(21), (22) Заявка: 2002124670/06, 16.09.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
16.09.2002
(43) Дата публикации заявки: 10.04.2004
(45) Опубликовано: 27.01.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 302647 А, 28.04.1971. SU 1456810 А1, 07.02.1989. RU 2059218 С1, 27.04.1996. RU 2165605 С1, 20.04.2001.
Адрес для переписки:
390014, г.Рязань, Военный автомобильный институт, НИО, Г.Н. Буробиной
|
(72) Автор(ы):
Живов С.Б. (RU), Горностаев А.И. (RU), Пшеничкин Н.И. (RU), Горячев О.В. (RU), Гостеев О.В. (RU), Шишков С.Н. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
Военный автомобильный институт (RU)
|
(54) СПОСОБ ДИАГОСТИКИ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ
(57) Реферат:
Способ диагностики может быть использован для оценки технического состояния поршневой машины. Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей на неработающем двигателе при воздействии постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением 
где А – амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV; kпер – коэффициент передачи датчика, mV; f – частота, на которой проводится диагностирование. Изобретение обеспечивает повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости. 2 ил. 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.
Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.)
Однако при диагностировании сопряженных деталей необходимо использовать устройство для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния. Следующим недостатком известного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний, так как каждое сопряжение, участвующее в движении деталей, создает свой спектр частот и в некоторых случаях частотный спектр одного сопряжения может совпадать с частотным спектром другого сопряжения.
Технический результат направлен на повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости.
Технический результат достигается тем, что оценку технического состояния поршневой машины производят по величине зазоров в сопряженных деталях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и формы ударных импульсов, воздействующих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок. На неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А – амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;
kпep – коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;
f – частота, Гц.
Отличительным признаком от прототипа является то, что на неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А – амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;
kпep – коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;
f – частота, Гц.
На фиг.1 представлен график семейства характеристик зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса; на фиг.2 – графики зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса: а – для частоты f1=100 Гц; б – для частоты f2=200 Гц.
Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность контроля, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.
Например, известно, что на неработающем двигателе при возбуждении его посторонним источником (вибратором) происходят соударения механических объектов. При соударении механических объектов возникают их колебания. В результате взаимодействия соударяющихся объектов возникает возмущающая сила Р, под действием которой коленчатый вал приходит в движение по закону

где o – скорость в момент удара в соединении, м/с;
– собственная частота колебаний вала, Гц.
Максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями на его собственной частоте будет равно

В результате преобразования выражения (2) получим окончательное соотношение для определения максимального отклонения вала

где ав – ускорение вала, м/с2;
f – частота, на которой проводится диагностирование, Гц.
Выражение (3) является общей математической зависимостью, описывающей колебания коленчатого вала любого двигателя. Используя это соотношение, определяют остаточный ресурс коленчатого вала любого двигателя. В частности по данной формуле рассчитывают, а затем строят график зависимости отклонения вала от ускорения в, которое в итоге получает вал от внешнего возбуждения (вибратора), а также тогда, когда неизвестна резонансная частота коленчатого вала.
Ускорение вала в определяется из соотношения

где А – амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;
Тогда соотношение (3) с учетом (4) получаем в виде

На основе соотношения (5) производят исследования технического состояния коленчатых валов любой марки, используя датчики ускорения.
Характер зависимости у=f (А) в общем виде для каждой i-ой частоты выглядит, как показано на фиг.1, при этом f12345<…П.
Семейство характеристик строят для частот, отстающих друг от друга по частоте, например, через 25 Гц. Тогда проводят диагностирование подшипниковых узлов коленчатого вала не только на резонансных частотах, а на любых других частотах, на которых наблюдается наибольшая амплитуда колебаний вала.
Пример расчета для двух частот f1=100 Гц и f2=200 Гц представлен в таблице. Коэффициент передачи датчика kпep=12,5mV·м·сек2.
Расчет зависимости величины поперечного отклонения вала от величины амплитуды виброимпульса.
Таблица |
Частоты |
100Гц |
200 Гц |
A, mV |
У, мкм |
A, mV |
У, мкм |
100 |
32 |
100 |
8 |
150 |
48 |
150 |
12 |
200 |
64 |
200 |
16 |
300 |
96 |
300 |
24 |
400 |
128 |
400 |
32 |
500 |
160 |
500 |
40 |
Формула изобретения
Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А – амплитуда колебаний, принимаемая от датчика;
kпер – коэффициент передачи датчика;
f – частота.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.09.2004
Извещение опубликовано: 10.06.2006 БИ: 16/2006
|