(21), (22) Заявка: 2002134997/06, 25.12.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
25.12.2002
(43) Дата публикации заявки: 10.10.2004
(45) Опубликовано: 10.03.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
RU 2117806 C1, 20.08.1998. ЕР 0576717 A1, 05.01.1994. ЕР 1158247 А2, 28.11.2001. US 5400589 А, 28.03.1995. US 2807931 А, 01.10.1957. SU 309143 А, 15.09.1971.
Адрес для переписки:
127221, Москва, ул. Полярная, 32, кв.41, А.В. Андрееву
|
(72) Автор(ы):
Андреев А.В. (RU), Колесниченко В.Г. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Андреев Анатолий Васильевич (RU), Колесниченко Владимир Григорьевич (RU)
|
(54) ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
(57) Реферат:
Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя содержит установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре. Периферийная часть форсажной камеры и полость наружного контура сообщены, по меньшей мере, тремя полуволновыми акустическими волноводами. Выходы полуволновых акустических волноводов расположены в плоскости фронтового устройства, а входы перед смесителем. Длину акустических волноводов определяют из соотношения, защищаемого изобретением. Изобретение позволяет расширить диапазон эффективного подавления тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упростить конструкцию и снизить массу форсажной камеры путем подавления колебаний давления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкции форсажной камеры двухконтурного турбореактивного двигателя.
Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус и установленное в нем фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном, установленным в корпусе (1).
Недостатком ее является демпфирование колебаний давления в узком диапазоне частот.
Известна форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенная на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре (2).
Такая форсажная камера при наступлении спонтанного режима вибрационного горения не имеет устройства для подавления энергии возникающих тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа.
Также известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая устройство для поглощения акустических колебаний газа, работающее как резонансный поглотитель (резонатор Гельмгольца), выполненное в обтекателе задней опоры турбины в виде перфорации на двух участках, расположенных на определенной длине относительно фронтового устройства, с втулками и заглушками из пористого материала в них в переднем участке (3).
Эта форсажная камера при наступлении режима вибрационного горения демпфирует колебания, но является тяжелой и сложной конструкцией.
Задача изобретения – расширение диапазона эффективного подавления тангенциальных и радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.
Задача решается тем, что в форсажной камере двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащей установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, и лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре, периферийная часть форсажной камеры и полость наружного контура сообщены по меньшей мере тремя полуволновыми акустическими волноводами, при этом их выходы расположены в плоскости фронтового устройства, а входы перед смесителем, причем длину акустических волноводов определяют из соотношения
, где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
Кроме того, в форсажной камере со стороны входа в акустический волновод или выхода из него может быть дополнительно установлен четвертьволновый резонатор, закрытый с торцов и сообщенный каналом с полостью волновода, расположенным в его середине, при этом длину резонатора определяет из соотношения: , где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний, причем четвертьволновые резонаторы выполнены в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца, сообщенных каналами с акустическими волноводами.
Сообщив периферийную часть форсажной камеры с полостью наружного контура, по меньшей мере, тремя полуволновыми акустическими волноводами, мы получаем возможность максимального выноса акустической энергии в наружный контур двигателя при вибрационном горении.
Установив с полуволновыми акустическими волноводами дополнительно через общий канал четвертьволновые резонаторы мы получаем возможность увеличить потери волновой энергии внутри волноводов.
Выполнив четвертьволновые резонаторы в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца, сообщенных с полуволновыми акустическими волноводами каналами, расположенными в середине их длины, мы получаем возможность выполнения компактной поддерживающей конструкции устройства, хорошо работающей в условиях двухконтурных турбореактивных двигателей с малыми гидравлическими потерями.
Рассчитав длину полуволновых акустических волноводов и длину четвертьволновых резонаторов, мы получаем возможность выполнить устройство для подавления колебаний при вибрационном горении и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней в более широком диапазоне рабочих режимов. Устройство, требующееся для этого, получается более простым и с меньшей массой.
Это обеспечивает задачу изобретения – расширение диапазона эффективного подавления тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.
На фиг.1 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом.
На фиг.2 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом и дополнительным четвертьволновым резонатором.
На фиг.3 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом и четвертьволновым резонатором, выполненным в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца.
На фиг.4 представлено сечение А-А фиг.3 по четвертьволновым резонаторам и волноводам.
Форсажная камера содержит установленное в корпусе 1 фронтовое устройство 2 с кольцевыми стабилизаторами пламени 3, размещенное на выходе из диффузора 4, образованного корпусом 1 и обтекателем 5 задней опоры 6 турбины 7. На опоре 6 закреплен смеситель 8 потоков наружного 9 и внутреннего 10 контуров, периферийная часть 11 форсажной камеры и полость 12 наружного контура 9 сообщены полуволновыми акустическими волноводами 13 с выходами 14, расположенными в плоскости 15 фронтового устройства 2 и входами 16 перед смесителем 8. Длина акустических волноводов определяется из соотношения: , где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний. Со стороны входа 16 в акустический волновод 13 или выхода 14 из него дополнительно установлен четвертьволновой резонатор 17, закрытый с торцов 18, 19 и сообщенный каналом 20 с полостью 21 волновода 13, расположенным в его середине. Длина резонатора 17 определяется из соотношения: , где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний. Четвертьволновые резонаторы 17 могут быть выполнены в виде полостей 22 разделенного стенками 23, 24 тороидального кольца 25 и сообщены с акустическими волноводами 13 каналами 20, расположенными в середине их длины.
При работе форсажной камеры в режиме вибрационного горения при любой форме поперечных колебаний давления по волноводам 13 в наружный контур 9 идет плоская волна. Так как длина акустических волноводов 13 определена близкой к 0,5 , во всех случаях колебаний (тангенциальных и радиальных) будет максимальный вынос энергии акустических колебаний в полость 12 наружного контура 9. Благодаря наличию в конструкции дополнительных четвертьволновых резонаторов 17, акустически связанных через каналы 20 с волноводами 13, потери волновой энергии увеличиваются за счет демпфирования колебаний в них, потери волновой энергии поперечных колебаний в связанной системе волноводов 13 и резонаторов 17 в полость 12 будут максимальны.
Таким образом, подбирая длины акустических волноводов 13 и дополнительно установленных четвертьволновых резонаторов 17, можно настроить устройство на подавление акустических колебаний поперечных мод колебаний в форсажной камере при вибрационном горении.
Литература
1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. Москва: Машиностроение, 1969. С.445.
2. Копелев С.З., Гуров С.В. Тепловое состояние элементов конструкции авиационных двигателей. Москва: Машиностроение, 1978. С.177, 178. Рис.10.1.
3. Патент РФ №2117806, F 02 К 3/10,15.02.1995.
Формула изобретения
1. Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре, отличающаяся тем, что периферийная часть форсажной камеры и полость наружного контура сообщены, по меньшей мере, тремя полуволновыми акустическими волноводами, при этом их выходы расположены в плоскости фронтового устройства, а входы перед смесителем, причем длину акустических волноводов определяют из соотношения

где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
2. Форсажная камера по п.1, отличающаяся тем, что со стороны входа в акустический волновод или выхода из него дополнительно установлен четвертьволновый резонатор, закрытый с торцов и сообщенный каналом с полостью волновода, расположенной в его середине, при этом длину резонатора определяют из соотношения

где – длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
3. Форсажная камера по п.2, отличающаяся тем, что четвертьволновые резонаторы выполнены в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца, сообщенных каналами с акустическими волноводами.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.12.2005
Извещение опубликовано: 27.01.2007 БИ: 03/2007
|