|
(21), (22) Заявка: 2003129042/11, 26.09.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
26.09.2003
(30) Конвенционный приоритет:
20.05.2003 (п.1) UA 2003054571
(45) Опубликовано: 10.03.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
БЕЛОКОНЬ Я.Э. Тракторы. – Киев: Урожай, 1987, с.211, 252, 302. SU 984900 A, 30.12.1982. RU 2055757 C1, 10.03.1996. US 6454041 A1, 24.09.2002. ЕР 1067007 А, 10.01.2001.
Адрес для переписки:
61024, г. Харьков, ул. Студенческая, д.5/2а, ООО “Агроимпорт”
|
(72) Автор(ы):
Трофимченко Александр Александрович (UA)
(73) Патентообладатель(и):
Общество с ограниченной ответственностью “Агроимпорт” (UA)
|
(54) МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в транспортных средствах, предпочтительно в тракторах, оборудованных механизмом отбора мощности с независимым приводом. Механизм отбора мощности содержит вал привода, связанную с валом привода втулку, размещенную в проточке коленчатого вала двигателя транспортного средства, и штифты, установленные в отверстиях и соединяющие втулку с коленчатым валом. Новым является то, что отверстия для установки штифтов выполнены в месте контакта втулки и проточки коленчатого вала и образованы продольными углублениями на контактирующих поверхностях втулки и проточки, а маховик двигателя закреплен непосредственно на торце коленчатого вала. Техническим результатом является упрощение конструкции механизма, повышение его технологичности и уменьшение габаритных размеров. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам отбора мощности транспортного средства, и может быть использовано преимущественно на тракторах, оборудованных механизмом отбора мощности для привода навесного или прицепного технологического оборудования.
Известен механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий вал привода, связанный с двигателем транспортного средства и передающий поток мощности от двигателя к установленному на транспортном средстве технологическому оборудованию [1]. Связь вала привода с двигателем осуществлена через ведущий вал коробки передач, соединенный с ведомым элементом муфты сцепления.
Недостатком известного устройства является сложность его конструкции. Кроме того, работа устройства зависит от работы муфты сцепления и поэтому оно не обеспечивает передачу к технологическому оборудованию независимого потока мощности. Вследствие этого при выключении муфты сцепления в момент переключения передач поток мощности, передаваемый через вал привода, прерывается, что приводит к прерыванию работы технологического оборудования.
Наиболее близким к заявляемому и принятым в качестве прототипа является известный механизм отбора мощности трактора, содержащий вал привода, связанную с валом привода втулку, установленную в проточке коленчатого вала двигателя трактора, и штифты, связывающие втулку с коленчатым валом [2]. Штифты одним концом консольно установлены в продольных отверстиях, выполненных в торце коленчатого вала двигателя, а другим концом входят в отверстия фланца, выполненного на втулке. Фланец одной своей плоскостью с помощью болтов и штифтов прикреплен к торцу коленчатого вала, а к другой плоскости фланца также с помощью болтов и штифтов прикреплен маховик двигателя. Вал привода известного устройства связан с коленчатым валом двигателя и поэтому обеспечивает передачу к технологическому оборудованию независимого потока мощности.
Недостатком известного механизма отбора мощности трактора является сложность его конструкции из-за наличия на втулке фланца и низкая его технологичность, так как втулка требует высокой точности ее изготовления, что необходимо для точной установки и балансировки на ней маховика двигателя. Кроме того, расположение фланца втулки между торцом коленчатого вала и маховиком увеличивает в целом продольные габариты двигателя.
В основу изобретения поставлена задача создать такой механизм отбора мощности транспортного средства, в котором новое место расположения отверстий для установки штифтов, соединяющих втулку с коленчатым валом двигателя, и новая конструкция втулки, позволили бы упростить конструкцию механизма и повысить его технологичность, что снижает трудоемкость изготовления механизма.
Поставленная задача достигается тем, что в механизме отбора мощности транспортного средства, преимущественно трактора, содержащем вал привода, связанную с валом привода втулку, размещенную в проточке коленчатого вала двигателя транспортного средства, и штифты, установленные в отверстиях и соединяющие втулку с коленчатым валом, согласно изобретению отверстия для установки штифтов выполнены в месте контакта втулки и проточки коленчатого вала и образованы продольными углублениями на контактирующих поверхностях втулки и проточки.
В результате использования изобретения обеспечивается получение технического результата, заключающегося в упрощении конструкции механизма и повышении его технологичности.
Между совокупностью существенных признаков заявляемого устройства и достигаемым техническим результатом существует следующая причинно-следственная связь.
Отличительной особенностью изобретения является новое место расположения отверстий со штифтами, а именно: они выполнены в месте контакта втулки и проточки коленчатого вала. Это позволяет выполнить втулку новой формы без фланца, что упрощает конструкцию всего механизма, не снижая при этом надежности связи втулки с коленчатым валом. Отсутствие на втулке фланца, требующего точного изготовления его поверхностей, повышает технологичность втулки и следовательно механизма отбора мощности в целом. При этом маховик закрепляется непосредственно на торце коленчатого вала, что позволяет уменьшить продольные габариты двигателя на величину толщины фланца. Все вышеизложенное свидетельствует о наличие причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков изобретения и достигаемым техническим результатом.
На фиг.1 изображено соединение вала привода заявляемого механизма отбора мощности с двигателем транспортного средства, а на фиг.2 – разрез А-А на фиг.1.
Механизм отбора мощности транспортного средства, а именно трактора, содержит вал 1 привода, расположенный внутри полого вала 2 муфты сцепления и полого ведущего вала коробки передач (на чертеже не показан). Вал 1 привода через зубчатую и фрикционную муфты связан с выходными валами привода насоса гидросистемы и привода навесного или прицепного технологического оборудования с активными рабочими органами (на чертеже не показаны). С валом 1 привода с помощью шлицевого соединения связана втулка 3, установленная в осевой цилиндрической проточке 4 коленчатого вала 5, на торце которого с помощью болтов и штифтов закреплен маховик 6 двигателя транспортного средства. Втулка 3 соединена с коленчатым валом 5 двигателя с помощью штифтов 7, установленных в продольных отверстиях, выполненных в месте контакта втулки 3 и проточки 4 коленчатого вала. Отверстия для установки штифтов 7 образованы продольными углублениями 8 и 9 на контактирующих поверхностях соответственно втулки 3 и проточки 4 коленчатого вала 5.
Механизм отбора мощности транспортного средства работает следующим образом.
При работающем двигателе крутящий момент от коленчатого вала 5 через штифты 7 и втулку 3 передается на вал 1 привода, обеспечивая его постоянное вращение вместе с коленчатым валом. При этом от двигателя передается независимый поток мощности на выходные валы механизма отбора мощности, включаемые зубчатой и фрикционной муфтами (на чертеже не показаны). Выходные валы приводят в движение навесное или прицепное технологическое оборудование, работа которого обеспечивается независимо от работы коробки передач как при включенной, так и при выключенной муфте сцепления.
Благодаря новому расположению отверстий со штифтами 7 и новой форме втулки 3 упрощается ее конструкция и изготовление, что приводит к упрощению конструкции механизма отбора мощности в целом и повышению его технологичности. Из-за того, что втулка 3 не препятствует закреплению маховика 6 двигателя на торце коленчатого вала 5, уменьшаются продольные габариты двигателя. Это позволяет унифицировать двигатели транспортных средств, имеющих механизм отбора мощности с независимым приводом, и транспортных средств этого же типа, не имеющих такого механизма.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №984900, МПК3 В 60 К 17/28, 1982, Бюл. №48.
2. Тракторы. Под. ред. Я.Э.Белоконя, Киев, “Урожай”, 1987, С.211, 252, 302 (прототип).
Формула изобретения
Механизм отбора мощности транспортного средства, преимущественно трактора, содержащий вал привода, связанную с валом привода втулку, размещенную в проточке коленчатого вала двигателя транспортного средства, и штифты, установленные в отверстиях и соединяющие втулку с коленчатым валом, отличающийся тем, что отверстия для установки штифтов выполнены в месте контакта втулки и проточки коленчатого вала и образованы продольными углублениями на контактирующих поверхностях втулки и проточки, а маховик двигателя закреплен непосредственно на торце коленчатого вала.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 27.09.2005
Извещение опубликовано: 27.12.2006 БИ: 36/2006
|
|