Патент на изобретение №2246057

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2246057 (13) C2
(51) МПК 7
F16H25/22
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – прекратил действие, но может быть восстановлен

(21), (22) Заявка: 2003104666/11, 17.02.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.02.2003

(43) Дата публикации заявки: 27.08.2004

(45) Опубликовано: 10.02.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ТРУПАРЕВ А.И. “Винтовые механизмы и передачи”, Москва, Машиностроение, 1982, стр.118. GB 1288145, 06.09.1972. JP 54120366, 18.09.1979. SU 292045 A1, 01.01.1971. RU 2104430 C1, 10.02.1998.

Адрес для переписки:

300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “Конструкторское бюро приборостроения”

(72) Автор(ы):

Грязев В.П. (RU),
Дульнев В.А. (RU),
Степанов Л.В. (RU),
Зудов А.Л. (RU),
Бурлаков Б.В. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения” (RU)

(54) ШАРИКОВИНТОВОЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

(57) Реферат:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах. Шариковинтовой передаточный механизм содержит винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек, взаимодействующих с шариками, помещенными между витками резьбы. Шарики, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами. Каждый упругий элемент выполнен в виде крестообразной пластинчатой пружины, размещенной в кольцевой проточке гайки. Продольные концы пружины выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные – с внутренним диаметром гайки. Упругий элемент может быть выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия. Технический результат заключается в повышении кинематической точности механизма. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механических приводах.

Известный многозаходный винтовой механизм с трением качения (1) имеет шарики, заложенные между витками винта и гайки. Витки на винте и гайке выполнены в виде винтовых канавок с одинаковым числом заходов. Кинематический шаг винтовой пары равен шагу винтовой канавки, умноженному на число заходов винта.

Недостаток винтовой пары заключается в том, что шарики, заложенные между витками винта и гайки, непрерывно перемещаются вдоль оси винта и выходят за пределы гайки. Для обеспечения непрерывного потока шариков в пределах гайки в этих конструкциях требуется устройство для возврата шариков.

Известна многозаходная винтовая пара с трением качения (2), в которой гайка выполнена в виде набора колец, жестко установленных в одном корпусе. Кольца снабжены на внутренних поверхностях беговыми дорожками, каждая из которых взаимодействует с шариками. Шарики помещены между витками резьбы винта по одному в каждом заходе и заключены в сепаратор. Недостаток конструкции – низкая долговечность винтовой пары и затруднительная сборка из-за наличия сепаратора. Другой недостаток – ограничена кинематическая возможность винтовой пары, так как применение сепаратора требует увеличение числа заходов резьбы винта.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является механизм (3), выбранный в качестве прототипа. Механизм содержит многозаходный винт с резьбовыми канавками, сечение которого в плоскости, перпендикулярной его оси, имеет звездообразную форму с равномерно расположенными по окружности выступами для удержания шариков. Соосно винту размещена гайка, на внутренней поверхности которой выполнены беговые дорожки, взаимодействующие с шариками, помещенными между витками резьбы. Беговые дорожки на гайке выполнены в виде замкнутых кольцевых проточек.

Недостаток механизма – наличие осевого люфта гайки относительно винта, который обусловлен погрешностями изготовления беговых дорожек гайки и резьбы винта.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение кинематической точности механизма.

Задача решается тем, что в шариковинтовом передаточном механизме, содержащем винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек, взаимодействующих с шариками, помещенными между витками резьбы, шарики, размещенные в соседних винтовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами. Каждый упругий элемент выполнен в виде крестообразной пластинчатой пружины, размещенной в кольцевой проточке гайки. Продольные концы пружины выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные – с внутренним диаметром гайки. Упругий элемент может быть выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия.

Применение упругого элемента в механизме обеспечивает выборку осевого люфта в винтовой паре, а следовательно, повышает кинематическую точность механизма.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг.1 изображен продольный разрез механизма, на фиг.2 – поперечный разрез по кольцевой проточке гайки, на фиг.3 – упругий элемент в контакте с шариками, на фиг.4 – поперечный разрез по кольцевой проточке гайки с упругим элементом в виде цилиндрической пружины сжатия.

Шариковинтовой передаточный механизм состоит из винта 1 (фиг.1) с резьбовыми канавками. Соосно винту 1 установлена гайка 2 с кольцевыми проточками “в”. В кольцевых проточках гайки 2 установлены шарики 3, размещенные между витками резьбы винта 1. Шарики 3, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами 4. Упругие элементы 4 установлены в кольцевых проточках гайки 2. Продольные концы “б” упругого элемента 4 опираются на шарики 3, расположенные в соседних винтовых канавках винта 1. Поперечные концы “а” упругого элемента 4 опираются на внутренний диаметр гайки 2. При числе заходов винта “п” число упругих элементов “к” определяется по формуле:

к=п-2

Шариковинтовой передаточной механизм работает следующим образом. При повороте винта 1 шарики 3, размещенные между витками резьбы винта, воздействуют на кольцевые проточки “в” и перемещают гайку 2 в осевом направлении. Упругие элементы 4 обеспечивают безлюфтовое соединение гайки 2 и винта 1.

Таким образом, предложенное техническое решение позволило повысить кинематическую точность механизма за счет устранения осевого люфта гайки и винта.

Источники информации

1. Павлов Б.И. “Шариковинтовые механизмы в приборостроении”, Ленинград, Машиностроение, 1968 г., стр.38-56, 86-89 – аналог.

2. Авторское свидетельство №121323, СССР – аналог.

3. Турпаев А.И. “Винтовые механизмы и передачи”, Москва, Машиностроение, 1982 г., стр.118 – прототип.

Формула изобретения

1. Шариковинтовой передаточный механизм, содержащий винт с резьбовыми канавками с равномерно расположенными по окружности выступами, гайку с беговыми дорожками, выполненными на ее внутренней поверхности в виде замкнутых кольцевых проточек и взаимодействующими с шариками, помещенными между витками резьбы, отличающийся тем, что шарики, размещенные в соседних резьбовых канавках, попарно подпружинены упругими элементами.

2. Шариковинтовой передаточный механизм по п.1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены в виде крестообразных пластинчатых пружин, размещенных в кольцевых проточках гайки, при этом продольные концы пружин выполнены с возможностью взаимодействия с шариками, а поперечные – с внутренним диаметром гайки.

3. Шариковинтовой передаточный механизм по п.1, отличающийся тем, что упругие элементы выполнены в виде цилиндрических пружин сжатия, размещенных в кольцевых проточках гайки.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 18.02.2008

Извещение опубликовано: 27.12.2009 БИ: 36/2009


Categories: BD_2246000-2246999