|
(21), (22) Заявка: 2003109669/06, 07.04.2003
(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
07.04.2003
(45) Опубликовано: 20.01.2005
(56) Список документов, цитированных в отчете о поиске:
SU 1495554 A1, 23.07.1989. RU 99127582 А, 10.09.2001. GB 1260114 А, 12.01.1972. GB 20022217 А, 12.12.1979. US 5829471 А, 03.11.1998. US 6260822 А, 17.07.2001. DE 2320740 A, 14.11.1974. EP 0135042 A1, 27.03.1985.
Адрес для переписки:
423452, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ГОС-2, а/я 324, ООО “Поиск”
|
(72) Автор(ы):
Козлов М.Т. (RU), Шушков А.А. (RU), Котин А.П. (RU), Шушков А.А. (RU), Тухватуллин Р.Р. (RU)
(73) Патентообладатель(и):
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “ПОИСК” (RU)
|
(54) ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА
(57) Реферат:
Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к трубопроводной запорной арматуре, и предназначено в качестве запорного органа для использования в трубопроводных системах поддержания пластового давления при добыче нефти. Шиберная задвижка содержит корпус с проходными каналами, шибер с проходным отверстием. Подвижные втулочные седла размещены в гнездах корпуса и поджаты к шиберу пружинами. Уплотнительные элементы установлены между шибером и втулочными седлами. Задвижка также имеет шпиндель с сальниковой набивкой, крышку и маховик. Уплотнительные элементы выполнены в виде самоуплотняющихся манжет с П-образной формой сечения. Эти манжеты обращены открытой стороной к центру и установлены в кольцевых расточках. Последние выполнены на противоположных сторонах уплотняемых поверхностей шибера. Прилегающая к седлу стенка каждой манжеты выполнена с большим углом наклона к оси расточки, чем противолежащая ей стенка. Каждая манжета снабжена тонкостенным кольцом, размещенным в ее кольцевом пространстве. Подвижные седла снабжены щеками. Эти щеки жестко соединены с седлами и вытянуты в диаметральном направлении. Со стороны крышки длина их не менее длины хода шпинделя. С противоположной стороны длина равна сумме величин хода шпинделя и половине диаметра проходного канала корпуса плюс 2-3 мм. Изобретение направлено на обеспечение высокой эксплуатационной надежности и низких эксплуатационных расходов задвижки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области арматуростроения, а именно к трубопроводной запорной арматуре, и предназначено для трубопроводных систем поддержания пластового давления при добыче нефти и может также применяться в других отраслях народного хозяйства.
Известна шиберная задвижка, состоящая из корпуса с проходными отверстиями, седел, шибера, уплотнительных колец, шпинделя, крышки, подшипника и маховика-ручки. (Полезная модель №23479, МКИ 7 F 16 K 3/02, 2002.)
Недостатки устройства:
– неудовлетворительная эксплуатационная надежность, обусловленная сравнительно частым нарушением уплотнительных поверхностей седел и шибера из-за агрессивности перекачиваемой среды (пластовая вода) и наличия в ней твердых механических примесей;
– значительные эксплуатационные расходы, связанные с частыми заменами задвижек и трудоемкостью их ремонта.
Известна также шиберная задвижка, состоящая из корпуса с проходными отверстиями, шибера с проходным отверстием и уплотнительньтм участком, подвижных втулочных седел с уплотнительными кольцами на наружных поверхностях, шпинделя с сальниковой набивкой, крышки, подшипника качения и маховика-ручки. (Паспорт ЗШ.00.000ПС на задвижку 3Ш-65×35 производства ГУЛ “Зеленодольский завод им. А.М.Горького”, 1996 г., г.Зеленодольск, Татарстан).
Недостатки устройства:
– сравнительно быстрое нарушение герметичности уплотняемых поверхностей седел и шибера, обусловленное их эрозией, вызываемой наличием в перекачиваемой среде твердых механических частиц и агрессивности перекачиваемой среды по отношению к этим поверхностям;
– значительные эксплуатационные расходы, связанные с частыми выходами из строя задвижек.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является шиберная задвижка, состоящая из корпуса с проходными каналами, шибера с проходным отверстием, подвижных втулочных седел, размещенных в гнездах корпуса, уплотнителънътх элементов, установленных между шибером и втулочными седлами, пружин, шпинделя с сальниковой набивкой, крышки и маховика (А.С. №1495554, МКИ 4 F 16 К 3/02, 3/30, 1989).
Основными недостатками устройства являются:
– неудовлетворительная эксплуатационная надежность, обусловленная тем, что участок упругого уплотнителя 12, примыкающий к шиберу 4, изгибается под действием давления жидкости в канале 2 в сторону кольцевой полости 14. В результате снижается удельное давление на шибер 4, что приводит к просачиванию перекачиваемой жидкости из канала 2 в кольцевую полость 14 и оттуда в отверстие 5. Интенсивность просачивания жидкости возрастает по мере износа уплотняемых поверхностей наружной втулки 8 и шибера 4;
– значительные эксплуатационные расходы, связанные с малым сроком службы задвижек, приводящим к частым их заменам.
Задачей изобретения является создание шиберной задвижки, обладающей высокой эксплуатационной надежностью и низкими эксплуатационными расходами.
Указанная задача решается предлагаемой задвижкой, включающей корпус с проходными каналами, шибер с проходным отверстием, подвижные втулочные седла, размещенные в гнездах корпуса, уплотнительные элементы, установленные между шибером и втулочными седлами, пружины, шпиндель с сальниковой набивкой, крышку и маховик.
Новым является то, что в качестве уплотнительных элементов использованы самоуплотняющиеся манжеты с П-образной формой сечения, обращенные открытой стороной к центру и установленные в кольцевых расточках, выполненных на противоположных сторонах уплотняемых поверхностей шибера, причем прилегающая к седлу стенка каждой манжеты выполнена с большим углом наклона к оси расточки, чем противолежащая ей стенка, при этом каждая манжета снабжена тонкостенным кольцом, размещенным в ее кольцевом пространстве, кроме этого подвижные седла снабжены щеками, жестко соединенными с ними и вытянутыми в диаметральном направлении, причем со стороны крышки длина их не менее длины хода шпинделя, а с противоположной – она равна мм, где h – ход шпинделя, d – диаметр проходного канала корпуса.
Новым также является то, что концы щек с внутренней стороны, обращенные к маховику, скошены.
На фиг.1 изображен общий вид предлагаемой шиберной задвижки в продольном сечении.
На фиг.2 – общий вид задвижки в поперечном сечении.
На фиг.3 – вид I фиг.1 в увеличенном масштабе.
На фиг.4 – вид II фиг.1 в увеличенном масштабе.
Шиберная задвижка (фиг.1) состоит из корпуса 1 с проходными каналами 2 и 3, шибера 4 с проходным отверстием 5, подвижных втулочных седел 6 и 7, щек 8 и 9, жестко соединенных с седлами. Щеки вытянуты в диаметральном направлении, причем со стороны верхней части длина их не менее длины хода шпинделя 10, а с противоположной – она равна мм, где h – ход шпинделя, d – диаметр проходного канала корпуса.
Уплотняемые поверхности шибера с противоположных сторон снабжены кольцевыми расточками 11 и 12 (фиг.3), в которых установлены уплотнительные элементы в виде самоуплотняющихся манжет 13 и 14 с П-образной формой сечения, обращенные открытой стороной к центру, причем у каждой манжеты прилегающая к седлу стенка выполнена с большим углом наклона к оси расточки, чем противолежащая ей стенка.
Последнее обеспечивает надежное уплотнение при наличии небольшого зазора между шибером и щеками. Манжеты снабжены тонкостенными кольцами 15.
Втулочные седла 6 и 7 поджимаются к шиберу тарельчатыми пружинами 16 (фиг.4). Задвижка содержит также крышку 17, уплотнительные кольца 18, стойки 19 и маховик 20.
Работает задвижка следующим образом. В положении, когда отверстие 5 шибера 4 располагается соосно с осями проходных отверстий 2 и 3, шиберная задвижка полностью открыта. В этом случае полости “А” и “Б” разобщены от полости “В” уплотняемыми поверхностями седел 6 и 7 и шибера 4. При этом надежность разобщения зависит от состояния их уплотняемых поверхностей.
При подаче шибера 4 вниз активное проходное сечение отверстия 5, находящегося в створе проходных отверстий 2 и 3, уменьшается. Когда нижние части манжет 13 и 14 начинают входить в зону проходных отверстий 2 и 3, давлением жидкости стенки манжет 13 и 14 отгибаются от уплотняемых поверхностей седел 6 и 7 в продольном направлении. При этом деформацию манжет в поперечном направлении предотвращают кольца 15. В результате полости “А” и “Б” сообщаются с полостью “В”. Когда верхний край отверстия 5 подходит к осям проходных отверстий 2 и 3, верхние края манжет 13 и 14 начинают наезжать на скошенные участки щек 8 и 9. В этот момент полости “А” и “Б” с одной стороны и “В” с другой все еще сообщены, и нет между ними перепада давления, который нарушил бы форму манжет 13 и 14. Дальнейшее перемещение шибера 4 сопровождается соблюдением этого условия до тех пор, пока верхний край отверстия 5 шибера 4 не совпадет с нижним краем отверстий 2 и 3 седел 6 и 7. С этого момента начинается разобщение полостей “А” и “Б” от полости “В”. Дальнейшее перемещение шибера 4 приводит к тому, что манжеты 13 и 14 наезжают на уплотняемые поверхности седел 6 и 7, причем вначале прилегающие к уплотняемым поверхностям 6 и 7 стенки манжет 13 и 14 находятся в уравновешенном (разгруженном) состоянии. Это происходит из-за равенства давлений по обе стороны стенок манжеты. Когда шибер 4 займет нижнее крайнее положение, полость “А” надежно разобщена от полостей “Б” и “В”. С момента осуществления герметизации полостей под действием давления жидкости на площадь, охватываемую уплотнением 18, шибер 4 и седла 6 и 7 смещаются в направлении транспортирования перекачиваемой жидкости на величину “а” (фиг 4), равную приблизительно до 1 мм. При этом тарельчатая пружина 16, расположенная со стороны седла 6, разгружена, а со стороны 7 – нагружена.
Открытие задвижки осуществляется в обратной последовательности.
Предлагаемая задвижка позволяет:
– резко повысить эксплуатационную надежность благодаря достижению надежной герметизации полостей даже при значительных геометрических нарушениях уплотняемых поверхностей седел и шибера;
– снизить эксплуатационные расходы благодаря увеличению межремонтного периода и улучшению условий труда операторов.
Формула изобретения
1. Шиберная задвижка, содержащая корпус с проходными каналами, шибер с проходным отверстием, подвижные втулочные седла, размещенные в гнездах корпуса, уплотнительные элементы, установленные между шибером и втулочными седлами, пружины, шпиндель с сальниковой набивкой, крышку и маховик, отличающаяся тем, что уплотнительные элементы выполнены в виде самоуплотняющихся манжет с П-образной формой сечения, обращенных открытой стороной к центру и установленных в кольцевых расточках, выполненных на противоположных сторонах уплотняемых поверхностей шибера, причем прилегающая к седлу стенка каждой манжеты выполнена с большим углом наклона к оси расточки, чем противолежащая ей стенка, при этом каждая манжета снабжена тонкостенным кольцом, размещенным в ее кольцевом пространстве, кроме этого, подвижные седла снабжены щеками, жестко соединенными с ними и вытянутыми в диаметральном направлении, причем со стороны крышки длина их не менее длины хода шпинделя, а с противоположной она равна

где h – ход шпинделя;
d – диаметр проходного канала корпуса.
2. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что концы щек с внутренней стороны, обращенные к маховику, скошены.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 08.04.2005
Извещение опубликовано: 27.12.2006 БИ: 36/2006
|
|