Патент на изобретение №2244863

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2244863 (13) C2
(51) МПК 7
F16K3/10
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.01.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2003110827/06, 15.04.2003

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.04.2003

(43) Дата публикации заявки: 10.10.2004

(45) Опубликовано: 20.01.2005

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 4294427 А, 13.10.1981. RU 2007648 С1, 15.02.1994. SU 932050 А, 30.05.1982. GB 1464670 А, 16.02.1977. DE 3643152 А1, 02.07.1987. DE 2035569 А, 11.02.1971.

Адрес для переписки:

440028, г.Пенза, пр-т Победы, 75а, ОАО “Пензтяжпромарматура”, конструкторский отдел, бюро сертификации и технической информации

(72) Автор(ы):

Жевелев О.Ю. (RU)

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Пензтяжпромарматура” (RU)

(54) ЗАДВИЖКА

(57) Реферат:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в закрытых помещениях в качестве запорного органа в трубопроводах с жидкими и газообразными средами в атомной, энергетической и других областях промышленности. Задвижка содержит корпус с седлом и вертикальными направляющими. Эти направляющие служат для перемещения по ним тяги. Посредством тяги шпиндель взаимодействует с затвором. Затвор снабжен направляющими пазами. Последние обеспечивают поступательное движение по ним рычагов. Одним концом рычаги закреплены на поворотной оси. Затвор шарнирно связан с тягой. Изобретение направлено на уменьшение габаритов задвижки и ее массы с меньшим ходом выдвижного шпинделя и, как следствие, малым временем срабатывания. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Задвижка предназначена для использования в качестве запорного органа в трубопроводах с жидкими и газообразными средами в атомной, энергетической и других отраслях промышленности.

Задвижка содержит корпус с седлом, крышку, шпиндель, рычаги, тягу, размещенную в вертикальных направляющих корпуса и связанную разъемным соединением со шпинделем. Затвор шарнирно связан с тягой, рычаги находятся в направляющих пазах затвора и имеют возможность вращаться вокруг закрепленных в корпусе осей.

Изобретение позволяет понизить габариты с выдвижным шпинделем, ход шпинделя и время срабатывания, что дает возможность использовать ее в закрытых помещениях наряду с задвижками с невыдвижным шпинделем.

Известна задвижка с невыдвижным шпинделем (RU, патент №2157936, Кл. F 16 К 3/14, 2000 г.), которая содержит корпус с направляющими вертикальными ребрами и установленную с возможностью перемещения по ним под действием шпинделя каретку, в которой размещена ось тарелки. Положение каретки относительно корпуса фиксирует рычаг. В каретке размещена ходовая гайка, размещенная на резьбовой части шпинделя.

Недостатками конструкции задвижки с невыдвижным шпинделем является то, что ходовая гайка расположена в транспортируемой среде, что влечет за собой преждевременный ее износ, а значит, снижает эксплуатационную надежность.

Известна задвижка с выдвижным шпинделем (US, патент №4294427, кл. 251-86, 1981 г.) – прототип, содержащая корпус с седлом и направляющими для движения тяги, соединенной со шпинделем с помощью разъемного соединения, в которой на поворотной оси закреплен асимметричный диск.

Недостатками конструкции являются:

– большие габариты, что ограничивает ее использование в закрытых помещениях;

– большой ход шпинделя и время, необходимое для полного открытия и закрытия проходного канала;

– большую металлоемкость и массу конструкции.

Задачей изобретения является создание компактной конструкции запорной арматуры, в которой устранены недостатки, присущие вышеперечисленным видам трубопроводной арматуры.

Для решения задачи в конструкции задвижки с выдвижным шпинделем – прототипа, содержащего корпус с направляющими и седлом, затвор шарнирно соединен с тягой, которая связана разъемным соединением со шпинделем, и снабжен двумя направляющими пазами, в которых размещены рычаги, прикрепленные к корпусу на поворотной оси.

На фиг.1, 2 представлена конструкция заявленной задвижки. Затвор показан в закрытом положении.

На фиг.3, 4 показана задвижка в положении “открыто” – сплошной линией и в промежуточном положении затвора – штриховой линией.

На фиг.5 изображен узел крепления тяги с затвором и шпинделем. Вид А.

На фиг.6 показано шарнирное соединение рычага с корпусом. Разрез Б-Б.

Задвижка содержит корпус 1 с вертикальными направляющими 2 и седлом 3, крышку 4, ходовую гайку 5, затвор 6 с направляющими пазами 7 и опорами 8, тягу 9, шпиндель 10 и рычаги 11.

В корпусе 1 (фиг.6) с помощью гаек 12 жестко зафиксированы оси 13, на которых шарнирно закреплены рычаги 11.

Тяга 9 (фиг.1, 5) перемещается по направляющим 2 корпуса 1 под воздействием шпинделя 10. Тяга 9 и шпиндель 10 соединены разъемным соединением 14, которое удерживает шпиндель 10 от вращения, при его продольном перемещении, под воздействием ходовой гайки 5.

Затвор 6 выполнен в форме диска с симметричными опорами 8, каждая из которых снабжена направляющим пазом 7 для рычага 11 и отверстием для соединения с тягой 16.

Тяга 9 (фиг.5) выполнена в виде балки и имеет на каждом конце две параллельные пластины с соосными отверстиями, образующие вилку, шарнирно связанную с опорой затвора с помощью оси 15.

Задвижка работает следующим образом. В открытом положении затвор расположен горизонтально (фиг.3, 4). При вращении ходовой гайки 5 бугельного узла шпиндель 10 и связанная с ним тяга 9 перемещается поступательно вниз по направляющим 2 корпуса 1. При этом рычаги 11 взаимодействуют с направляющими пазами 7 затвора 6, перемещаясь по ним и поворачиваясь вокруг поворотных осей 13, закрепленных в корпусе 1, вынуждая затвор поворачиваться вокруг осей 15 относительно тяги 9, и прижиматься к седлу 3 в закрытом положении (фиг.1).

Взаимодействие рычагов 11 с направляющими пазами 7 затвора 6 обеспечивает возможность принимать затвору горизонтальное положение в открытом положении. Что делает конструкцию задвижки малогабаритной, с меньшим ходом шпинделя и, как следствие, малым временем срабатывания арматуры. Это позволит заменить задвижки с невыдвижным шпинделем, которые применяются в закрытых помещениях.

Формула изобретения

1. Задвижка, содержащая корпус с седлом и вертикальными направляющими, служащими для перемещения по ним тяги, посредством которой шпиндель взаимодействует с затвором, отличающаяся тем, что затвор снабжен направляющими пазами, обеспечивающими поступательное движение по ним рычагов, одним концом закрепленных на поворотной оси, и шарнирно связан с тягой.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что затвор выполнен в виде диска и имеет две симметричные опоры, каждая из которых содержит направляющий паз для движения рычага и отверстие для связи с тягой.

3. Задвижка по п.2, отличающаяся тем, что тяга выполнена в виде балки, имеющей на каждом конце вилку, соединенную поворотной осью с опорой затвора.

РИСУНКИ


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.04.2007

Извещение опубликовано: 27.02.2008 БИ: 06/2008


Categories: BD_2244000-2244999