Патент на изобретение №2244894

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2244894 (13) C2
(51) МПК 7
F41G3/26
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2002133854/02, 17.12.2002

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

17.12.2002

(43) Дата публикации заявки: 20.06.2004

(45) Опубликовано: 20.01.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
ГУСАК П. А., РОГАЧЕВ А. М. “Начальная военная подготовка”, Минск, “Рассвет”, 1975, с.273-275. RU 2065130 C1, 10.08.1996. SU 44819 A1, 31.10.1935. SU 14998 A1, 30,04.1930. КОНОПЛЕВ М.А. “Начальная военная подготовка”, М., ДОСААФ, 1962, С.146-147.

Адрес для переписки:

99028, г. Севастополь, пр. Гагарина, 17а, кв.39, А.П. Кондратьеву

(72) Автор(ы):

Кондратьев Александр Петрович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Кондратьев Александр Петрович (UA)

(54) СПОСОБ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

(57) Реферат:

Изобретение относится к средствам для обучения стрельбе из стрелкового оружия. Сущность изобретения заключается в том, что прицеливание по мишени обучаемого под руководством обучающего осуществляется посредством учебного прибора. В качестве мишени используют глаз обучающего или обучаемого, которые располагаются относительно друг друга на расстоянии 40-60 см и в процессе обучения меняются ролями. Реализация изобретения позволяет упростить и ускорить отработку элементов стрельбы. 2 ил.

Изобретение относится к учебным приборам для обучения меткой стрельбе из стрелкового оружия и может быть использовано на этапе начальной стрелковой подготовки.

Известные учебные приборы: ЯК-83, прицельный станок, станок Волкова (см. Гусак П.А. Начальная военная подготовка /П.А.Гусак, А.М.Рогачев. – Минск: Нар. асвета, 1975. – 480 с.) и др., применяемые в вооруженных силах России для военной подготовки стрелков используются при обучении меткому выстрелу. Стрелок обучается ровнять мушку в прорези прицела, правильности прицеливания в специально установленную мишень.

Их недостатком является конструктивная сложность, громоздкость, стационарность, что осложняет процесс обучения меткой стрельбе, к тому же их применение требует большого количества времени на обучение, тогда как учебная программа отводит на изучение данной темы около 5 часов в расчете на класс (взвод). К тому же для обучения меткой стрельбе необходимо применение комплекта приборов.

Рассмотрим в качестве прототипа станок для наводки оружия (Там же, с.273-275). Станок для наводки оружия, экран и указка применяются для тренировки в однообразии прицеливания из стрелкового оружия на сокращенные расстояния (10-15 м). Командир или его помощник – отличный стрелок, наводит оружие в указку (мишень), которую один из обучаемых удерживает на чистом (белом) поле экрана. Наведенное оружие закрепляется на станке. Центр черного круга указки (его положение) фиксируется точкой через отверстие в нем. Это – контрольная точка. После этого командир приказывает сдвинуть указку в сторону, а один из обучаемых, прицеливаясь через прицельное приспособление закрепленного на станке оружия, дает указания, куда подвинуть указку, чтобы она снова оказалась в правильном положении по отношению к прорези прицела, и мушка, т.е. центр указки (отверстие), должна совместиться или приблизиться к контрольной точке.

Недостатком прототипа является то, что наводка постоянно сбивается. Это происходит потому, что контрольная точка была сделана при правильном прицеливании, а оружие закреплено. Следующий обучаемый, допуская ошибки в прицеливании, скажем, все время делал большой просвет, и его точки наводки оказались выше контрольной.

Это приводит к тому, что на тренировку одного стрелка требуется минимум 30 минут. Если учесть, что в классе (взводе) традиционно 25-30 человек, становится ясным, что обучение меткой стрельбе с использованием данного устройства затруднено.

В основу настоящего изобретения поставлена задача упрощения и ускорения отработки элементов меткой стрельбы. Это достигается путем использования (см. фиг.1) учебного прибора, который состоит из ровной мушки (фиг.1, а), прицельного приспособления (фиг.1, б) и мишени (фиг.1, в).

Отличительной особенностью прибора является то, что мишенью служит глаз обучаемого или обучающего, которые находятся друг от друга на расстоянии 40-60 см и меняются ролями в процессе обучения.

При этом обеспечивается надежная обратная связь между обучаемым и обучающим, что позволяет в течение короткого времени отработать все положения меткой стрельбы, а главное – стрелок приобретает навыки ровнять ровную мушку до идеала. Минут за 10 стрелок готов к меткой стрельбе, так как за это время он под руководством командира успевает сделать до 50-ти равнений ровной мушки в прорези прицела.

Обучение с помощью прибора включает три этапа:

1-й этап. Обучаемый, используя прибор, усваивает, что такое ровная мушка и точка прицеливания (фиг.2, а).

2-й этап. Обучаемый с помощью прибора отрабатывает подведение ровной мушки в точку прицеливания и другие элементы стрельбы (фиг.2, б).

3-й этап. Обучаемый усваивает главное -то, что успешная стрельба зависит от ровной мушки, а поэтому в точку прицеливания (район прицеливания) нужно производить наводку так, чтобы мушка была видна четко, а мишень туманно, в противном случае зрачок обучаемого сузится и стрелок может потерять ровную мушку (фиг.2, в).

Преимущество предлагаемого учебного прибора в сравнении с существующими можно продемонстрировать следующим образом:

№п/п Существующие приборы Предлагаемый прибор
1 2 3
1. Комплект учебных приборов, как правило, занимает солидный объем (min40×30×25 см) и весит min 15 кг Прибор мал (около 10 см, вес до 30 г) и умещается в нагрудном кармане
2. Технологически сложны, производство только промышленное Технологически прост. Изготовить можно, как промышленным способом, так и самостоятельно из подсобного материала, например жести
3. Стоимость исчисляется min в сотнях рублей Стоимость не более 3 рублей
4. Обучение возможно только в классе, казарме, учебном городке Обучение не требует специально отведенного места. Практически
в любом месте, в т.ч. в боевых условиях
5. На обучение одного стрелка требуется от часа до полутора За 10 минут один стрелок усваивает приемы меткой стрельбы: учится ровнять ровную мушку в прорези прицела и отрабатывать другие элементы меткой стрельбы
6. Обучение взвода и класса требует большого количества времени (min 30 часов), т.к., как правило, используется один комплект За один час можно обучить меткой стрельбе взвод (класс), т.к. взвод можно обеспечить требуемым количеством дешевых и простых приборов, из расчета 1 прибор на 2-3 человека
7. Контролировать уровень подготовки практически невозможно, т.к. это требует Прибор является мощным средством контроля,
многих часов позволяющим за 1 час проверить, насколько верно 40-50 человек научились приемам меткой стрельбы Контроль можно провести в любом месте
8. Обучение без оружия невозможно Обучение возможно даже без наличия оружия
9. Обучение меткой стрельбе возможно только с использованием комплекта учебных приборов Для обучения меткой стрельбе достаточно предлагаемого прибора

Экономический эффект от предполагаемого изобретения заключается в том, что простота конструкции не требует значительных капиталовложений. Применение простого, дешевого и надежного прибора позволит повысить боеготовность, снизить расход боеприпасов. Прибор принят для обучения МВД России, РОСТО России, полком морской пехоты ЧФ России и школой водолазов ЧФ России.

Формула изобретения

Способ начального обучения меткой стрельбе из стрелкового оружия, включающий прицеливание по мишени обучаемого под руководством обучающего посредством учебного прибора, отличающийся тем, что в качестве мишени используют глаз обучающего или обучаемого, которые располагаются относительно друг друга на расстоянии 40-60 см и в процессе обучения меняются ролями.

РИСУНКИ

Categories: BD_2244000-2244999