Патент на изобретение №2153020

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2153020 (13) C1
(51) МПК 7
C22C19/05
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 07.06.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99110984/02, 27.05.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.05.1999

(45) Опубликовано: 20.07.2000

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2070597 C1, 20.12.1996. RU 2020178 C1, 30.09.1994. RU 2017851 C1, 15.08.1994. US 5130087 A, 14.07.1992. GB 1397066 A, 11.06.1975. EP 0045563 A1, 10.02.1982. EP 0358185 A1, 14.03.1990.

Адрес для переписки:

107005, Москва, ул. Радио 17, ВИАМ, генеральному директору Каблову Е.Н.

(71) Заявитель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов

(72) Автор(ы):

Каблов Е.Н.,
Павлов А.Ф.,
Кишкин С.Т.,
Логунов А.В.,
Сидоров В.В.,
Демонис И.М.,
Петрушин Н.В.

(73) Патентообладатель(и):

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов

(54) ЛИТЕЙНЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ


(57) Реферат:

Литейный жаропрочный сплав на основе никеля содержит следующие компоненты, мас. %: хром 6,5-10,5, кобальт 6,0-10,0, молибден 2,7-4,0, алюминий 4,8-5,7, титан 4,2-4,7, углерод 0,06-0,20, бор 0,005-0,015, цирконий 0,01-0,02, вольфрам 1,0-1,8, ниобий 0,5-1,0, церий 0,002-0,015, один элемент из группы, включающей иттрий и скандий 0,0015-0,01, ванадий 0,1-1,0, кальций 0,001-0,015, лантан 0,002-0,02, никель остальное. Техническим результатом изобретения является получение высокого уровня жаропрочных и усталостных свойств с пониженной плотностью и улучшенной жидкотекучестью сплава. Сплав может быть использован для изготовления отливок, например, рабочих и сопловых лопаток газотурбинных двигателей с равноосной и направленной структурой, работающих в условиях высоких температур и напряжений. 2 табл.


Предлагаемое изобретение относится к композиции литейного жаропрочного сплава на основе никеля, предназначенного для изготовления отливок, например, рабочих и сопловых лопаток газотурбинных двигателей с равноосной и направленной структурой, работающих в условиях высоких температур и напряжений.

Возрастающие требования к материалам высоконагруженных авиационных двигателей не могут быть удовлетворены без создания литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе, способных длительно работать в интервале температур 800-1050oC. За счет подбора определенного соотношения легирующих компонентов – кобальта, вольфрама, хрома, титана, алюминия и других – удалось получить сплавы с высокими жаропрочными свойствами. При этом необходимо отметить, чем выше рабочая температура на материале лопатки турбины, тем выше мощность газотурбинного двигателя.

Одним из основных направлений повышения жаропрочности рассматриваемых сплавов являлось повышение в их составе доли тугоплавких легирующих металлов, прежде всего вольфрама, который дополнительно упрочняет твердый раствор и тем самым замедляет диффузионные процессы при повышенных температурах. Известные зарубежные сплавы содержат 12-13% W (сплавы MAR-M200 и ММ-009), отечественные сплавы содержат 10-12% W (сплавы ЖС6У, ЖС6Ф, ЖС3О). Однако при введении в сплавы повышенного количества вольфрама заметно возрастает их удельный вес (плотность). Сплавы и изготовленные из них лопатки имеют повышенную массу, в результате возрастают центробежные нагрузки при работе газотурбинного двигателя и может произойти преждевременное разрушение элементов конструкции двигателя, вызванного циклическими, статическими, ударными и другими нагрузками.

В связи с усложнением конструкции лопаток и особенно их внутренней полости толщина стенок лопаток в некоторых сечениях может составлять 0,5-1,0 мм. Поэтому для гарантированного заполнения таких тонких сечений металлом сплавы должны обладать высокой жидкотекучестью. Между тем сплавы, содержащие повышенное количество вольфрама, отличаются невысокой жидкотекучестью и поэтому не могут применяться при отливке турбинных лопаток, имеющих толщину стенки до 0,5 мм.

Очевидно, что работоспособность материала лопатки современного газотурбинного двигателя определяется не только уровнем жаропрочности и других механических свойств, но также зависит от его физических и технологических свойств (плотности и жидкотекучести).

Известен литейный жаропрочный сплав IN-731 (см. книгу “Суперсплавы II: Жаропрочные материалы для аэрокосмических и промышленных энергоустановок” /Под ред. Симса Ч.Т., Столоффа Н.С., Хагеля У.К.: Пер. с англ. В 2-х книгах. Кн. 2. /Под ред. Шалина Р.Е. – М.: Металлургия, 1995. – 384 с.) следующего химического состава, мас.%:
Хром – 9,5
Кобальт – 10,0
Молибден – 2,5
Алюминий – 5,5
Титан – 4,6
Углерод – 0,18
Бор – 0,015
Цирконий – 0,06
Ванадий – 1,0
Никель – Остальное
Как показали дополнительные исследования, этот сплав имеет невысокий уровень жаропрочных свойств: при температуре 975oC 40-часовой предел длительности прочности (97405) равен 19 кгс/мм2. Хотя его плотность (d) составляет 7,7 г/см3 т.е. ниже, чем у сплавов с высоким содержанием вольфрама (d = 8,5 г/см3), однако удельная жаропрочность (97405/d) составляет всего 19/7,7=2,47 км. Кроме того, этот сплав имеет недостаточно хорошую жидкотекучесть.

За прототип предлагаемого сплава был взят литейный жаропрочный сплав на основе никеля по патенту РФ N 2070597, Б.И. 35, 1996 г. Сплав имеет следующий химический состав, мас.%:
Хром – 7,0-14,0
Кобальт – 8,0-15,0
Молибден – 0,7-3,0
Алюминий – 4,0-6,0
Титан – 1,0-4,0
Углерод – 0,05-0,20
Бор – 0,005-0,07
Цирконий – 0,01-0,10
Вольфрам – 9,0-12,0
Ниобий – 0,5-4,0
Церий – 0,002-0,025
Один элемент из группы, включающей иттрий и скандий – 0,0013-0,0085
Никель – Остальное
Сплав отличается высокими термоусталостными свойствами.

Дополнительная проверка показала, что известный сплав имеет следующий уровень жаропрочных свойств: при температуре 975oC 40-часовой предел длительной прочности равен 23 кгс/мм2. Однако плотность сплава высокая и составляет 8,5 г/см3 т. е. удельная жаропрочность составляет 23/8,5 = 2,7 км. Кроме того, сплав обладает недостаточно высокой жидкотекучестью.

Технической задачей данного изобретения является разработка литейного жаропрочного сплава, который сочетал бы в себе высокий уровень жаропрочных и термоусталостных свойств с пониженной плотностью и жидкотекучестью.

Поставленная задача достигается тем, что литейный жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий хром, кобальт, молибден, алюминий, титан, углерод, бор, цирконий, вольфрам, ниобий, церий, один элемент из группы, включающей иттрий и скандий, дополнительно содержит ванадий, кальций и лантан при следующем соотношении компонентов сплава, мас.%:
Хром – 6,5-10,5
Кобальт – 6,0-10,0
Молибден – 2,7-4,0
Алюминий – 4,8-5,7
Титан – 4,2-4,7
Углерод – 0,06-0,20
Бор – 0,005-0,015
Цирконий – 0,01-0,02
Вольфрам – 1,0-1,8
Ниобий – 0,5-1,0
Церий – 0,002-0,015
Один элемент из группы, включающей иттрий и скандий – 0,0015-0,01
Ванадий – 0,1-1,0
Кальций – 0,001-0,015
Лантан – 0,002-0,02
Никель – Остальное
Для снижения плотности предлагаемого сплава содержание вольфрама в нем понижено с 9-12% до 1,0-1,8%, одновременно повышено содержание титана с 1-4% до 4,2-4,7%. Кроме того, дополнительное повышение содержания титана позволило увеличить в нем количество упрочняющей – фазы Ni3(Al, Ti). Для дополнительного повышения жаропрочных свойств сплава в его состав ввели ванадий, лантан, которые стабилизируют – фазу, замедляя ее коагуляцию при высоких температурах и напряжениях.

Экспериментально нами было установлено, что низкая жидкотекучесть сплава связана с повышенной его окисляемостью: обычно в сплаве содержится 0,002-0,003% кислорода. Введение в сплав кальция в качестве эффективного раскислителя позволило существенно понизить в сплаве содержание кислорода до 0,0005-0,001% и тем самым заметно повысить жидкотекучесть сплава. Повышению жидкотекучести сплава способствует также понижение в сплаве содержания вольфрама.

Проверка показала, что сплав с равноосной структурой имеет следующий уровень жаропрочных свойств: при температуре 975oC 40-часовой предел длительной прочности сплава равен 21 кгс/мм2, плотность сплава равна 7,8 г/см3 т. е. удельная жаропрочность составляет 21/7,8 = 2,7 км (аналогично сплаву – прототипу).

Сплав отличается высокой жидкотекучестью, которую оценивали по длине спирали в специальной литейной форме, залитой при температуре металла 1540oC. Если длина спирали у сплава-прототипа составляла 0,8-1,0 м, то у предлагаемого сплава она возросла до 1,5-2,0 м.

Примеры осуществления
Сплавы выплавлялись в вакуумной индукционной печи при разрежении 10-2 – 10-3 мм рт. ст. и заливались в чугунные кокили. Полученные заготовки переплавлялись в вакуумной порционной печи и заливались в горячие оболочковые формы, приготовленные по выплавляемым моделям. Таким образом получали отливки с равноосной структурой. Из предлагаемого сплава также получали отливки и с направленной или монокристаллической структурой. В этом случае полученные после вакуумной индукционной плавки заготовки переплавляли в установке для направленной кристаллизации типа УВНК-8П.

В вакуумной индукционной печи емкостью 100 кг были выплавлены различные композиции предлагаемого сплава. Химический состав сплава с равноосной и направленной структурами приведен в таблице 1. Свойства выплавленных сплавов представлены в таблице 2.

Заявляемый сплав составов 2…7 выплавлялся с равноосной структурой, составов 8 и 9 – с направленной структурой, а состав 1 – по сплаву-прототипу с равноосной структурой.

Как видно из таблицы 2, все восемь составов предлагаемого сплава имеют высокую удельную жаропрочность, меньшую плотность и лучшую жидкотекучесть и более высокую термостойкость, чем сплав-прототип.

Предлагаемый сплав с равноосной структурой имеет следующие характеристики жаропрочности и кратковременной прочности: при температуре 975oC и напряжении 21 кгс/мм2 время до разрушения составляет 75-95 ч, предел прочности при комнатной температуре составляет 93-102 кгс/мм2, относительное удлинение – 7,5-12%.

Жаропрочные свойства предлагаемого сплава в отливках с направленной структурой имеют следующие значения: при температуре 975oC и напряжении 21 кгс/мм2 время до разрушения составляет 160-165 ч, при температуре 975oC и напряжении 24 кгс/мм2 время до разрушения составляет 60 ч.

Число циклов до разрушения (долговечность при испытании на термоусталость) составляет 650-680 циклов (для отливок с равноосной структурой) и 1300-1350 циклов (для отливок с направленной структурой).

Таким образом, предлагаемый сплав обладает сочетанием высокого уровня жаропрочности и термоусталости с пониженной плотностью и высокой жидкотекучестью, что позволяет применять его для производства деталей ГТД нового поколения с увеличенным ресурсом работы.

Формула изобретения


Литейный жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий хром, кобальт, молибден, алюминий, титан, углерод, бор, цирконий, вольфрам, ниобий, церий, один элемент из группы, включающей иттрий и скандий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит ванадий, кальций и лантан при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Хром – 6,5 – 10,5
Кобальт – 6,0 – 10,0
Молибден – 2,7 – 4,0
Алюминий – 4,8 – 5,7
Титан – 4,2 – 4,7
Углерод – 0,06 – 0,20
Бор – 0,005 – 0,015
Цирконий – 0,01 – 0,02
Вольфрам – 1,0 – 1,8
Ниобий – 0,5 – 1,0
Церий – 0,002 – 0,015
Один элемент из группы, включающей иттрий и скандий – 0,0015 – 0,01
Ванадий – 0,1 – 1,0
Кальций – 0,001 – 0,015
Лантан – 0,002 – 0,02
Никель – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2153000-2153999