|
(21), (22) Заявка: 2002133854/02, 17.12.2002
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
17.12.2002
(43) Дата публикации заявки: 20.06.2004
(45) Опубликовано: 20.01.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
ГУСАК П. А., РОГАЧЕВ А. М. “Начальная военная подготовка”, Минск, “Рассвет”, 1975, с.273-275. RU 2065130 C1, 10.08.1996. SU 44819 A1, 31.10.1935. SU 14998 A1, 30,04.1930. КОНОПЛЕВ М.А. “Начальная военная подготовка”, М., ДОСААФ, 1962, С.146-147.
Адрес для переписки:
99028, г. Севастополь, пр. Гагарина, 17а, кв.39, А.П. Кондратьеву
|
(72) Автор(ы):
Кондратьев Александр Петрович (UA)
(73) Патентообладатель(и):
Кондратьев Александр Петрович (UA)
|
(54) СПОСОБ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЕ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ
(57) Реферат:
Изобретение относится к средствам для обучения стрельбе из стрелкового оружия. Сущность изобретения заключается в том, что прицеливание по мишени обучаемого под руководством обучающего осуществляется посредством учебного прибора. В качестве мишени используют глаз обучающего или обучаемого, которые располагаются относительно друг друга на расстоянии 40-60 см и в процессе обучения меняются ролями. Реализация изобретения позволяет упростить и ускорить отработку элементов стрельбы. 2 ил.

Изобретение относится к учебным приборам для обучения меткой стрельбе из стрелкового оружия и может быть использовано на этапе начальной стрелковой подготовки.
Известные учебные приборы: ЯК-83, прицельный станок, станок Волкова (см. Гусак П.А. Начальная военная подготовка /П.А.Гусак, А.М.Рогачев. – Минск: Нар. асвета, 1975. – 480 с.) и др., применяемые в вооруженных силах России для военной подготовки стрелков используются при обучении меткому выстрелу. Стрелок обучается ровнять мушку в прорези прицела, правильности прицеливания в специально установленную мишень.
Их недостатком является конструктивная сложность, громоздкость, стационарность, что осложняет процесс обучения меткой стрельбе, к тому же их применение требует большого количества времени на обучение, тогда как учебная программа отводит на изучение данной темы около 5 часов в расчете на класс (взвод). К тому же для обучения меткой стрельбе необходимо применение комплекта приборов.
Рассмотрим в качестве прототипа станок для наводки оружия (Там же, с.273-275). Станок для наводки оружия, экран и указка применяются для тренировки в однообразии прицеливания из стрелкового оружия на сокращенные расстояния (10-15 м). Командир или его помощник – отличный стрелок, наводит оружие в указку (мишень), которую один из обучаемых удерживает на чистом (белом) поле экрана. Наведенное оружие закрепляется на станке. Центр черного круга указки (его положение) фиксируется точкой через отверстие в нем. Это – контрольная точка. После этого командир приказывает сдвинуть указку в сторону, а один из обучаемых, прицеливаясь через прицельное приспособление закрепленного на станке оружия, дает указания, куда подвинуть указку, чтобы она снова оказалась в правильном положении по отношению к прорези прицела, и мушка, т.е. центр указки (отверстие), должна совместиться или приблизиться к контрольной точке.
Недостатком прототипа является то, что наводка постоянно сбивается. Это происходит потому, что контрольная точка была сделана при правильном прицеливании, а оружие закреплено. Следующий обучаемый, допуская ошибки в прицеливании, скажем, все время делал большой просвет, и его точки наводки оказались выше контрольной.
Это приводит к тому, что на тренировку одного стрелка требуется минимум 30 минут. Если учесть, что в классе (взводе) традиционно 25-30 человек, становится ясным, что обучение меткой стрельбе с использованием данного устройства затруднено.
В основу настоящего изобретения поставлена задача упрощения и ускорения отработки элементов меткой стрельбы. Это достигается путем использования (см. фиг.1) учебного прибора, который состоит из ровной мушки (фиг.1, а), прицельного приспособления (фиг.1, б) и мишени (фиг.1, в).
Отличительной особенностью прибора является то, что мишенью служит глаз обучаемого или обучающего, которые находятся друг от друга на расстоянии 40-60 см и меняются ролями в процессе обучения.
При этом обеспечивается надежная обратная связь между обучаемым и обучающим, что позволяет в течение короткого времени отработать все положения меткой стрельбы, а главное – стрелок приобретает навыки ровнять ровную мушку до идеала. Минут за 10 стрелок готов к меткой стрельбе, так как за это время он под руководством командира успевает сделать до 50-ти равнений ровной мушки в прорези прицела.
Обучение с помощью прибора включает три этапа:
1-й этап. Обучаемый, используя прибор, усваивает, что такое ровная мушка и точка прицеливания (фиг.2, а).
2-й этап. Обучаемый с помощью прибора отрабатывает подведение ровной мушки в точку прицеливания и другие элементы стрельбы (фиг.2, б).
3-й этап. Обучаемый усваивает главное -то, что успешная стрельба зависит от ровной мушки, а поэтому в точку прицеливания (район прицеливания) нужно производить наводку так, чтобы мушка была видна четко, а мишень туманно, в противном случае зрачок обучаемого сузится и стрелок может потерять ровную мушку (фиг.2, в).
Преимущество предлагаемого учебного прибора в сравнении с существующими можно продемонстрировать следующим образом:
№п/п |
Существующие приборы |
Предлагаемый прибор |
1 |
2 |
3 |
1. |
Комплект учебных приборов, как правило, занимает солидный объем (min40×30×25 см) и весит min 15 кг |
Прибор мал (около 10 см, вес до 30 г) и умещается в нагрудном кармане |
2. |
Технологически сложны, производство только промышленное |
Технологически прост. Изготовить можно, как промышленным способом, так и самостоятельно из подсобного материала, например жести |
3. |
Стоимость исчисляется min в сотнях рублей |
Стоимость не более 3 рублей |
4. |
Обучение возможно только в классе, казарме, учебном городке |
Обучение не требует специально отведенного места. Практически |
|
|
в любом месте, в т.ч. в боевых условиях |
5. |
На обучение одного стрелка требуется от часа до полутора |
За 10 минут один стрелок усваивает приемы меткой стрельбы: учится ровнять ровную мушку в прорези прицела и отрабатывать другие элементы меткой стрельбы |
6. |
Обучение взвода и класса требует большого количества времени (min 30 часов), т.к., как правило, используется один комплект |
За один час можно обучить меткой стрельбе взвод (класс), т.к. взвод можно обеспечить требуемым количеством дешевых и простых приборов, из расчета 1 прибор на 2-3 человека |
7. |
Контролировать уровень подготовки практически невозможно, т.к. это требует |
Прибор является мощным средством контроля, |
|
многих часов |
позволяющим за 1 час проверить, насколько верно 40-50 человек научились приемам меткой стрельбы Контроль можно провести в любом месте |
8. |
Обучение без оружия невозможно |
Обучение возможно даже без наличия оружия |
9. |
Обучение меткой стрельбе возможно только с использованием комплекта учебных приборов |
Для обучения меткой стрельбе достаточно предлагаемого прибора |
Экономический эффект от предполагаемого изобретения заключается в том, что простота конструкции не требует значительных капиталовложений. Применение простого, дешевого и надежного прибора позволит повысить боеготовность, снизить расход боеприпасов. Прибор принят для обучения МВД России, РОСТО России, полком морской пехоты ЧФ России и школой водолазов ЧФ России.
Формула изобретения
Способ начального обучения меткой стрельбе из стрелкового оружия, включающий прицеливание по мишени обучаемого под руководством обучающего посредством учебного прибора, отличающийся тем, что в качестве мишени используют глаз обучающего или обучаемого, которые располагаются относительно друг друга на расстоянии 40-60 см и в процессе обучения меняются ролями.
РИСУНКИ
|
|