Лишнее топливо, не участвующее в процессе впрыскивания дополнительной порции во впускной коллектор 23, возвращается в линию слива 15, по центральному каналу 14, соединительному каналу 34 и далее через дроссель 17 в емкость источника 11 топлива.

Впрыскивание дополнительной порции топлива во впускной коллектор 23 осуществляется в конце такта сжатия, в начале такта рабочего хода, когда впускной клапан 22 и выпускной клапан /не показан/ находятся в закрытом положении. Струю дополнительной порции топлива направляют на тарелку впускного клапана 22. Таким образом, данная порция топлива в течение большей части цикла остается в околоклапанной зоне, под действием температуры поверхностей впускного клапана подогревается, испаряется и хорошо смешивается с воздухом при впуске. При этом в камеру сгорания дизеля поступает смесь воздуха с топливом в виде пара, что приводит к наилучшим результатам рабочего процесса.

Оптимизация соотношения объемов линии высокого и низкого давления, полости ФИД, приводит к увеличению давления нагнетания топлива к форсунке, подающей топливо в камеру сгорания, улучшает характеристики распыла и полноту сгорания топлива в дизеле, а следовательно, его экономические и экологические показатели.

Предлагаемое техническое решение является новым, имеющим изобретательский уровень и промышленно применимо в автотракторной технике.

Формула изобретения


1. Система топливоподачи дизеля, содержащая линию низкого давления, сообщенную с источником топлива, насос высокого давления с размещенным в его корпусе плунжером, нагнетательной полостью и расположенными с возможностью сообщения с последней каналом впуска и наполнительным клапаном, подключенным к линии низкого давления, нагнетательным каналом, снабженным нагнетательным клапаном и подключенным трубопроводом высокого давления к первому распылителю, размещенному в камере сгорания дизеля, и каналом отсечки, подключенным трубопроводом к второму распылителю, размещенному вблизи впускного клапана во впускном коллекторе дизеля, и содержащая регулируемый запорный орган, связанный с устройством управления топливным насосом, отличающаяся тем, что система дополнительно снабжена формирователем импульса давления отсечного топлива, центральный канал в корпусе которого выполнен в виде линии низкого давления, а также снабжена линией слива излишков топлива, сообщенной с источником топлива и подключенной через дроссель к корпусу формирователя импульса давления отсечного топлива, причем каналы впуска и отсечки выполнены в виде одного общего канала впуска-отсечки, примыкающего к центральному каналу корпуса формирователя импульса давления (ФИД), регулируемый запорный орган размещен в трубопроводе подвода топлива во второй распылитель, закрепленном штуцером на корпусе ФИД напротив дросселя и сообщенном с центральным каналом его корпуса, наполнительный клапан установлен в торце ФИД и соотношение объема каналов внутри корпуса ФИД и суммарного объема трубопроводов, полостей и каналов высокого давления выполнено равным 1 – 7 : 1.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что первый и второй распылители выполнены в виде форсунок закрытого типа.

3. Система по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что диаметр отверстия в дросселе линии слива излишков топлива выполнен меньше внутреннего диаметра нагнетательного трубопровода высокого давления, а их отношение составляет предпочтительно 0,1 – 0,5.

4. Система по пп.1 – 3, отличающаяся тем, что дроссель линии слива излишков топлива и штуцер трубопровода подвода топлива во второй распылитель размещены в корпусе ФИД на одинаковом расстоянии от канала впуска-отсечки, соосны и перпендикулярны оси центрального канала корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 13.04.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 35-2003

Извещение опубликовано: 20.12.2003


Categories: BD_2153000-2153999